Аудиторские доказательства в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить аудиторские доказательства в сфере услуг.
Проведем исследование на примере страховых организаций, которые относятся к сфере услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
Изучить понятие аудиторских доказательств.
Охарактеризовать источники и методы получения аудиторских доказательств
Рассмотреть процесс получения аудиторских доказательств и особенности процесса получения аудиторских доказательств при аудите страховых компаний.

Содержание

Введение 3
1. Понятие аудиторских доказательств 5
2. Источники и методы получения аудиторских доказательств 6
4. Получение аудиторских доказательств при аудите страховых компаний 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

50478 Аудиторские доказательства в сфере услуг.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

Как и любой вид деятельности, сфера услуг имеет свои отличительные черты и особенности. Основная особенность фирмы, работающей в сфере оказания услуг состоит в том, что отсутствует материальный товар в привычном понимании этого слова. А сами услуги делятся на множество разновидностей.

Аудит бухгалтерского учета  оказания услуг включает:

  1. Проверку действия над предоставляемым потребителем исполнителю материальным продуктом, например, телевизором для ремонта;
  2. Проверку действия над нематериальным продуктом, например, бухгалтерскими данными для составления отчетности;
  3. Проверку выпуска нематериального продукта по заказу, например, сбор сведений или написание текстов;
  4. Проверку создания благоприятной, комфортной или пригодной атмосферы – дизайн интерьеров, уборка, ремонты.

 

 Также элементы сферы услуг, так или  иначе, присутствуют в деятельности большинства компаний производственной сферы и некоторых других областей – это сервисный ремонт и обслуживание, консалтинг и продажа информации. 

В связи с тем, что сфера услуг  нематериальна, аудит компаний сферы услуг подразумевает определение порядка и правильности учета оказанных услуг, методики и алгоритма начисления налогов и правильность ведения налоговой отчетности. 

Зачастую штатная бухгалтерия  не располагает сведениями о государственных налоговых льготах, предусмотренных для предприятий, оказывающих определенные услуги, в этом случае аудитор, располагающий более широкими возможностями получения информации о таких льготах, вносит соответствующие рекомендации для соблюдения порядка их предоставления. 

 

 

 Объектом аудиторской проверки компании сферы услуг также является контроль качества оказываемых услуг, система учета возвратов заказов, которые невозможно выполнить ввиду состояния материального продукта, предоставленного потребителем, а также повторные услуги, оказанные в рамках гарантийного обслуживания, оплата которых не предусмотрена уставом предприятия и/или договором с потребителем, объем дебиторской задолженности по оказанным услугам.

Цель данной работы – изучить  аудиторские доказательства в сфере услуг.

Проведем исследование на примере  страховых организаций, которые  относятся к сфере услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных  задач:

  1. Изучить понятие аудиторских доказательств.
  2. Охарактеризовать источники и методы получения аудиторских доказательств
  3. Рассмотреть процесс получения аудиторских доказательств и особенности процесса получения аудиторских доказательств при аудите страховых компаний.

В структурном отношении  работа состоит из введения, основной части, разделенной на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

 

1. Понятие аудиторских доказательств

 

При проведении аудиторской проверки, целью которой является выражение аудитором мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур, таких как:

-  детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;

-  аналитическая процедура;

-  проверка (тест) средств внутреннего контроля.

Аудитор при составлении  программы аудита должен предусмотреть, какие аудиторские процедуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств.

При получении данных доказательств аудитору следует руководствоваться Правилом (стандартом) аудиторской деятельности Аудиторские доказательства, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96г. При этом следует учитывать (как и во всех предыдущих случаях использования правил (стандартов) аудиторской деятельности), что требования данного правила являются обязательными при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, во всех других случаях они носят рекомендательный характер.1

Виды аудиторских доказательств представлены на рис. 1.

Все выше перечисленные  виды аудиторских доказательств  различаются по степени ценности и достоверности. Наиболее ценными  и достоверными являются внешние доказательства, далее – смешанные и затем внутренние. Также следует отметить, что доказательства полученные самой аудиторской организацией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, предоставленные экономическим субъектом, и доказательства в форме документов и письменных показаний обычно являются более достоверными, чем устные показания.

 

Рис. 1 Виды аудиторских доказательств

 

2. Источники и методы получения аудиторских доказательств

 

Источники получения  аудиторских доказательств при проведении аудита:

- первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

- регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

- результаты    анализа    финансово-хозяйственной    деятельности экономического субъекта;

- устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

- сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

- результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта; бухгалтерская отчетность.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Методы получения аудиторских доказательств представлены в таблице 1.

Таблица 1

Методы получения аудиторских доказательств

Наименование метода

Характеристика метода

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет)

Проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей с помощью выполнения независимых подсчетов

Инвентаризация 

Получение ориентировочной информации о состоянии и стоимости имущества клиента и его финансовых обязательств

Подтверждение

Получение информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности, для чего аудиторская организация получает подтверждение в письменной форме от третьей стороны

Проверка документов

Определение реальности используемых при проверке документов, то есть прослеживание отражения операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции

Прослеживание

Процедура, в ходе которой аудитор  проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете

Аналитические процедуры

Анализ и оценка полученной аудитором   информации,   исследование   важнейших   финансовых   и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычно или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений, бывают следующих типов:

a) сопоставление остатков по  счетам за различные периоды,

b) сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями,

c) оценка соотношений между различными  статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов,

d) сопоставление финансовой информации  и нефинансовой (сведений о деятельности экономического субъекта, не отражаемой напрямую в системе его бухгалтерского учета).


Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих  документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого предприятия по результатам аудита.2

 

 

3. Процесс получения доказательств

 

Процесс получения доказательств  осуществляется последовательно: установление цели; наблюдение фактов хозяйственной  жизни и описание доказательств, выявленных в ходе проверки; оценка собранных доказательств. Значение и роль каждого их указанных этапов определяется степенью важности результатов, полученных на определенной стадии аудиторской проверки с точки зрения общих итогов и объемов затрачиваемого времени.

Основными условиями  сбора доказательств являются:

  • строгое соблюдение законности. Означает, что в процессе получения доказательств следует не только проверять законность совершенных операций, но и прежде всего при выборе методов и приемов соблюдать все установленные требования;
  • достижение полноты доказательственного материала, поскольку элиминирование хотя бы одного результата факта хозяйственной жизни (который, на первый взгляд, не имеет существенного значения) может привести к серьезным негативным последствиям в будущем (как в текущем, так и в предстоящем отчетном периоде);
  • следование принципу своевременности действий по сбору доказательств. Если аудитор по какой-либо причине умышленно или случайно не смог получить необходимые доказательства по объекту в момент его проверки, то, во-первых, этот вопрос следует постоянно держать на контроле и при возможности собрать недостающие данные, а, во-вторых, в таком случае следует применять коэффициент поправки на запаздывание информации;
  • получение гарантий о достоверности представленных данных в виде, например, письма об ответственности руководства, подтверждения информации и др.

 

4. Получение аудиторских доказательств при аудите страховых компаний

 

Источники информации, используемые при аудите страховых организаций, зависят от принятой формы учета. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета все операции должны оформляться унифицированными межведомственны формами первичной учетной документации. 

Рассмотрим основные источники информации, необходимые для аудиторской проверки:

  1. учетная политика страховой организации;
  2. первичные документы;
  3. регистры аналитического учета по разделу (участку) учета;
  4. регистры синтетического учета по разделу (участку) учета;
  5. отчетность страховых организаций;
  6. другие документы, справки, расчеты;
  7. договоры.3

Вместе с тем следует учесть, что для страховых организаций промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса страховой организации (форма № 1-страховщик) и Отчета о прибылях и убытках (форма № 2-страховщик). В состав годовой бухгалтерской отчетности страховой организации также включаются Отчет об измененениях капитала страховой организации (форма № 3-страховщик), Отчет о движении денежных средств страховой организации (форма № 4-страховщик), Приложение к бухгалтерскому балансу страховой организации (форма № 5-страховщик) и пояснительная записка.

Страховая организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности кроме предусмотренных нормативными документами по бухгалтерскому учету Бухгалтерского баланса страховой организации (форма № 1-страховщик) и Отчета о прибылях и убытках страховой организации (форма № 2-страховщик) иные отчетные показатели (Отчет о движении денежных средств страховой организации (форма № 4-страховщик) и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Кроме того, страховые организации обязаны представлять в порядке надзора в Министерство финансов РФ и территориальные органы страхового надзора следующие типовые формы отчетности:

  • Отчет о платежеспособности страховой организации — форма № 6-страховщик;
  • Отчет о размещении страховых резервов — форма № 7-страховщик;
  • Отчет о размещении страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию — форма № 7а-страховщик;
  • Отчет о страховых резервах по видам страхования иным, чем страхование жизни, — форма № 8-страховщик;
  • Отчет об использовании средств резервов предупредительных мероприятий — форма № 9-страховщик;
  • Отчет об операциях перестрахования — форма № 10-страховщик.

Аудит деятельности страховых организаций можно разбить на два основных направления:

Информация о работе Аудиторские доказательства в сфере услуг