Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:26, реферат
Задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях формулируются в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и на основании Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Центральным Банком Российской Федерации 26 марта 2007 г. № 302-П, введенных в действие с 1 января 2008 г.
1. Задачи бухгалтерского учета и цели постановки бухгалтерского учета в банке
бухгалтерский учет банк счет
Задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях формулируются в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и на основании Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Центральным Банком Российской Федерации 26 марта 2007 г. № 302-П, введенных в действие с 1 января 2008 г.
Выделяют четыре основные задачи.
Формирование детальной,
достоверной и содержательной информации
о деятельности кредитной организации,
ее имущественном положении, необходимой
внутренним пользователям - руководителям,
учредителям, участникам банка, - а также
внешним пользователям - кредиторам,
контролирующим органам, Банку России.
Эта задача является наиболее актуальной
для коммерческих банков, которым
вменяется в обязанность
Ведение подробного, полного
и достоверного учета всех банковских
операций, а также наличия и
движения требований и обязательств,
использования банком материальных
и финансовых ресурсов. Задача связана
с детализацией бухгалтерского учета
в коммерческих банках, которая позволяет
дать полную информацию по каждой группе
операций, выполненных коммерческим
банком за каждый рабочий день. Необходимость
ежедневного составления
Банковский баланс имеет
особенности, к нему Банк России предъявляет
строгие требования, установленные
Инструкцией Банка России от 16 января
2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах
банков». Инструкцией установлены
определенные обязательные соотношения
между определенными статьями баланса,
отражающими как состояние
Выявление внутрихозяйственных
резервов для обеспечения финансовой
устойчивости банка и предотвращения
отрицательных результатов
безубыточная деятельность;
соблюдение нормативов ликвидности, установленных Банком России;
поддержание платежеспособности.
Внутрихозяйственные резервы банка позволяют обеспечивать выявление оптимального соотношения имеющихся у банка ресурсов и вложений в активы, приносящие максимальный доход при минимальном риске.
Использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений. Достоверная отчетность банка позволяет выявлять все нарушения ликвидности, операции повышенного риска, недостаток ресурсов для совершения активных операций, потерю платежеспособности, что позволяет немедленно принять управленческие решения, направленные на предотвращение негативных явлений в последующие периоды.
Выполнение указанных задач бухгалтерского учета должно обеспечить:
быстрое и четкое обслуживание клиентов;
своевременное и точное оформление банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности;
предупреждение возможности возникновения недостач и неправомерного расходования денежных средств и ценностей;
сокращение затрат труда на совершение банковских операций;
надлежащее оформление документов, исходящих из банка.
Дистанционное обучение для тех, кто не хочет стоять в пробках по доступным ценам
2. Принципы организации учетно-операционной работы в банке
Банк - основная структурная
единица сферы денежного
Результат работы банка - это экономическая выгода, получаемая как им самим, так и его клиентами.
В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников.
Задачи бухгалтерского учета в коммерческих банках:
Формирование полной и
достоверной информации о финансово-хозяйственных
процессах и результатах
Контроль за наличием и движением денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, финансовых ресурсов и других ценностей и их источников.
Обеспечение клиентов банка своевременной и точной информацией о движении средств на расчетных, ссудных и других счетах.
Принципы бухгалтерского
учета в банках, так же как и
в учреждениях и предприятиях
других отраслей народного хозяйства,
едины. Они изложены в "Положении
о бухгалтерском учете и
Положение устанавливает
следующие методологические основы
бухгалтерского учета: первичное документальное
оформление и отражение хозяйственной
деятельности, денежная оценка имущества,
обязательств и хозяйственных операций,
калькуляция себестоимости
Следуя единым методологическим
основам, бухгалтерский учет в банке
имеет отличительные черты, обусловленные
спецификой обслуживаемой сферы
денежного обращения, что отражается
в организации учетно-
Основная доля операций, осуществляемых в банке - операции, связанные с движением денежных средств, платежей и расчетов. Это предопределяет особые требования к их документальному оформлению, организации документооборота, хранению документов, учету и отчетности банка. Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банка определены Инструкцией Госбанка СССР № 7 от 30.09.87 г. При использовании этой инструкции необходимо учитывать современную технологию обработки банковской документации и способы контроля за ее достоверностью.
Организация учетно-операционной работы в банке включает:
построение учетно-
организацию рабочего дня и документооборота;
внутрибанковский контроль.
В структуре учетно-
Например, ведение счетов клиентов осуществляет операционный отдел, состоящий из ответственных исполнителей (учетно-операционных работников). Ответственные исполнители осуществляют обслуживание предприятий и граждан по совершаемым ими в банке расчетно-денежным операциям. Они являются доверенными работниками банка; оформляют и подписывают расчетно-денежные документы.
Счета и операции распределяются
между ответственными исполнителями,
регистрируются в специальной книге
и оформляются подписями
Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечить выполнение следующих условий:
Все операции с документами,
принятыми от клиентов в течение
операционного времени
Передача обработанных документов на ВЦ банка производится в течение рабочего дня по графику, но не позднее, чем за 1,5 - 2 часа до его окончания, для того чтобы ввести необходимую информацию, обработать ее для составления отчетности текущего дня.
Бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее следующего рабочего дня (так как выписки с корреспондентских счетов банка поступают на следующий после проведенных операций день).
Организация учетно-операционной
работы требует установления в учреждении
банка порядка прохождения
время, необходимое для обработки документов, поступивших в банк до начала обслуживания клиентов. Например, таких документов, как выписки с корреспондентских счетов, данные об инкассации денежной выручки и о сумме денег, принятых вечерней кассой и др.;
график обслуживания клиентов
для более равномерной
время для прохождения и обработки документов, поступающих в банк после окончания операционного дня.
При оформлении банковских операций необходимо обеспечивать контроль за законностью операций и сохранностью средств.
Ответственный исполнитель должен проверить соблюдение установленных правил расчетов, правильность оформления документа и заверить его своей подписью. Если документ подлежит дополнительному контролю, то он передается контролирующему работнику. В ходе проверки контролеры пользуются образцами подписей работников банка, а также образцами подписей и оттисками печатей клиентов банка. После проверки контролером операция исполняется.
Все проведенные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, которые систематизируют их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета - синтетические - определены планом счетов, который является экономически обоснованным систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета. Действующий план счетов приведен в приложении.
Наличие единого перечня
счетов позволяет сделать информацию
о деятельности банка доступной
для сторонних пользователей
и обобщать ее в единой отчетности
Центрального Банка России. Детальную
информацию дают аналитические счета,
причем, степень детализации
Все счета делятся на балансовые и внебалансовые.
Учет по балансовым счетам ведется способом двойной записи, которая обеспечивает получение баланса банка. По внебалансовым счетам учет ведется по приходу и расходу без применения двойной записи.
Коды балансовых счетов состоят из 3-х знаков. Первые два знака слева - счета первого порядка, которые детализируются с помощью третьего знака на счета второго порядка. Например:
01Фонды банка
010 Уставный фонд
011 Резервный фонд
012 Специальные фонды.
Коды внебалансовых счетов состоят из четырех знаков, причем
первые два из них - "99".
Операции, проведенные за день, обобщаются в ежедневной отчетности, которая включает баланс и отчет по внебалансовым счетам.
Бухгалтерский баланс - это
группировка хозяйственных
Баланс банка, в отличие от балансов предприятий производственной сферы, построен по принципу односторонней группировки счетов. В одном его разделе могут быть активные, пассивные и активно-пассивные счета. Баланс составляется ежедневно.
На 1 число следующего за месяцем отчета бухгалтерский баланс и другие отчетные формы представляются в Главное управление Центрального Банка РФ.
Оперативное составление отчетности требует четкой организации бухгалтерского учета в банке.
Большинство операций банков
(расчетные, кассовые, ссудные и др.)
отражаются в бухгалтерском учете
на основании денежно-расчетных
документов. Формы документов унифицированы
и изготавливаются типографским
способом в виде стандартных бланков
или печатаются на ЭВМ. Каждый стандартный
документ содержит основные реквизиты:
название документа, номер формы, номер
документа и дата его выписки,
наименование и местонахождение
предприятия-плательщика и
Все документы должны быть правильно и четко оформлены. Исправления в банковских денежно-расчетных документах не допускаются.
По месту формирования документы подразделяются на банковские, составляемые банком, и клиентские, поступающие от предприятий и организаций, а также граждан. Примером банковских документов являются кассовые (приходные и расходные), мемориальные ордера, распоряжения о выдаче кредита на оплату расчетных документов, авансовые отчеты подотчетных лиц. К клиентским документам относятся платежные требования, поручения, чеки, срочные обязательства по ссудам и др.
Информация о работе Задачи бухгалтерского учета и цели постановки бухгалтерского учета в банке