Бухгалтерский учет в системе управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

Определение и основные задачи бухгалтерского учета
• Пользователи бухгалтерской информации
• Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности
• Основные требования к ведению бухгалтерского учета
• Учетная политика
• Международные бухгалтерские правила
• Объекты бухгалтерского учета и их классификация

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет в системе управления организацией.docx

— 54.84 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет в системе  управления организацией

 

·         Определение и основные задачи бухгалтерского учета

·         Пользователи бухгалтерской информации

·         Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности

·         Основные требования к ведению бухгалтерского учета

·         Учетная политика

·         Международные бухгалтерские правила

·         Объекты бухгалтерского учета и  их классификация

 

Определение и основные задачи бухгалтерского учета

В современных условиях осуществления  предпринимательской деятельности одной из важнейших задач любого экономического субъекта является совершенствование  процесса управления с целью оптимального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Совершенствование форм и  методов управления имеет первостепенное значение для принятия управленческих решений, повышения эффективности  производства, достижения высокой доходности и рентабельности.

В хозяйственной практике управленческое решение направлено на выбор оптимального решения конкретной управленческо-организационной задачи. Принятие управленческого решения менеджерами различных уровней осуществляется на основе анализа большого объема внутренней и внешней информации, сформированной исходя из данных оперативного, управленческого и бухгалтерского учета.

В сложившейся хозяйственной  практике управления организацией выделяют следующие виды учета: оперативный, бухгалтерский и статистический.

Оперативный учет используется для оперативного планирования и  текущего управления предприятием, ведется  по мере необходимости и в произвольной форме. Для оценки деятельности используются как натуральные, так и денежные показатели.

Бухгалтерский учет — это  система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях экономического субъекта. Для отражения хозяйственных  процессов используется только денежный измеритель.

Статистический учет представляет собой обобщающий учет процессов  на макроуровне: в масштабе отрасли, территории, государства.

Применяются натуральные  и денежные измерители.

Важнейшим источником информации при принятии управленческих решений  является система бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности, поскольку  именно она содержит сведения, необходимые  для реализации конкретных практических задач и таких функций управления, как планирование, прогнозирование  и контроль. Система бухгалтерского учета основана на полном, непрерывном, сплошном наблюдении, измерении и  регистрации фактов хозяйственной  деятельности.

Учетный процесс состоит  из трех основных стадий:

1)      ведение  бухгалтерского учета (сбор, регистрация  и обобщение информации);

2)      составление  бухгалтерской отчетности (формирование  отчетных форм);

3)      использование  учетной и отчетной информации  для анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия с целью  принятия управленческого решения.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1)      формирование  полной и достоверной информации  о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2)      обеспечение  информацией, необходимой внутренним  и внешним пользователям бухгалтерской  отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3)      предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности организации и выявление  внутрихозяйственных резервов обеспечения  ее финансовой устойчивости.

Своевременный анализ бухгалтерской  отчетности, сформированной по данным бухгалтерского учета, позволяет предотвратить  отрицательные моменты в хозяйственной  деятельности организации, выявить  неиспользованные резервы с целью  дальнейшего развития организации  и обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет обязаны  вести все юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Прочие организации и  граждане, осуществляя предпринимательскую  деятельность, ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном  законодательством.

 

Пользователи бухгалтерской  информации

Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Решения принимает не только администрация  организации, но и внешние пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами  фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении  данной организации). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние — данными финансовой отчетности организации. И те и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета организации.

В условиях рыночной экономики  организации различных форм собственности  и организационно-правового статуса  взаимодействуют с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими  субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. Такое  взаимодействие обеспечивается представлением финансовой отчетности внешним пользователям  финансовой отчетности. Вместе с тем  для принятия оптимального управленческого  решения появляется необходимость  финансового управления фирмой, разработки определенной системы принципов, методов  и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей  организации. Данные проблемы находят  отражение во внутренней (управленческой) отчетности организации, которая отражает показатели в разрезе объектов управления и организации в целом в  части использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов, источники их формирования. Результаты формирования показателей внутренней отчетности находят отражение в  управлении денежными потоками (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими  агентами рынка.

Основная цель бухгалтерского учета в системе управления предприятием — формирование информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Состав пользователей  бухгалтерской информации представлен  на рисунке 1.

 

 

 

В отношении информации для  внутренних пользователей следует  учитывать, что ее состав для каждого  представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности  и функций, выполняемых им.

Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и  норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости продукции  и рентабельности производства.

Собственников и совладельцев больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации.

Руководство организации  заинтересовано также в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной информации, необходимой для планирования, анализа  и контроля.

Информация для внешних  пользователей формируется, в том  числе и на основе информации для  внутренних пользователей, относящейся  к финансовому положению организации, результатам ее деятельности.

Внешние пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском  учете:

1)       инвесторы  и их представители заинтересованы  в информации о рискованности  и доходности предполагаемых или осуществляемых ими инвестиций, о способности организации выплачивать дивиденды;

2)       заимодавцы  заинтересованы в информации, позволяющей  определить, будут ли своевременно  погашены предоставленные ими  займы и выплачены соответствующие  проценты;

3)       поставщики  и подрядчики заинтересованы  в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок  причитающиеся им суммы;

4)       покупатели  и заказчики заинтересованы в  информации о продолжении деятельности  организации;

5)       органы  власти заинтересованы в информации  для осуществления возложенных  на них функций по распределению  ресурсов, регулированию хозяйственной  деятельности, разработке и реализации  общегосударственной политики, ведению  статистического наблюдения;

6)       общественность  в целом заинтересована в информации  о роли и вкладе организации  в повышение благосостояния общества  на местном, региональном и  федеральном уровнях.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить  все информационные потребности  этих пользователей в полном объеме. Следовательно, информация, формирующаяся  в бухгалтерском учете для  внешних пользователей, должна удовлетворять  потребности, являющиеся общими для  всех пользователей. В какой степени  система бухгалтерского учета может  удовлетворять потребности пользователей, зависит от задач и базисной концепции  бухгалтерского учета и отчетности, сложившейся в соответствующей  экономической среде.

Все это позволяет конкретизировать цели бухгалтерского учета и отчетности на уровне предприятия, которые в  общем можно определить как оценку:

·         платежеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности  и т. п.);

·         рентабельности;

·         степени ответственности лиц, занятых  хозяйственной деятельностью, в  рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

В системе экономической  информации бухгалтерский учет является одним из важнейших инструментов управления, содержащих наиболее синтезированную  и обобщенную информацию, а также  основой объективной оценки хозяйственной  деятельности организации, базой текущего и перспективного планирования, действенным  инструментом для принятия эффективных  управленческих решений.

 

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и  методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета  в Российской Федерации.

Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и  хозяйственных операций, составлении  и представлении сопоставимой и  достоверной информации об имущественном  положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской  информации.

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом на государственном  уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право  регулирования бухгалтерского учета  предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и  утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных  операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные  акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового  регулирования бухгалтерского учета  и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Другие органы, которые  наделены правом нормативного регулирования  бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным  актам и методическим указаниям  Министерства финансов РФ.

Одни из утверждаемых нормативных  актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В настоящее время в  отечественной практике учета сложилась  четырехуровневая система регулирования  бухгалтерского учета и отчетности:

·         1-й уровень — законодательные  акты, указы Президента РФ и постановления  правительства, регламентирующие прямо  или косвенно организацию и ведение  бухгалтерского учета в организации;

·         2-й уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

·         3-й уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

·         4-й уровень — рабочие документы  по бухгалтерскому учету самой организации.

Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской  деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных  вести бухгалтерский учет и предоставлять  финансовую отчетность.

К первому уровню системы  также следует отнести Гражданский  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении программы  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»  и др.

Информация о работе Бухгалтерский учет в системе управления организацией