Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств. Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства.

Вложенные файлы: 1 файл

гос регилирование.docx

— 56.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Свинкова В.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.

Банки, страховые  организации и другие финансово-кредитные  учреждения, а также эмитенты оказывают  финансовые услуги, привлекают и предоставляют  на коммерческой основе средства. Предприятия  имеют возможность делать вклады в банк на рублевые или валютные счета, на депозиты, приобретать или  продавать ценные бумаги и т.д. Каждое предприятие на основе глубокого  изучения конъюнктуры финансового  рынка с учетом действующего законодательства по его регулированию формирует  оптимальный портфель финансовых вложений и заимствований.

При выборе вариантов  операций на финансовом рынке его  субъектами учитываются различия между  ценами продаж и покупок, ставками привлечения  и предоставления кредитов, которые  определяются как законами рынка, так  и мерами государственного регулирования  в лице органов законодательной  и исполнительной власти РФ, Центрального банка России, а также органов  экономического управления в регионах.

По своей структуре  финансовый рынок делится на несколько  сегментов:

  • рынок кредитов (денежных ресурсов национальной валюты);
  • фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
  • валютный рынок.

Рынок кредитов (денежных ресурсов национальной валюты). Общие  принципы современной кредитной  политики устанавливаются законодательством  о банках и банковской системе, указами  Президента РФ. Непосредственно рынок  кредитов регулируется Центральным  банком РФ, который определяет денежно-кредитную  политику, тогда как коммерческие банки призваны воплощать ее в  жизнь. Коммерческими банки независимые, но действуют в единой денежно-финансовой системе и поэтому вынуждены  подчиняться правилам регулирования  и надзора, установленным законодательством  и ЦБ РФ. К нормам регулирования, затрагивающим интересы клиентов коммерческих банков, относятся:

  • обязательное отчисление средств (в рублях и валюте) в резервный фонд ЦБ;
  • получение кредитов под проценты из резервного фонда.

Все банки отчисляют  средства в резервный фонд ЦБ. Из этого фонда в критических  ситуациях банки получают кредиты  под проценты на уровне учетной ставки. Нормы обязательных резервов составляют: по счетам до востребования — 20%, по срочным обязательствам — 15%, по текущим  валютным счетам — 2%. Обязательные нормы  резерва необходимы для обеспечения  достаточной ликвидности коммерческих банков, контроля их деятельности. Их размер зависит от активности этих банков в области долгосрочного кредитования и степени рискованности банковского  кредитования. Наличие множества  рисков невозврата средств заставляет отбирать объекты для финансирования по результатам аудита по жестким международным стандартам. Независимо от кредитополучателя, сроков, гарантов инвестиции должны иметь высокие (до 100%) резервные покрытия, обеспечиваться ликвидным залогом.

ЦБ осуществляет контроль за коммерческими банками и по другим направлениям: накопление ими собственного капитала, усиление гарантийных обязательств, обеспеченность кредитного портфеля, проведение операционных действий по наличному и валютному обороту и т.д.

В чистом виде рынок  кредитов представлен на межбанковском  уровне и на уровне взаимоотношений  коммерческих банков с предприятиями  и населением. ЦБ РФ уходит от прямого  целевого кредитования отраслей, заменяя  этот способ распределения централизованных кредитных ресурсов кредитными аукционами. Центральный банк организует кредитный аукцион с объявлением минимальной процентной ставки, а результаты аукциона позволяют фиксировать ее реальную величину. Учетная ставка ЦБ влияет на динамику рыночных ставок, одновременно и аукционные торги корректируют учетную ставку.

В настоящее время  в России самая высокая в мире процентная ставка по кредитам, векселям и депозитам. Она устанавливается  на уровне не более чем 5 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки.

Величина процентной ставки влияет на стимулы получения  коммерческими банками ссуд. Учетная  ставка должна быть относительно низкой и стабильной (колебания не должны превышать 15-20% в год). В этом случае у банков и заемщиков снижаются  риски по кредитным операциям. Запаздывание с регулированием учетной ставки увеличивает спрос на деньги, тормозит долгосрочное кредитование. Банкам нельзя долгое время кредитовать под  проценты, которые ниже темпа инфляции, т.е. субсидировать экономику за свой счет.

Официальные данные о движении цен весьма ненадежны, поэтому о реальности учетной  ставки лучше судить, сопоставив ее с динамикой курса твердой  валюты. Например, если банк выдает предприятию кредиты под 249% годовых, исходя из того, что в месяц цены растут на 11%, а курс доллара за это время вырос только на 8%, то даже такая высокая ставка не душит производство и выгодна заемщику, а не банку, т.е. банк дает деньги на невыгодных для себя условиях.

Рынок межбанковских  кредитов не отличается устойчивостью. Последний его кризис в августе 1995 г. до сих пор не восстановил  доверие банков друг к другу. Коренной задачей межбанковского рынка является обеспечение достаточной ликвидности  средств, оптимальной структуры  балансов. Ликвидность повышает накопление быстро реализуемых активов (недорогие  займы, валюта и др.). Оптимальной  структурой баланса считается такое  соотношение, когда на долю долгосрочных заимствований в пассивах приходится 60-70%, а краткосрочных — 30-40%.

Коммерческие банки, предоставляя кредиты непосредственно  предприятиям, устанавливают свои правила  в рамках действующего законодательства так, чтобы получать необходимые  доходы. Они интересуются финансовой устойчивостью клиента, точностью  исполнения им прежних финансовых обязательств, наличием у него юридических проблем, квалификацией руководителей и  т.д. Таким образом, предприятию в  условиях рынка, где действуют тысячи коммерческих банков, нелегко получить кредит, т.е. купить деньги на время.

Большинство банков держат высокие процентные ставки, надеясь на новую волну роста  инфляции. Однако ужесточение требований по продаже денег снижает у  предприятий интерес к займам, ориентирует их на решение финансовых проблем путем сокращения производства, отказа в оплате поставок и труда, что не отвечает интересам общества. Из-за высоких процентных ставок по кредитам бизнес, особенно малое предпринимательство, не развивается и кредитная система становится тормозом экономики, хотя призвана быть ее ускорителем.

Согласно Гражданскому кодексу любое предприятие вправе без дополнительной лицензии заключать  договор займа и передавать заемщику денежные ссуды под проценты или  бесплатно. Признаком договора займа  является возвратность средств. Стратегия  использования свободных денежных ресурсов определяется наиболее выгодным их размещением среди тех потребителей, которые предложат наиболее привлекательные  коммерческие условия. Кроме величины дохода, важным критерием в настоящее  время является сохранность капитала, защищенность его от инфляции. В  этих условиях юридические лица стремятся  менять режим депонирования средств  так, чтобы деньги можно было легко  взять обратно в любое время.

Бюджетную систему  РФ образуют республиканские бюджеты  республик в составе РФ, краевые  бюджеты, областные бюджеты, городские  бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга и местные бюджеты наряду с  республиканским бюджетом Российской Федерации.

К ведению представительного  органа власти относятся рассмотрение проекта соответствующего проекта  бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета о его исполнении.

К ведению исполнительного  органа власти относятся составление  проекта соответствующего бюджета, исполнение утвержденного бюджета  и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований. Органы государственной власти в пределах своей компетенции вправе:

  • определять объем финансирования из своих бюджетов мероприятий по социально-экономическому развитию;
  • определять направления использования средств бюджетов на инвестиции, собственные целевые программы, а также на совместные программы с представительными органами власти иных национально-государственных и административно-территориальных образований;
  • на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, а также на содержание науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и на другие цели.
  • устанавливать государственные минимальные социальные стандарты, служащие основой для формирования минимальных местных бюджетов;
  • обеспечивать федеральные гарантии финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Бюджеты различных уровней находятся в тесной взаимосвязи.

Для регулирования  межбюджетных отношений и выравнивания уровня доходов по местным бюджетам в составе бюджета РФ образуется фонд финансовой поддержки муниципальных  образований.

Для осуществления  финансового контроля созданы такие  государственные структуры, как  Федеральное казначейство и Счетная  палата Российской Федерации.

Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе  РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии  бюджетной системы РФ. Главными задачами органов казначейства являются:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
  • регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными федеральными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
  • оперативное управление ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;
  • управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  • разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящихся к компетенции власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Задачами Счетной  палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемых за счет средств федерального бюджета, или влияющие на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
  • организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков