Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:03, реферат
В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств. Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства.
Реферат на тему: государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков
Выполнила: Свинкова В.О.
В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.
Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства. Предприятия имеют возможность делать вклады в банк на рублевые или валютные счета, на депозиты, приобретать или продавать ценные бумаги и т.д. Каждое предприятие на основе глубокого изучения конъюнктуры финансового рынка с учетом действующего законодательства по его регулированию формирует оптимальный портфель финансовых вложений и заимствований.
При выборе вариантов операций на финансовом рынке его субъектами учитываются различия между ценами продаж и покупок, ставками привлечения и предоставления кредитов, которые определяются как законами рынка, так и мерами государственного регулирования в лице органов законодательной и исполнительной власти РФ, Центрального банка России, а также органов экономического управления в регионах.
По своей структуре финансовый рынок делится на несколько сегментов:
Рынок кредитов (денежных
ресурсов национальной валюты). Общие
принципы современной кредитной
политики устанавливаются
Все банки отчисляют
средства в резервный фонд ЦБ. Из
этого фонда в критических
ситуациях банки получают кредиты
под проценты на уровне учетной ставки.
Нормы обязательных резервов составляют:
по счетам до востребования — 20%, по
срочным обязательствам — 15%, по текущим
валютным счетам — 2%. Обязательные нормы
резерва необходимы для обеспечения
достаточной ликвидности
ЦБ осуществляет контроль за коммерческими банками и по другим направлениям: накопление ими собственного капитала, усиление гарантийных обязательств, обеспеченность кредитного портфеля, проведение операционных действий по наличному и валютному обороту и т.д.
В чистом виде рынок кредитов представлен на межбанковском уровне и на уровне взаимоотношений коммерческих банков с предприятиями и населением. ЦБ РФ уходит от прямого целевого кредитования отраслей, заменяя этот способ распределения централизованных кредитных ресурсов кредитными аукционами. Центральный банк организует кредитный аукцион с объявлением минимальной процентной ставки, а результаты аукциона позволяют фиксировать ее реальную величину. Учетная ставка ЦБ влияет на динамику рыночных ставок, одновременно и аукционные торги корректируют учетную ставку.
В настоящее время в России самая высокая в мире процентная ставка по кредитам, векселям и депозитам. Она устанавливается на уровне не более чем 5 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки.
Величина процентной ставки влияет на стимулы получения коммерческими банками ссуд. Учетная ставка должна быть относительно низкой и стабильной (колебания не должны превышать 15-20% в год). В этом случае у банков и заемщиков снижаются риски по кредитным операциям. Запаздывание с регулированием учетной ставки увеличивает спрос на деньги, тормозит долгосрочное кредитование. Банкам нельзя долгое время кредитовать под проценты, которые ниже темпа инфляции, т.е. субсидировать экономику за свой счет.
Официальные данные о движении цен весьма ненадежны, поэтому о реальности учетной ставки лучше судить, сопоставив ее с динамикой курса твердой валюты. Например, если банк выдает предприятию кредиты под 249% годовых, исходя из того, что в месяц цены растут на 11%, а курс доллара за это время вырос только на 8%, то даже такая высокая ставка не душит производство и выгодна заемщику, а не банку, т.е. банк дает деньги на невыгодных для себя условиях.
Рынок межбанковских
кредитов не отличается устойчивостью.
Последний его кризис в августе
1995 г. до сих пор не восстановил
доверие банков друг к другу. Коренной
задачей межбанковского рынка является
обеспечение достаточной
Коммерческие банки, предоставляя кредиты непосредственно предприятиям, устанавливают свои правила в рамках действующего законодательства так, чтобы получать необходимые доходы. Они интересуются финансовой устойчивостью клиента, точностью исполнения им прежних финансовых обязательств, наличием у него юридических проблем, квалификацией руководителей и т.д. Таким образом, предприятию в условиях рынка, где действуют тысячи коммерческих банков, нелегко получить кредит, т.е. купить деньги на время.
Большинство банков держат высокие процентные ставки, надеясь на новую волну роста инфляции. Однако ужесточение требований по продаже денег снижает у предприятий интерес к займам, ориентирует их на решение финансовых проблем путем сокращения производства, отказа в оплате поставок и труда, что не отвечает интересам общества. Из-за высоких процентных ставок по кредитам бизнес, особенно малое предпринимательство, не развивается и кредитная система становится тормозом экономики, хотя призвана быть ее ускорителем.
Согласно Гражданскому
кодексу любое предприятие
Бюджетную систему РФ образуют республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые бюджеты, областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга и местные бюджеты наряду с республиканским бюджетом Российской Федерации.
К ведению представительного органа власти относятся рассмотрение проекта соответствующего проекта бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета о его исполнении.
К ведению исполнительного органа власти относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение утвержденного бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований. Органы государственной власти в пределах своей компетенции вправе:
Для регулирования межбюджетных отношений и выравнивания уровня доходов по местным бюджетам в составе бюджета РФ образуется фонд финансовой поддержки муниципальных образований.
Для осуществления финансового контроля созданы такие государственные структуры, как Федеральное казначейство и Счетная палата Российской Федерации.
Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ. Главными задачами органов казначейства являются:
Задачами Счетной палаты являются:
Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков