Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:37, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме «Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами».
Данная тема достаточно актуальна, так как в последнее время в бухгалтерском учете наблюдается множество махинаций, признаков креативного учета, выявить которые поможет только обязательный либо инициативный, но тщательно проведенный на предприятии аудит
Введение 3
1. Цели аудиторской проверки и источники информации. 5
2. Проверка своевременности расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами 8
3. Проверка обоснованности числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженности 11
4. Проверка соблюдения порядка списания задолженности 14
5. Проверка правильности аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами 16
6. Типичные нарушения расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами 19
Заключение 30
Список используемой литературы 32
СОДЕРЖАНИЕ
Данная курсовая работа посвящена теме «Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами».
Данная тема достаточно
актуальна, так как в последнее
время в бухгалтерском учете
наблюдается множество
Помимо определения цели аудита важно установить и принципы аудита, которые позволяют дать объективные, реальные и точные сведения об объекте аудита, выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности. К основным принципам ведения аудиторской деятельности относятся: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.
Существенность - одно из базовых понятий бухгалтерского учета и аудита. Основной акцент при использовании данного понятия в рамках концепции риск - ориентированного аудита делается на то, чтобы ориентировать аудиторов на применение существенности в целях снижения аудиторского риска. Исходя из существенности, аудитор рассматривает процедуры оценки рисков существенного искажения, выявление и величину рисков существенного искажения, а также дальнейшие аудиторские процедуры по этим рискам.
Цель работы – исследовать методику и процесс аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами.
Предметом исследования выступает аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами.
Конечной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательства Российской Федерации.
Методологической базой являются общие и специальные научные методы (анализ, синтез, дедукции, индукции), выступающие в качестве инструментов познания, решения научных задач и достижения цели проводимого исследования.
Источниками информации для курсовой работы являются нормативные, правовые акты Российской Федерации по аудиту и бухгалтерскому учету расчетов с дебиторами, информация учебников и научных статей, посвященных этой тематике.
Целью аудита расчетов по оплате труда является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской, кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами[10.С.54].
Задачи данного вида аудита - установление правильности определения и отражения в учете расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами.
Аудитору необходимо внимательно проанализировать договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, принятую в организации учетную политику, акты сверок, авансовые отчеты, акты о зачете взаимных требований, учетные регистры по счетам 58 "Финансовые вложения", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 63 "Резервы по сомнительным долгам", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты", 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", главную книгу, бухгалтерскую отчетность.
В процессе аудиторской проверки следует
руководствоваться
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 года №315 ФЗ. Дата последней редакции 1 июля 2011 года. Этим законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.02 г. № 696. Дата последней редакции 27.01.2011г.[6]. Федеральные стандарты аудиторской деятельности разработаны с учетом международных стандартов аудита, устанавливают единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторские организации обязаны соблюдать.
Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет в целом рассмотрим ниже.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1126 № 129-ФЗ[4]. Дата последних изменений – 09.12.2011 года принят новый закон «О бухгалтерском учете», который вступает в действие с 2013 года. В новом законе устранены устаревшие нормы регулирования бухгалтерского учета, с 2013 года бухгалтерский учет в полном объеме будут вести все организации, включающие организации, перешедшие на УСН.
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1128 года № 34-н. Дата последних изменений 24.12.2010г. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и своевременности расчетов в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, проведение инвентаризации обязательно, в частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями, а также прочими дебиторами и кредиторами должна проводиться не менее одного раза в год.
Основные правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина от 13.06.95 г. N 49.
В соответствии с п. 3.44 Методических указаний инвентаризация расчетов, в частности, с покупателями, поставщиками и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и других.
Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов применяются формы, утвержденные Постановлением Госкомстата от 18.08.98 г. N 88.[17,С.60]
Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя организации, составленного по форме N ИНВ-22. Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17, которая заполняется на основании справки к акту. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.
Целью проведения инвентаризации является проверка правильности расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, покупателями и поставщиками, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы. Для сопоставления данных бухгалтерского учета, проверки правильности и полноты отражения в учете дебиторской и кредиторской задолженности проводится сверка расчетов.
Надо заметить, что законодательство не содержит обязанности составления акта сверки при расчетах с контрагентами по каждой операции или по каким-то отчетным периодам. Составление акта сверки взаиморасчетов можно отнести к обычаю делового оборота. Это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (ст. 5 ГК РФ).
Акты сверки составляются
по состоянию на отчетную дату и
оформляются по каждому контрагенту
в двух экземплярах. Подписанные
руководителем и главным
Контрагент в полученном акте отражает свои сведения о расчетах, то есть тем самым либо подтверждает, либо опровергает данные организации, составившей акт. Один экземпляр акта возвращается контрагентом в организацию. Однако контрагенты не всегда возвращают направленные им акты сверки. Кроме того, акт сверки может вернуться, когда сроки сдачи годовой отчетности истекут.
Согласно п. 73 Положения по бухгалтерской отчетности расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Это означает, что организация имеет право настаивать на правильности своих записей (пока их неправильность не будет доказана контрагентом) и признавать свои расчеты верными и в отсутствие актов сверки. Поэтому форма N ИНВ-17 предусматривает отражение сумм дебиторской и кредиторской задолженности как подтвержденных, так и не подтвержденных контрагентами, в том числе и по причине неполучения от них актов сверки.
Достоверность бухгалтерской отчетности устанавливается прежде всего на основании первичных документов (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ) и подтверждается результатами инвентаризации, оформленными согласно требованиям законодательства. Таким образом, бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов.
Акт сверки не является первичным документом: он помогает выявлению ошибок в расчетах с контрагентами, то есть его составление носит не обязательный, а скорее вспомогательный характер (Письмо ФНС России от 06.12.2010 г. N ШС-37-3/16955, Постановление ФАС Уральского округа от 10.11.2009 г. N Ф09-8688/09-С3).
Акт сверки взаимных расчетов не является обязательным первичным документом, являющимся основанием для составления акта по форме N ИНВ-17.
Документами, подтверждающими наличие задолженности и дату ее образования, являются договоры, счета на оплату, товарные накладные, акты приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг) и др.
Суммы дебиторской и кредиторской задолженности, которые на данную отчетную дату числятся на балансе предприятия, аудитор через аудиторские процедуры и подготовленную программу проверяет их обоснованность. Что касается дебиторской задолженности – в разрезе поставщиков – согласно имеющихся договоров поставки материальных запасов, работ, услуг, не поставленных вовремя, но заранее оплаченных с расчетного счета аудируемого лица. В случае кредиторской задолженности - опять же согласно подписанным договорам с поставщиками – если материалы (работы, услуги) получены, но еще не оплачены. Предприятия иногда вуалируют отчетность, изменяя в балансе именно эти сроки – как дебиторская и кредиторская задолженность, чтобы скрыть ошибки, либо заведомо не раскрывают информацию отдельно по дебиторам и кредиторам ( особенно по 76 счету)[14,С.107].
Поэтому необходимо уделить
внимание на проверку и правильность
оформления, подписания и учету всех
пунктов договоров с