Сущность и концепция бизнес планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Задачами дипломной работы являются:
- изучение теоретических аспектов разработки бизнес плана;
- изучение методики разработки бизнес планов в России и за рубежом;
- выявление проблем и путей совершенствования процесса разработки
и внедрения бизнес-планов.
Предметом исследования работы выступает процесс разработки
бизнес-планов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-
ПЛАНА................................................................................................................... 6
1.1. Сущность и концепция бизнес планирования ............................................. 6
1.2. Определение и характеристика бизнес-планирования: цели и задачи,
функции, принципы............................................................................................. 10
1.3.Этапы разработки бизнес-плана................................................................... 15
2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ В РОССИИ И ЗА
РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА................................. 23
2.1 Зарубежная модель бизнес планирования: США, Япония........................ 23
2.2.Особенности разработки бизнес плана в российских условиях .... 31
2.3. Процесс и организация бизнес плана при открытии нового дела
планирования на предприятии ........................................................................... 44
3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС -
ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СВЕТ»............................... 54
3.1.Основные направления совершенствования бизнес планирования на
предприятии ООО «СВЕТ» ................................................................................ 54
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию
бизнес – планирования........................................................................................ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические аспекты разработки бизнес-плана 6 (1).doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В любой сфере деятельности для достижения поставленных целей необходим определенный план действий. При переходе к рынку некоторые руководители восприняли вновь складывающиеся экономические отношения как «антиплановые», но это далеко не так. Важность планирования деятельности предприятий и организаций не уменьшается, а наоборот усиливается, так как успех работы в рыночных условиях невозможен без полного и ясного представления о перспективах и последствиях принимаемых решений.

В связи с этим все более необходимым документом в деятельности предприятий и фирм становится бизнес-план. В нем отражаются проблемы, с которыми предстоит столкнуться предпринимателям в процессе достижения стоящих перед ним целей. Систематизация этих проблем в соответствующих разделах бизнес – плана помогает выработать и обеспечить их наиболее приемлемые пути решения. Содержание и степень конкретизации разделов определяется спецификой и сферой ее деятельности.

Владение теоретическими и практическими навыками составления бизнес-плана - необходимое условие успешной деятельности, как работников экономических служб, так и руководителей фирм, организаций, предприятий, независимо от организационно-правовой формы и масштабов деятельности.

Актуальность данной дипломной работы связана с тем, что бизнес-план - неотъемлемый элемент стратегического управления любой фирмой, независимо от формы собственности и направления деятельности, один из предъинвестиционных этапов деловых проектов. Без бизнес-плана вообще не следует браться за предпринимательскую деятельность, иначе возможность получения положительного результата окажется под вопросом.

Основываясь на актуальности темы исследования, можно определить основную цель работы, которая заключается в изучении методики разработки бизнес-планов, как на российских предприятиях, так и на примере зарубежных компаний, а также разработка основных направлений совершенствования бизнес – плана конкретного предприятия.

Задачами дипломной работы являются:

- изучение теоретических аспектов разработки бизнес плана;

- изучение методики разработки бизнес планов в России и за рубежом;

- выявление проблем и  путей совершенствования процесса  разработки и внедрения бизнес-планов.

Предметом исследования работы  выступает процесс разработки бизнес-планов.

Объектом исследования  является ООО «Свет».

Гипотеза исследования состоит в том, что если применять предложения пути продвижения данного бизнес – плана будет достигнута цель исследования.

Основой решения поставленных в данной работе задач является диалектический метод познания процессов и явлений в их взаимосвязи и развитии.

Научно-прикладная новизна данной работы заключается в пересмотре структуры и содержания бизнес-планов российских предприятий, выявлении ее слабых мест и максимальной адаптации данной структуры к условиям рыночной экономики.

Практическая ценность работы заключается в полном анализе процесса разработки бизнес-плана предприятия и выявлении основных направлений ее совершенствования.

В качестве информационной базы данной работы использованы труды отечественных и зарубежных ученых, а также разработанные бизнес-планы.  При решении задач применялся метод системного анализа.

Информационной основой работы послужили работы таких авторов, как: Буров В.П.,  Головань С.И., Лазарев А.В., В.М. Попова, С.И. Ляпунова  и других авторов,  а также периодические издания: Журнал Проблемы теории и практики управления, Финансовый бизнес, Деловая информация  и другие источники.

Практическая значимость данной работы может использоваться для практической деятельности руководителей фирм, менеджеров, а также проведения курсов повышения квалификации.

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ                     БИЗНЕС-ПЛАНА

1.1. Сущность и концепция бизнес  планирования

 

Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли.

В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности,  оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).1

И сегодня в отечественной практике существует огромное многообразие его определений, отчасти заимствованных из зарубежного опыта. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач»2.

«Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией»3.

«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства»4.

«Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов»5.

Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален, как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

В целом финансовая, оперативная и инвестиционная политика предприятия должна соответствовать направлениям и стратегическим целям, выделенным в бизнес-плане.

В конечном итоге, необходимо сделать ударение на следующем: во-первых, должно быть ясно, что бизнес-план, по сути, проверка знаний и понимания менеджерами среды бизнеса, а также положения предприятия на рынке. Процесс планирования бизнеса обеспечивает пристальное внимание управленческой системы ко всем ее недостаткам, заставляя рассматривать специфические характеристики и факторы, влияющие на конкурентные способности предприятия. Таким образом, требования, предъявляемые к бизнес-плану, являются условием самосовершенствования системы управления и создания эффективной управленческой стратегии.

Во-вторых, в разработку бизнес-плана вовлекаются значительные силы и средства. И поэтому последующее планирование требует меньших усилий по сбору и обработке информации.

Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить  жизнеспособность фирмы в условиях  конкуренции;

- содержит ориентир, как должна  развиваться фирма;

- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.6

В настоящее время общепринята следующая типология бизнес-планов:

- бизнес-план коммерческой идеи  или инвестиционного проекта  (изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов);

- бизнес-план компании (группы) (изложение  перспектив развития компании  на предстоящий плановый период  перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов);

- бизнес-план структурного подразделения  (изложение перед высшим руководством  корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности, централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли);

- бизнес-план как заявка на  кредит (для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора);

- бизнес-план как заявка на  грант (для получения средств  из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект);

- бизнес-план развития региона  (обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями);

- бизнес-план финансового оздоровления.

Следует отметить, что объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нем целями, его временным и пространственным масштабом. Таким образом, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его типа, бизнес-план должен содержать информацию следующего содержания:

- цели бизнес-плана;

- характеристика сути предлагаемого проекта;

- описание предприятия, продукции (услуг);

- оценка возможностей предприятия  – производственных, материальных, финансовых, трудовых;

- учет внешних факторов (оценка  рынка сбыта, уровня цен и др.);

- потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;

- система (схема) управления производственно-хозяйственной  деятельностью,  контроля  за ее функционированием.7

СуществСвет два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвСвет в нем посредством подготовки исходных данных. Другой подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Для российской практики второй подход является наиболее правильным. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но, как правило, довольно слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти вопросы разрабатывают наемные специалисты.

В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Так:

- руководитель проекта и команда - долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

- заказчик (владелец) - доходы от  реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;

- органы власти - налоги со всех  участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;

- потребители - товары и услуги;

- инвесторы - возврат вложенных  капиталов с процентами, условия  стабильной прибыльной деятельности  в выбранной стратегической зоне  хозяйствования;

- другие заинтересованные стороны - удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов8.

Выводы:

Бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства.

 

 

 

1.2. Определение и характеристика бизнес-планирования: цели и задачи, функции, принципы

 

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:

- уяснить степень реальности  достижения намеченных результатов в завершенном проекте или коммерческом предложении;

- доказать определенному  кругу лиц целесообразность реорганизации  работы уже существующей фирмы или создания новой;

- убедить сотрудников  компании в возможности достижения определенных качественных или количественных показателей, намеченных в проекте;

- подготовить общественное мнение к проведению акционирования  предприятия по схеме, которую автор считает оптимальной;

- привлечь внимание и  усилить заинтересованность потенциального  инвестора и т. д.9

Информация о работе Сущность и концепция бизнес планирования