Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 22:28, курсовая работа
За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии.
Введение 4
Межпредметные связи в изучении биологии 6
Функции межпредметных связей 6
Виды межпредметных связей в содержании
обучения биологии 6
Межпредметные связи на уроках биологии
в 9 классах 8
Планирование и пути реализации межпредметных
связей в изучении биологии 10
Тематическое планирование учебного материала 11
Поурочное планирование по биологии в 9 классе 13
Заключение 16
Список источников 17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский Гуманитарно-технологический институт
(филиал) ГОУ ОГУ
Естественнонаучный факультет
Курсовая работа
по дисциплине “Методика преподавания биологии”
Межпредметная интеграция на уроках биологии в старших классах
БГТИ (ф) ГОУ ОГУ 011600 5006 1100
Руководитель работы
Левкина Е.В.
«___»_________2008г
Исполнитель
Студентка гр. 05 Био
Ильина О.В.
«___»_________2008г
Содержание
Введение
обучения биологии
в 9 классах
связей в изучении биологии
Тематическое планирование
учебного материала
Поурочное планирование по биологии в 9 классе 13
Заключение
Список источников
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии.
На первом этапе (в IV классе) - при изучении курса природоведения следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике и химии, чтобы обеспечить пропедевтическую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о процессах жизнедеятельности растений и животных в последующих классах.
На втором этапе (в средних классах) - в процессе изучения биологии растений и животных важно устанавливать межпредметные связи биологии с химией и физикой для более углубленного осмысления школьниками физиологических и экологических знаний.
На третьем этапе (в старших классах) - при изучении биологии человека и общей биологии необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике и географии.
Большой вклад в развитие идеи МПС внес великий русский педагог К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» он раскрыл психологические основы МПС, классифицируя при этом семь видов различных взаимосвязей: припоминание по противоположности, по сходству, по порядку времени, места, рассудочная связь, связь по сердечному чувству и связь развития или разумная. При этом взаимосвязь учебных предметов выдвигалась им в противовес схоластическим методам обучения, которые ставили на первый план механическое зазубривание.
В 1913 г. вышел в свет задачник А.В. Цингера «Задачи по физике». «Раскрывая задачник Цингера, - писал профессор Н.А. Умов, - вы чувствуете, что входите не в лесной сушняк, а в живую природу». Задачник Цингера стал самым популярным в дореволюционное время.
В 1913 г. преподаватель Московского учительского университета П.А. Баранов опубликовал «Методику начальной физики». В ней автор формулирует основные принципы преподавания физики в школе. Продолжением и последователем идей П.А. Баранова стал Н.В. Кашин, который в 1916 г. написал книгу «Методика физики» - наиболее обстоятельное руководство по физике в то время. Одной из целей преподавания физики, по мнению Н.В. Кашина, является изучение явлений природы, приобретение знаний о процессах окружающего нас мира и об управляющих ими законах.
В 1924-1927 гг. вышла в свет замечательная
книга М.Ю. Пиотровского, которая
вооружила учителя новым
В
советской дидактике также интенсивно
разрабатываются теоретические основы
МПС, накапливается опыт по их реализации
в практике обучения, высказываются различные
мнения о перспективах дальнейшего решения
этой проблемы. Однако в период с 30-х по
60-е годы внимание к проблеме МПС в педагогической
науке было ослаблено, как следствие, в
школьной практике.
В
60-х годах в АПН СССР была создана специальная
лаборатория, занимающаяся исследованиями
по проблеме МПС в преподавании основ
наук в школе под руководством профессора
В.Н. Федоровой, затем B.C. Леднева. Одновременно
в Президиуме АПН СССР этой проблемой
занималась группа ученых под руководством
академика И.Д. Зверева. В 1970 г. этой проблеме
была посвящена Всесоюзная конференция,
проходившая в г. Алма-Ате. В эти годы исследованиями
проблемы МПС занималась большая группа
ученых ЧГПИ под руководством А.В. Усовой.
По проблеме формирования МПС
в период с 1966 по 1974 гг. было выполнено
около 20 диссертационных исследований.
Из них лишь три (работы Н.М.
Черкес-Заде, Ю.В. Васильева, Н.А. Лошкаревой
носят общий дидактический
В.Н. Янцен определяет МПС как составную часть обучения, проявляющуюся в разных видах в содержании программ, учебников, методических руководств и наглядных пособий.
В.Н. Федорова и Д.М. Кирюшкин в своей монографии «МПС» дают следующее определение МПС: «МПС — это дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе».
В.Н. Федорова и Д.М. Кирюшкин рассматривают
в своей монографии «
1.1 Функции межпредметных связей.
Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии, Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
1.2 Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.
Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут использовать данные о химическом составе человеческого тела.
Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.
Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками - биофизикой и биохимией.
Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.
В школьной программе по курсу "Человек и его здоровье" рекомендовано сочетать внутрипредметные и межпредметные связи. Связи с предшествующими курсами биологии необходимы для развития общебиологических понятий о строении и функциях клетки, о системах органов, об их эволюции, о рефлекторной регуляции функций, о целостности организма, о его связях с условиями внешней среды.
Межпредметные связи развивают общие естественнонаучные понятия и показывают место человека в научной картине мира. Изучение химического состава клетки, костей опирается на знания о свойствах воды и солей, расширяет и углубляет полученные в курсе биологии 6 класса элементарные представления учащихся об органических веществах. Разъяснение механизма движения костей и суставов требует учета знаний по физике о рычагах, механической работе и силе трения. При этом необходимо соблюдать принцип преемственности с курсом биологии 8 класса, в котором на эти вопросы также обращается внимание.
Изучение легочного и тканевого газообмена и транспортной функции крови проводится с использованием знаний учащихся об окислении и диффузии и их роли в жизнедеятельности организма животных. Механизмы вдоха и выдоха, кровяного давления разъясняются с опорой на закономерности движения жидкостей и газов в зависимости от разности давления в начале и конце пути (физика, 7 класс) .
Информация о работе Межпредметная интеграция на уроках биологии в старших классах