Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Финансы и кредит.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНОНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 

Финансы и Кредит

Вариант 15 

Выполнил:

Студент:  Плехов Станислав Владимирович

Номер личного  дела, курс: 03 МЭБ 02139, 4 курс

Факультет менеджмента и маркетинга

Специальность : Экономика труда

Преподаватель: 
 
 

Киров 2012 

  1. Финансовая  политика

    Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

     Прошедший  год показал всю сложность  развития экономических событий,  хода бюджетного процесса в  Российской Федерации. В связи  с этим правительству необходимо  разработать четкую финансовую  стратегию, то есть долговременный  курс финансовой политики, рассчитанный  на перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач,  определенных экономической и  социальной стратегией государства.  Важно выделить основные тенденции  развития финансов, сформировать  основные концепции их использования,  наметить принципы организации  финансовых отношений. Выбор долговременных  концепций и целевых программ  необходим для концентрации финансовых  ресурсов на главных направлениях  экономического и социального  развития, а не распыления их  по второстепенным целям. Большое  внимание следует уделить гибкой  финансовой тактике, направленной  на решение конкретных развития  общества путем своевременного  изменения способов организации  задач финансовых связей, перегруппировки  финансовых ресурсов.

      Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.

     Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

       Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений, а так же государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

    Финансовая политика государства проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства. Финансовая политика государства может преследовать политические, экономические и социальные цели. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

     В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений,  целей, главных задач.

2. Создание адекватного  финансового механизма.

3. Управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики.

      Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

      Главной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. 

  1. Анализ  основных составляющих финансовой политики государства

      Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого — центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как в Российской Федерации, — центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

       К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

      Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.  

Сейчас структура  российского бюджета в соответствии с федеральным законом “О составе  и структуре бюджетной классификации  Российской Федерации” , введенном  в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим образом:

I Доходы бюджета 

II Расходы бюджета 

II. 1Функциональная  структура расходов 

II. 2 Ведомственная  структура расходов 

II. 3Экономическая  структура расходов 

III Финансирование  бюджета 

IV Государственный  долг 

Рассмотрим российскую бюджетную (финансовую) политику. Изучая налоговые поступления, легко заметить, что ожидаемые налоговые доходы существенно отличаются от планируемых, а именно: планируемые поступления  в 1994 году равнялись 97225.0 млрд. рублей, в то время как ожидаемые лишь 56441.1 млрд., то есть было недополучено доходов  в размере 40783.9 млрд. Учитывая еще  меньшие реальные сборы и представляя  маловероятным изменение данных тенденций в 1995 году, можно вывести, что в бюджет поступает только 1/3, запланированных доходов, что  не может не сказаться на его исполняемости.

  Та ситуация, которая характерна для исполнения бюджета 1994 г., прежде всего — недопоступление доходов в федеральный бюджет, сказалась на формировании бюджета 1995. Одна из серьезнейших проблем, накладывающих отпечаток на принятый бюджет, — проблема задолженности за 1994, то есть недофинансирование из федерального бюджета составило свыше 40 трлн. рублей. Эта сумма со всей своей тяжестью ляжет на бюджет 1995.

       Серьезная проблема существует с оборонным заказом, ведь задолженность по нему составляет практически 3 трлн. рублей. Поэтому надо подвергнуть анализу оборонный заказ с точки зрения применяемых цен, эффективности и необходимости расходов.           

     Сравнивая далее бюджеты 94 и 95 годов, можно заметить, что большая часть государственных расходов идет на финансирования промышленности. Эта правильная тенденция существует и в бюджетах других стан. Однако хотелось бы выделить направления, по моему мнению, обеспечивающие наиболее эффективное инвестирование финансовых ресурсов: 1) льготное финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, получает развитие компьютерное оснащение производств; 2) финансирование затрат, связанных с профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентации работающих на новые виды производств; 3) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структурах общественного производства, совершенствование народохозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями.

        Второй, наибольшей по абсолютной величине цифрой являются расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20-30%) , то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Мы уже подходим к этой цифре.   

      Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для того возможно несколько путей.

а) Традиционный путь — выплата налогов за счет золотовалютных резервов, однако он мало привлекателен, тем более, что резервы  часто очень ограничены.

б) Консолидация внешнего долга, то есть превращение  краткосрочной и среднесрочной  задолженности в долгосрочную. Она  возможна только с согласия кредиторов.

в) В некоторых  странах практикуется сокращение размеров внешнего долга путем конверсии  — превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга  иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, права участия в капитале. Я  считаю, что такое решение проблемы государственной задолженности  наиболее подошло бы нашей стране, так как мы одновременно убили  бы двух зайцев: увеличили приток иностранных  инвестиций в экономику страны и  избавились бы от бремени внешнего долга.

г) Обычным является обращение страны-должника к международным  банкам — региональным, Всемирному банку. Они предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной  ситуации, но предъявляют жесткие  требования к экономической политике, в частности эмиссионной, кредитной  и финансовой, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. Такие кредиты сейчас берет  наша страна.

        Вернуть их можно, только с помощью жесткой финансовой политики и положительного сальда государственного бюджета. К сожалению, в настоящем году бюджетный дефицит составит 8 % от ВВП, а для его покрытия опять предусмотрены в основном два источника: внутреннее (ГКО) и внешнее заимствование.  

Среди других проблем, приходится констатировать, что местные  бюджеты не обладают достаточными финансовыми  ресурсами, что вызывает тенденции  сепаратизма, нарушение налогового законодательства и недоплаты в  федеральный бюджет. Это обусловлено  рядом обстоятельств, среди которых: — высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном  бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов; — действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой  сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых  нормативов отчислений в местные  бюджеты; — тенденция переведения  расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов; — принятие федеральными органами власти таких решений, которые  адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами; — доминирующая роль регулирующих доходов в структуре  поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

      Таким образом, современное состояние российской бюджетной системы характеризуется:   

Информация о работе Финансовая политика