Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:48, доклад
В настоящее время нежелание школьников учиться – едва ли не главная проблема школы. Учитель повседневно ищет ответ на вопросы: как сделать урок более интересным, изменить мотивацию учащихся сделать её положительной; как способствовать повышению интеллектуального потенциала детей; каким образом организовать на уроках поиск знаний, сделать их системными, целостными, действенными. Ученик Джерри Стайнберга, преподавателя с многолетним стажем, однажды признался: «Каждый раз, когда мы пели песни, слушали ваши колкие шуточки или играли в игры, мы думали, что просто валяем дурака, а не учимся.
Семинар- практикум
«Игровые методы в технологии проблемного обучения на уроках биологии».
«Игровые методы в технологии проблемного обучения на уроках биологии».
В настоящее время нежелание школьников учиться – едва ли не главная проблема школы. Учитель повседневно ищет ответ на вопросы: как сделать урок более интересным, изменить мотивацию учащихся сделать её положительной; как способствовать повышению интеллектуального потенциала детей; каким образом организовать на уроках поиск знаний, сделать их системными, целостными, действенными.
Ученик Джерри Стайнберга, преподавателя с многолетним стажем, однажды признался: «Каждый раз, когда мы пели песни, слушали ваши колкие шуточки или играли в игры, мы думали, что просто валяем дурака, а не учимся. Потом я понял, что все мы были внимательны, и принимали в занятиях самое активное участие, что эти минуты развлечения приносили такую же пользу, как и сложные упражнения, которые мы делали на уроке. Мы развлекались и учились одновременно. Вы провели нас! »
Верно. Он провел, и, таким образом, сделал так, что обучение стало для учеников интереснее и веселее, а преподавание интереснее и веселее для учителя.
Ребенок пришел в школу учиться, приобретать знания. Конечно, он выучит необходимые правила и законы. Но ребенок должен научиться так, же применять свои знания в новых, неожиданных ситуациях, находить свои нестандартные ответы, на возникающие вопросы. Его успехи в школе будут зависеть от желания узнавать новое, от веры в собственные силы, и от умения работать, думать.
Одной из важнейших
и первостепенных задач
Мышление начинается с возникновения проблемы, вопроса, задачи. Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно.
Игра – древнее достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. И жизнь каждого отдельного человека также сопровождается игрой. В наше время игра стала не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным ее инструментом практически во всех сферах общественной жизни, и без сомнения в сфере образования.
Использование игровых форм обучения делает УВП более содержательным и более качественным, так как:
Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это объясняется следующими особенностями.
В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний. Более того слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность порой оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результате.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции
( см. схему):
Особенности функций:
Попытки классифицировать
игры предпринимались как
Опираясь на их классификации игры можно разделить:
По виду деятельности:
- физические (двигательные)
- интеллектуальные (умственные)
- трудовые
- социальные
- психологические.
По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
- познавательные, воспитательные, развивающие.
- репродуктивные, продуктивные, творческие.
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По характеру игровой методики:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации.
По характеру целевой ориентации:
1. дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности.
Свойства дидактической игры:
А) открытость, т.е. исход игры невозможно предугадать.
Б) повторяемы, игру можно в любой момент прервать и начать заново.
В) следуют определенным правилам, которые могут изменить сами участники.
2. воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.
3. развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мы шление, воображение, фантазию, творческие способности ит.д.
4. социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие отношению.
Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же умения принять решение. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Можно ли совместить использование технологии проблемного обучения с игровой методикой на уроках биологии, активизировать процесс мыследеятельности учащихся и выйти на более высокий конечный результат?
Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.
В результате у учащихся
Проблемный урок , как и любой урок имеет свои определенные этапы:
1этап – подготовительный ( накопление фонда знаний и обработка необходимых мыслительных операций)
2этап – создание проблемной ситуации, восприятие и осмысление ее учащимися, формулировка проблемы.
3этап – анализ условий
, выдвижение и обоснование
4этап- построение плана поиска
5этап- разрешение проблемы , проверка и обсуждение результатов.
Игровые моменты можно осуществлять на различных этапах урока, или использовать целую игровую форму в нетрадиционном виде.
Игры-тренинги, их можно проводить на первом этапе.
Например , «Дополни ответ товарища». Учитель предварительно называет опорное понятие , например –череп человека , и предлагает учащимся назвать составляющие его кости. Команды поочередно называют кости, выигрывает та команда, которая называет большее количество костей.
Игра «Кто больше». Вызывается учащийся , которому предлагается перечислить как можно больше терминов на заданную тему и при этом необходимо сделать шаг. Кто оказывается дальше других ,тот и побеждает.
Игра «Ассоциативные классики». Можно использовать при изучении семейств растений. На листе рисуем классики, каждый помечен своей категорией . (Например: название семейства) Бросаем кубик. Выпадает цифра, характеризующая категорию. Учащийся должен назвать признаки, характеризующие данное семейство, или название растений и т. д..
«Волшебная шляпа». В шляпу предварительно помещаются задания, которые учащиеся по очереди вытаскивают и дают ответ. Так же в шляпу можно положить набор букв, из которых учащиеся должны составить термин, использованный на данном уроке.
«Я знаю шесть названий» В игре используется маленький мяч. Подбрасывая, мяч ученик должен перечислить 6 представителей названной категории. Например: «Я знаю 6 названий растений, имеющих стержневую корневую систему… »
«Знаю, не знаю» В игре так же используется мяч. Учитель, бросая мяч ученику, заведомо говорит либо правильное утверждение, либо не правильное. Ученик если согласен, должен словить мяч, если не согласен мяч не трогать. Например: «Я знаю, что при очередном листорасположении в одном узле одна листовая пластинка »
Для того чтобы выйти на проблему, можно также использовать игровые моменты. Так, например, при изучении темы «Птицы» можно использовать игру «Третий лишний» для постановки проблемы - о влияние характера питания и образа жизни на особенности внешнего строения птиц.
Предварительно готовятся рисунки с изображением трех птиц: синицы, сороки и орла. Учащимся предлагается высказать предположение – кто является лишним. После чего осуществляется постановка проблемной ситуации :
Информация о работе Игровые методы в технологии проблемного обучения на уроках биологии