Анализ поведения затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Анализ «затраты — объем — прибыль» — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, выручки (дохода) и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 106.56 Кб (Скачать файл)

Анализ «затраты — объем  — прибыль» — это анализ поведения  затрат, в основе которого лежит  взаимосвязь затрат, объема производства, выручки (дохода) и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и  контроля. Указанные взаимосвязи  формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру  использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» — один из самых мощных, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения  между ценой изделия, объемом  или уровнем производства, прямыми  затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти  решения касаются вопросов определения  ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой  стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ «затраты — объем — прибыль», несомненно, является лучшим средством  управления, чтобы добиться максимально  возможной в данных условиях прибыли  организации.

Анализ «затраты — объем  — прибыль» часто называют анализом величины в критической точке. Под  критической точкой понимается та точка  объема продаж, в которой затраты  равны выручке от реализации всей продукции.

Цель анализа величин  в критической точке состоит  в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме  всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна  нулю, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет  ни прибыли, ни убытка. Таким образом, критической является точка, с которой  организация начинает зарабатывать прибыль. Эту точку называют также  «мертвой», или точкой безубыточности, или точкой равновесия. В литературе часто можно встретить обозначение  этой точки как точки рентабельности.

Для вычисления взаимосвязи  «затраты — объем — прибыль» используются три метода:

1)уравнения. Любой отчет  о финансовых результатах может  быть представлен в виде следующего  уравнения:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;

2)маржинального дохода  — это модификация предыдущего  метода. Маржинальный доход равен  выручке от реализации за вычетом  переменных затрат. Маржинальный  доход на единицу равен разности  цены и удельных переменных  расходов. Критическая точка определяется  путем деления постоянных расходов  на маржинальный доход на единицу;

3)графический. График показывает  взаимосвязь выручки (доходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков). Критическая точка («мертвая»  точка, или точка перелома) образуется  от пересечения линии выручки  и суммарных расходов. На графике  всегда будет видна область  прибыли и убытков при различных  вариантах объема.

Следует помнить, что в  основе анализа лежат определенные допущения, и нужно непременно выяснить, соответствует ли им реальная ситуация. Если меняются условия, то меняется и  поведение затрат. Игнорирование  допущений анализа «затраты —  объем — прибыль» может привести к необоснованным решениям и прочим негативным явлениям. Многие допущения, которые лежат в основе анализа, могут практически полностью  изменить результат, лежащий за пределами области релевантности. Поведение затрат зависит от взаимодействия многих факторов. К ним относятся: физический объем, цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность, изменение технологии производства, войны, забастовки, законодательство и т.д.

Ооооооооооооооооооооооо

олучение прибыли возможно при определенной степени развития производства, которая гарантирует  превышение выручки от реализации продукции  над затратами (издержками) по её производству и сбыту. Формирование прибыли может  быть представлено схемой:

Функционирование этой схемы  должно находиться под постоянным контролем. Эта задача решается на основе внедрения  и действия на предприятии учета  затрат по системе директ-костинг. Использование  его в управлении позволяет принять  наиболее эффективное решение из альтернативных на основе анализа функциональной зависимости между себестоимостью, объемом и прибылью. Иногда систему  «директ-костинг» называют системой управления себестоимостью, главное внимание в  ней уделяется изучению поведения  затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет оперативно принимать  решение по укреплению финансового  состояния предприятия.

Для целей управления прибылью и себестоимостью затраты классифицируются по различным признакам. Прежде всего, они подразделяются на постоянные и  переменные. Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объемов  производства продукции. Это расходы  сырья, материалов, топлива, энергии  на производственные цели, оплата труда  работников на сдельной оплате труда» отчисления и налоги от заработной платы и так далее.

Постоянные затраты не зависят от объема производства и  реализации продукции. К ним относятся: амортизация основных средств, арендная плата, расходы на управление и организацию  производства и так далее. Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход предприятия.

Деление затрат на постоянные и переменные — первая особенность  директ-костинга.

Вторая особенность —  соединение производственного и  финансового учета. Учет и отчетность на предприятии организованы таким  образом, что появляется возможность  регулярного контроля данных по схеме: «затраты => объем => прибыль».

Третья особенность —  многостадийность составления отчета о доходах. При этом сначала определяется привычный маржинальный производственный доход (объем реализации минус переменные прямые производственные затраты); затем маржинальный доход в целом (производственный маржинальный доход минус переменные накладные производственные затраты); и, наконец, прибыль от реализации (маржинальный доход минус постоянные расходы).

Четвертая особенность системы  «директ-костинг» - разработка методики графического представления и анализа  отчетов для прогноза прибыли  от реализации. Исходное уравнение для анализа: Выручка = Себестоимость + Прибыль

Если предприятие работает эффективно, то прибыль больше нуля, если прибыль равна нулю, то выручка  равна затратам. Точка перехода предприятия  из зоны убыточной деятельности называется критической точкой. Ее основные параметры: прибыль равна нулю, выручка равна  затратам. На основе проведенного анализа  можно сделать вывод о том, что при объеме производства больше чем в критической точке — деятельность предприятия прибыльна. Если известна критическая точка, то нетрудно подсчитать запас финансовой прочности предприятия при определенной величине получаемой прибыли. Он равен абсолютной величине разности между фактическим объемом реализации продукции и тем объемом реализации, который характеризует критическую точку.

Графически анализ соотношения  затрат, объема реализации продукции  и прибыли может быть представлен  следующим образом:

На основе результатов  анализа следует разработать  конкретные мероприятия, направленные на увеличение производства и реализации продукции, повышение ее качества и  конкурентоспособности, снижение себестоимости, рост прибыли и рентабельности, ускорение  оборачиваемости капитала и более  полное и эффективное использование  производственного потенциала предприятия.

Ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

анная тема является весьма актуальной в связи с тем, что  формирование и управление прибылью является основой предпринимательской  деятельности. Масса полученной прибыли  является характеристикой эффективности  деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и  в то же время результативных методов  анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия является операционный анализ, называемый также  анализом «затраты-объем-прибыль», или CVP- анализ. Данный метод позволяет  выявить зависимость финансовых результатов деятельности от изменения издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. Он имеет исключительно важное значение для подъема экономики предприятия в условиях рынка.

CVP- анализ позволяет отыскать  наиболее выгодное соотношение  между переменными и постоянными  затратами, ценой и объемом  производства продукции. Главная  роль в выборе стратегии поведения  предприятия принадлежит показателю  маржинального дохода.

CVP- анализ - анализ поведения  затрат, в основе которого лежит  взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объемом производства и прибыли.  Это инструмент управленческого  планирования и контроля, т.е.  данные взаимосвязи, формируют  основную модель финансовой деятельности  и позволяют использовать результаты  анализа для краткосрочного планирования  и оценки альтернативных решений. 

Основными его задачами являются:

1. расчет объема реализации, при котором обеспечивается полное  покрытие затрат - точка безубыточности (порог рентабельности);

2. исчисление объема реализации, обеспечивающее при прочих равных  условиях получение необходимой  суммы прибыли; 

3. аналитическая оценка  объема реализации, при котором  предприятие может быть конкурентоспособным  (запас финансовой прочности);

4. определение цены на  продукцию, позволяющее обеспечить  спрос и прибыль на запланированном  уровне;

5. осуществление выбора  наиболее эффективных технологий  производства;

6. осуществление принятия  оптимального производственного  плана. 

Допущения CVP- анализа:

- издержки обоснованно  должны подразделяться на постоянную  и переменную часть; 

- постоянные расходы остаются  неизменными в зависимости от  объемов производства в пределах  исследуемого диапазона производства;

- переменные расходы в  указанных пределах прямопропорционально  зависят от объема производства. Релевантные уровни - уровни деловой  активности, т.е. объемы производства, с которыми организация, скорее  всего, пред полагает работать. Обычно это нормальная производственная  мощность;

- существуют неизменные  цены на реализованную продукцию  - с одной стороны, и цены  на потребляемые производственные  ресурсы - с другой стороны; 

- ассортимент изделий  постоянный;

- объем производства примерно  равен объему реализации;

- поступившая выручка  прямопропорциональна объему продукции; 

- эффективность деятельности  предприятия остается неизменной.

Затраты - объем - прибыль:

1. Выручка = затраты (себестоимость) + Прибыль; 

2. Выручка = затраты постоянные + затраты переменные + прибыль; 

3. Выручка = затраты постоянные (объем) + затраты переменные (количество  продукции) + прибыль; 

4. Выручка = затраты постоянные + затраты переменные на единицу  * количество + прибыль. 

CVP- анализ - это система  управления предприятием, интегрирующая  в себе различные подсистемы  и методы управления и подчиняющая  их достижению единой цели. Данная  дисциплина должна иметь свой  предмет изучения: на наш взгляд, это затраты и результаты деятельности  субъекта рыночных отношений.  Для управления процессом оптимизации  результатов деятельности CVP- анализ  должен использовать методы различных  дисциплин: учета, анализа, контроля, стратегического и оперативного  планирования и управления, экономики  предприятия, экономико-математических  методов и т.д. 

Анализ - это связующее  звено между различными функциями  управления, это инструмент, обеспечивающий научный подход к управлению производством.

Отнесение CVP- анализа к  функциям управления обусловлено рядом  обязательств:

- анализ производится  на всех уровнях управления  и во всех  подразделениях хозяйствующего субъекта;

- анализ строится на  единой методологической основе, что дает возможность вырабатывать  общие подходы к организации  и проведению анализа в различных  отраслях, регионах и других структурных  сообществах хозяйствующих единиц;

- анализ финансово-хозяйственной  деятельности является необходимым  элементом в системе функций  управления предприятием, поскольку  без него не могут реализовываться  и многие другие функции, в  первую очередь связанные с  принятием управленческих решений. 

Задачи анализа в условиях рынка значительно расширяются, и это способствовало тому, что  анализ стал играть главенствующую роль по отношению к планированию, стимулированию, организации, контролю и регулированию  производства. Функции анализа реализуются  в следующей последовательности: анализ - планирование текущее и  оперативное - учет - контроль -  анализ -  регулирование - анализ - планирование на будущий период. Главным в этой цепочке является то, что анализ предшествует планированию в новом цикле, т.е. он должен утвердить принятие и завершать исполнение решений, оценивая эффективность их реализации.

Система информационного  обеспечения CVP- анализа должна включать следующие основные  виды информации:

- учетные источники информации: данные бухгалтерского учета  и отчетности, управленческого учета  и внутренней отчетности, статистического  учета и отчетности, выборочные  учетные данные;

- внеучетные источники  информации: материалы постоянно  действующих производственных совещаний;  собраний трудовых коллективов  и акционеров; информация статистических  органов, публикуемая в статистических  органах и журналах; а также  дополнительная, представляемая по  запросам пользователя на коммерческих условиях; научно- техническая информация о современных мировых и отечественных достижениях в той или иной области; технико-технологических возможностях производителей и конкурентов; ценах на продукцию и сырье на нее; сырьевом рынке; возможных рынках сбыта и их емкости; возможностях внутреннего и внешнего финансирования, платежеспособности потребителя и пр.

Информация о работе Анализ поведения затрат