Игровые методы в технологии проблемного обучения на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:48, доклад

Краткое описание

В настоящее время нежелание школьников учиться – едва ли не главная проблема школы. Учитель повседневно ищет ответ на вопросы: как сделать урок более интересным, изменить мотивацию учащихся сделать её положительной; как способствовать повышению интеллектуального потенциала детей; каким образом организовать на уроках поиск знаний, сделать их системными, целостными, действенными. Ученик Джерри Стайнберга, преподавателя с многолетним стажем, однажды признался: «Каждый раз, когда мы пели песни, слушали ваши колкие шуточки или играли в игры, мы думали, что просто валяем дурака, а не учимся.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар Игровые методики.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар- практикум

 

 «Игровые методы в технологии проблемного обучения на уроках биологии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игровые методы в технологии проблемного обучения на уроках биологии».

 

 

В настоящее время  нежелание школьников учиться –  едва ли не главная проблема школы. Учитель повседневно ищет ответ на вопросы: как сделать урок более интересным, изменить мотивацию учащихся сделать её положительной; как способствовать повышению интеллектуального потенциала детей; каким образом организовать на уроках поиск знаний, сделать их системными, целостными, действенными.

Ученик Джерри Стайнберга, преподавателя с многолетним  стажем, однажды признался: «Каждый раз, когда мы пели песни, слушали ваши колкие шуточки или играли в игры, мы думали, что просто валяем дурака, а не учимся. Потом я понял, что все мы были внимательны, и принимали в занятиях самое активное участие, что эти минуты развлечения приносили такую же пользу, как и сложные упражнения, которые мы делали на уроке. Мы развлекались и учились одновременно. Вы провели нас! »

Верно. Он провел, и, таким  образом, сделал так, что обучение стало для учеников интереснее и веселее, а преподавание интереснее и веселее для учителя.

Ребенок пришел в школу  учиться, приобретать знания. Конечно, он выучит необходимые правила и законы. Но ребенок должен научиться так, же применять свои знания  в новых, неожиданных ситуациях, находить свои нестандартные ответы, на возникающие вопросы. Его успехи в школе будут зависеть от желания узнавать новое, от веры в собственные силы, и от умения работать, думать.

   Одной из важнейших  и первостепенных задач образования  в целом, и учителя в частности  является: формирование личности, самостоятельно  и нестандартно мыслящей.

  Мышление начинается  с возникновения проблемы, вопроса,  задачи.   Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно.

Игра – древнее  достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. И жизнь каждого отдельного человека также сопровождается игрой. В наше время игра стала не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным ее инструментом практически во всех сферах общественной жизни, и без сомнения в сфере образования.

Использование игровых  форм обучения делает УВП более содержательным и более качественным, так как:

 

    • Игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым является эффективным средством управления учебным процессом;
    • Обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90 % информации;
    • Игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
    • Игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели;
    • В игре команды или отдельные ученики изначально равны ( нет плохих или хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
    • Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
    • Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет;
    • В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
    • Игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой  организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

 

Все это позволяет  определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это объясняется следующими  особенностями.

В игре все равны. Она  посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний. Более того слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность порой оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результате.

Реализация игровых  приемов и ситуаций при урочной  форме занятий происходит по основным направлениям:

    • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
    • Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
    • Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
    • Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Игровая деятельность в  процессе обучения выполняет следующие функции

( см. схему):

 

Особенности функций:

    1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии общеучебных умений и навыков. Это означает, что игра как особо организованное занятие, обостряет мыслительную деятельность учащихся.
    2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; так же развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
    3. Развлекательная функция состоит в в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение ит.д.
    4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений;
    5. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном процессе обучения;
    6. Психологическая  функция состоит в формировании навыков подготовки своего психологического состояния для более эффективной деятельности, а так же для перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
    7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств, для активизации резервных возможностей личности.

 

Попытки классифицировать игры предпринимались как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности ( Ж.Пиаже, Н.П. Аникеева, М.Ф.Стронин, С.Л.Рубинштейн, Г.Хард, и т.д.)

Опираясь на их классификации  игры можно разделить:

 

По виду деятельности:

- физические (двигательные)

- интеллектуальные (умственные)

- трудовые

- социальные

- психологические.

 

По характеру  педагогического процесса:

- обучающие,  тренировочные, контролирующие, обобщающие.

- познавательные, воспитательные, развивающие.

- репродуктивные, продуктивные, творческие.

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

 

По характеру  игровой методики:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

- игры-драматизации.

 

По характеру  целевой ориентации:

1. дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности.

Свойства дидактической  игры:

А) открытость, т.е. исход  игры невозможно предугадать.

Б) повторяемы, игру можно  в любой момент прервать и начать заново.

В) следуют определенным правилам, которые могут изменить сами участники.

 

2. воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.

 

3. развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мы шление, воображение, фантазию, творческие способности ит.д.

 

4. социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к     условиям определенной среды, обучающие отношению.

 

Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных  и умственных сил, а так же умения принять решение. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся.

 

 Можно ли  совместить использование технологии проблемного обучения с игровой методикой на уроках биологии, активизировать процесс мыследеятельности учащихся и выйти на более высокий конечный результат?

 

 Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.

         В результате у учащихся вырабатываются  навыки умственных операций и  действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое  воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

     Проблемный урок , как и любой урок имеет свои определенные этапы:

1этап – подготовительный ( накопление фонда знаний и  обработка необходимых мыслительных операций)

2этап – создание  проблемной ситуации, восприятие  и осмысление ее учащимися,  формулировка проблемы.

3этап – анализ условий  , выдвижение и обоснование гипотез.

4этап- построение плана  поиска

5этап- разрешение проблемы , проверка и обсуждение результатов.

 

Игровые моменты можно  осуществлять на различных этапах урока, или использовать целую игровую  форму  в нетрадиционном виде.

 Игры-тренинги, их  можно проводить на первом  этапе.

 Например , «Дополни ответ товарища». Учитель предварительно называет опорное понятие , например –череп человека , и предлагает учащимся назвать составляющие его кости. Команды поочередно называют кости, выигрывает та команда, которая называет большее количество костей.

 

 Игра «Кто больше». Вызывается учащийся , которому предлагается перечислить как можно больше терминов на заданную тему и при этом необходимо сделать шаг. Кто оказывается дальше других ,тот и побеждает.

 

Игра «Ассоциативные классики». Можно использовать при изучении семейств растений. На листе рисуем классики, каждый помечен своей категорией . (Например: название семейства) Бросаем кубик. Выпадает цифра, характеризующая категорию. Учащийся должен назвать признаки, характеризующие данное семейство, или название растений и т. д..

 

«Волшебная  шляпа». В шляпу предварительно помещаются  задания, которые учащиеся по очереди вытаскивают и дают ответ. Так же в шляпу можно положить набор букв, из которых учащиеся должны составить термин, использованный на данном уроке.

 

«Я знаю шесть  названий» В игре используется маленький мяч. Подбрасывая, мяч ученик должен перечислить 6 представителей названной категории. Например: «Я знаю 6 названий растений, имеющих стержневую корневую систему… »

 

 

«Знаю, не знаю» В игре так же используется мяч. Учитель, бросая мяч ученику, заведомо говорит либо правильное утверждение, либо не правильное. Ученик если согласен, должен словить мяч, если не согласен мяч не трогать. Например: «Я знаю, что при очередном листорасположении в одном узле одна листовая пластинка »

 

 Для того чтобы выйти на проблему, можно также  использовать игровые моменты.  Так, например, при изучении темы «Птицы» можно использовать игру «Третий лишний» для постановки проблемы - о влияние характера питания и образа жизни на особенности внешнего строения птиц.

 Предварительно готовятся   рисунки с изображением трех птиц: синицы, сороки и орла. Учащимся предлагается высказать предположение – кто является лишним. После чего осуществляется постановка проблемной ситуации :

Информация о работе Игровые методы в технологии проблемного обучения на уроках биологии