Основные критерии и особенности ведения бизнеса в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

С 1997 года Федеративная Республика Германия - важнейший торговый партнер Российской Федерации. В свою очередь, Россия в 2010 году занимала 14-е место в списке внешнеторговых партнеров Германии. Двусторонний торговый обмен достиг в 2010 году рекордных показателей – 48,46 миллиардов немецких марок (+16% по сравнению с 2000 годом). После резкого падения объемов германского экспорта в Россию вследствие августовского кризиса 1998 года (1998: -11,7%; 1999: -31,8%) начиная с 2000 года наметилась обратная тенденция: объем германского экспорта вновь существенно вырос (2000: +31,7%, 2010: +54%).

Вложенные файлы: 1 файл

С 1997 года Федеративная Республика Германия.docx

— 207.94 Кб (Скачать файл)

С 1997 года Федеративная Республика Германия - важнейший торговый партнер  Российской Федерации. В свою очередь, Россия в 2010 году занимала 14-е место в списке внешнеторговых партнеров Германии. Двусторонний торговый обмен достиг в 2010 году рекордных показателей – 48,46 миллиардов немецких марок (+16% по сравнению с 2000 годом). После резкого падения объемов германского экспорта в Россию вследствие августовского кризиса 1998 года (1998: -11,7%; 1999: -31,8%) начиная с 2000 года наметилась обратная тенденция: объем германского экспорта вновь существенно вырос (2000: +31,7%, 2010: +54%). Зеркальным отражением этих процессов стала основанная на массированном обесценивании рубля (1998) динамика российского экспорта в Германию, которая характеризовалась значительным ростом показателей в 1999 ( +8,5%) и 2000 (+73,7%) годах. Ослабление влияния девальвации рубля привело в 2010 году к незначительному снижению российского экспорта (-1,2%). В силу этого внешнеторговый баланс, который традиционно складывается в пользу России, в 2010 году уменьшился почти на 50% (сальдо торгового баланса в пользу России составило в 2010 году 8,34 миллиардов евро по сравнению с 15,44 миллиардами евро в 2000 году).

По оценкам, более половины российских компаний, работающих в  Германии, — это малые и средние  предприятия.

 

Российские компании активно  заняты в многочисленных отраслях, однако основными сферами их деятельности являются туризм, логистика, сегмент  предметов роскоши, строительство  и добыча природных ресурсов, поставки автозапчастей, информационные технологии и торговля. Согласно проведенному среди компаний опросу, в будущем  значимость немецкого рынка будет  только расти, превосходя другие восточно- и западноевропейские рынки.

 

У малых и средних предприятий  зачастую отсутствует общее понимание (бюрократических) условий и немецкой экономической системы и глубокие знания конкретной отрасли или рынка  и немецкой культуры ведения бизнеса. Следствием этого могут быть недоразумения  между партнерами по бизнесу или  разработка бизнес-плана, основанного  на ложных предположениях (например, в  отношении спроса, экспансивного  рынка).

Крупные компании, напротив, высоко ценят профессиональные услуги юристов и бизнес-консультантов. Прежде чем проникнуть на рынок Германии, эти компании пытаются заручиться информационной поддержкой консалтинговых фирм, ассоциаций, юристов и специалистов по исследованию рынка. Обращения в официальные  органы, например торговые и промышленные палаты, органы государственной власти, или даже к приятелям довольно редки, и в основном происходят со стороны более мелких компаний. Ярмарки-выставки российские компании в преддверии выхода на рынок рассматривают, прежде всего, в качестве инструмента создания и поддержания делового имиджа. При выборе места своего размещения, российские компании руководствуются, прежде всего, соображениями деловой выгоды. В отличие от других иностранных инвесторов российская диаспора играет менее значимую роль. В национальной среде Германии перед российскими предприятиями стоят проблемы иного толка, не поддающиеся обобщению. 

В немецком обществе и деловой  сфере за российскими компаниями закрепилась особая, неоднозначная  репутация.

 

Вторая важная проблема, особенно касающаяся малых и средних предприятий, — зачастую неадекватный анализ рыночной среды иотсутствие представительств по продажам и маркетингу, что чревато  трудностями в привлечении клиентов. Напротив, крупные компании, как  правило, очень хорошо интегрируются  рыночную среду Германии.

 

На уровне отдельного предприятия  основную трудность для российских компаний, отличающихся консервативным авторитарным стилем управления, представляет гармонизация немецкой и российской культур управления. Согласно утверждениям аналитиков российским компаниям настоятельно рекомендуется :

 

• приобрести глубокие знания и опыт международной деятельности, например в рамках специализированных программ МВА;

 

• искать возможности обмена опытом с другими представленными  на международной арене российскими  компаниями и при необходимости  внедрить соответствующие инициативы в свою практику;

 

• при подготовке к выходу на рынок опираться на профессиональную поддержку и провести тщательный анализ рынка, прибегнув к соответствующим  источникам (особенно касается МСП);

 

• наладить хорошее корпоративное  управление и открытые внутренние и  внешние корпоративные коммуникации;

 

• уделять особое внимание формированию культуры управления, учитывающей  межкультурные особенности.

 

Потенциал развития германо-российской торговли до сих пор используется не в полном объеме. Одна из причин этого заключается в диспропорциях товарной структуры двусторонней торговли: Россия экспортирует преимущественно сырье и энергоносители (так, Россия является крупнейшим поставщиков газа для Германии: на ее долю приходится около 40% германского импорта газа и 25% импорта нефти), в то время как Германия экспортирует в первую очередь машины и другую готовую продукцию. Это является препятствием для органического роста объемов двусторонней торговли. С одной стороны, сырье и энергоносители больше подвержены резким колебаниям цен на мировых рынках, с другой стороны, спрос на них в Германии растет не такими быстрыми темпами, как совокупный социальный продукт. Наиболее динамично внешняя торговля развивается с теми странами, которые имеют сравнимую с германской структуру экспорта и импорта, например, с другими государствами ЕС или Соединенными Штатами Америки.

Германия - важнейший экономический  партнер России среди стран ЕС и в большинстве случаев играет для нее роль "окна в Европу". С другой стороны, экономическое сотрудничество Германии с Россией лежит в русле политики Евросоюза по отношению к России, основу которой составляет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Цель работы – характеристика особенностей организации в Германии предприятий с иностранным капиталом  и осуществления ими предпринимательской  деятельности. В качестве примера взято предприятие по производству компьютерной техники.  В соответствии с поставленной целью задачи работы следующие:

1. анализ законодательства Германии о предпринимательской деятельности в части форм организации иностранных предприятий;

2. анализ деятельности российского предприятия по производству компьютерной техники, имеющего представительство в Германии (на примере ОАО "ITRUS").

Предметом исследования является правовое регулирование деятельности совместных предприятий в Германии. Объект исследования – деятельность ОАО "ITRUS".

 

 

 

 

 

 

Глава I. Нормативно-правовое регулирование бизнеса в Германии

 

1.1 Политико-правовые условия  деятельности иностранных компаний  в Германии

 

В Германии действует принцип  свободы предпринимательства, поэтому  на занятие коммерцией не требуется  специального разрешения. Существуют лишь ограничения на определенные виды коммерции (для них необходимо специальное разрешение), а именно:

    • розничная торговля;
    • грузовые и пассажирские перевозки;
    • посреднические сделки;
    • гостиничное, ресторанное дело;
    • туристическая коммерция.

Иностранцы хотя и имеют  одинаковые с немцами права в  занятии коммерцией, но все же некоторые  законодательные акты, прежде всего  закон о статусе иностранных  граждан, накладывают ограничения  на деятельность зарубежных бизнесменов. Поэтому разрешение на проживание может дополняться различными условиями, индивидуальными для каждой земли (Bundeslаnder) — административной единицы Германии.

Ограничений на финансирование иностранных компаний на местном  рынке ссудного капитала нет. В Германии вообще нет существенных финансовых и валютных ограничений в отношении иностранного капитала, за исключением обязанности регистрировать в местных банковских учреждениях операции по переводу средств за рубеж и из-за рубежа.

Собственная фирма в Германии - это следующие преимущества для  иностранных предпринимателей не только в Германии, но и во всем мире:

1.  Реализация товаров и услуг под немецкой торговой маркой.

2. Возможность ввозить в СНГ технику, оборудование и др.товары без таможенных пошлин и НДС, как уставной капитал совместного предприятия.

3.Деньги, вложенные в предприятие  на СНГ Вашей немецкой фирмой, надежно защищены как иностранные  инвестиции. Счета в немецких банках, кредитные карты, чековые книжки.

4.Возвращение налога на  добавленную стоимость в Германии.

5.Возможность получения  вида на жительство в Германии  учредителю фирмы и членам  его семьи и в дальнейшем  получение немецкого гражданства.

6.Ведение бизнеса, открытие  филиалов на всей территории  ЕС.

7.Многократные годовые  бизнес-визы в Германию.

8.Страхование по льготным  тарифам, предусмотренным для  немецкой фирмы.

9.Получение дотаций и  субсидий в Германии.

10.Получение кредитов  в немецких банках.

 

1.2 Налоговая система  и трудовое законодательство  Германии

 

Существующие в Германии налоги можно условно разделить  на три категории: налоги на доходы, налоги на имущество и налоги на сделки и потребление.

Подоходный налог (Einkommenssteuer)

Подоходный налог подлежит уплате физическими лицами, частными предпринимателями и партнерами общества, если они являются субъектами налогообложения в неограниченной степени. Налоговые резиденты уплачивают подоходный налог со всего подлежащего подоходному налогу дохода, вне зависимости от того, в какой стране этот доход получен. Лица, не являющиеся налоговыми резидентами, уплачивают подоходный налог только с того дохода, который получен в Германии. Налоговым резидентом Германии считается лицо, постоянно проживающее или пребывающее на территории Германии.

Подоходным налогом облагаются следующие виды доходов:

    • доходы от сельского и лесного хозяйства
    • доходы от хозяйственной деятельности
    • доходы от предоставления индивидуальных услуг
    • доходы от работы по трудовому договору
    • доходы от вложений финансовых средств
    • доходы от аренды

и др.

Наибольшее значение для  иностранных инвесторов имеют налоги на прибыль предприятий, на заработную плату и на доходы от вложений финансовых средств

Налог на заработную плату

Налог на заработную плату  является специфической формой подоходного  налога. Им облагаются только доходы, полученные от трудовой деятельности в качестве наемного работника. Работодатель обязан удержать причитающийся налог на заработную плату согласно таблице налогов на заработную плату и внести его в соответствующий финансовый орган. Работодатель несет персональную ответственность за это. Эта процедура налогообложения действительна и для представительств иностранных фирм в стране.

Налог на прибыль предприятий (Körperschaftsteuer)

Налогом на прибыль предприятий  облагаются доходы юридических лиц, место регистрации или головного  офиса которых находится на территории Германии. Налоговая ставка составляет 25%.

Налогооблагаемой базой  является прибыль предприятия за вычетом сумм, использованных на получение  этой прибыли.

Следует отметить, что в  отношении физических лиц существует так называемая "процедура по половине дохода" (Halbeinkünfteverfahren): подоходным налогом облагается лишь половина доходов  в виде дивидендов и от продажи  акций или долей.

Налог на добавленную стоимость

Налогом на добавленную стоимость, в принципе облагается любая услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской  деятельности. Таким образом, объектом налогообложения является любая услуга, непредназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС. Приобретение товаров в рамках Европейского сообщества облагается НДС только в случае, если оно производится за оплату на территории страны. По общему правилу НДС уплачивать предприятие, предоставляющее товар или услугу. Однако в случае сделок купли-продажи в рамках сообщества НДС из практических соображений уплачивается покупателем. НДС начисляется на всех этапах, т. е. с первоначальной поставки производителя до последней поставки конечному потребителю.

Взнос солидарности (Solidaritätszuschlag)

1 января 1995 г. был введен  в действие так называемый  Взнос солидарности для развития  Восточных земель (Solidaritätszuschlag) в  размере 5,5% дополнительного налога  к подоходному налогу с физических  лиц и налогу с прибыли предприятий.

Оплата труда сотрудников  и связанные с этим расходы

Работа с ежемесячной  зарплатой менее 400 EUR не считается "основной". Работодатель выплачивает поушально 25% от суммы зарплаты на социальное страхование и налоги. Работник не платит ничего.

Начиная с 400,01 EUR работник имеет  полноценное пенсионное, медицинское  страхование и страхование на случай безработицы. Работодатель платит в среднем 21% от суммы зарплаты. Из зарплаты работника так же вычитаются взносы на оплату вышеуказанных страховок.

При этом, начиная с 800, - EUR размер этих взносов равен сумме  оплачиваемой работодателем, т.е. в среднем 21%, а в диапозоне от 400,01 EUR до 800, - EUR прогрессивно увеличивается от 0 до 21%.

Размер налога с зарплаты зависит от налогового класса (т.е. семейного  положения). До определенной суммы налог не взимается. Далее – прогрессия начиная с 16%.

Информация о работе Основные критерии и особенности ведения бизнеса в Германии