Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 20:25, лекция

Краткое описание

Нормированию подвергаются первые 3 статьи калькуляции.
1. Нормы материальных затрат (в натур. ед):
- нормы черновых затрат,
- нормы чистовых затрат.
Нормы чистовых затрат показывают сколько грамм данного материала должно содержаться в единице продукции.
Нормы черновых затрат выше чистовых на величину обязательных отходов, как возвратных, так и безвозвратных.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_kratko.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

НОРМИРОВАНИЕ

 

Нормированию  подвергаются первые 3 статьи калькуляции.

 

1. Нормы материальных затрат (в натур. ед):

- нормы черновых  затрат,

- нормы чистовых  затрат.

 

Нормы чистовых затрат показывают сколько грамм данного материала должно содержаться в единице продукции.

Нормы черновых затрат выше чистовых на величину обязательных отходов, как возвратных, так и безвозвратных.

 

Качество продукции  проверяется на соответствие чистовым нормам.

Приобретаемые МЗ рассчитываются исходя из пр-ой программы и черновых норм.

 

Нормы МЗ делятся  на:

1. пооперационные – показывают в натур единицах сколько требуется материала для выполнения одной операции;

2. подетальные – несколько пооперационных норм, необходимых для создания конкретной детали;

3. поузловые – несколько подетальных норм + норму по операции сборки узла;

4. поиздельные – нескольких поузловых норм + несколько подетальных норм + несколько пооперационных норм для сборки изделия из узлов и деталей.

 

2. Нормы трудовых затрат (в труд. измерителях):

- нормы времени,

- нормы выработки.

 

Норма времени показывает сколько времени потребуется рабочему соответствующего разряда при нормальной интенсивности труда для выполнения полученного задания.

 

Норма выработки – категория обратная норме времени. Показывает сколько операций за единицу времени должен выполнить рабочий соответствующего разряда при нормальной интенсивности труда.

 

Нвыр = 1 час : Нвр

 

Нормы ТЗ делятся на:

1. пооперационные – показывают сколько времени требуется на выполнение одной технологической операции;

2. подетальные – сумма пооперационных норм, необходимых для изготовления одной детали;

3. поузловые – сумма подетальных норм + несколько пооперационных, необходимых для сборки деталей в один узел;

4. поиздельные – сумма нескольких поузловых норм + несколько подетальных норм + несколько пооперационных норм, необходимых для сборки изделия из узлов и деталей.

 

Нормы утверждаются руководителем и являются обязательными.

 

При массовом производстве нормы объединяются в технологические карты продукции, которые п.с. перечень операций, в результате которых создается конкретный вид продукции, и по каждой операции фиксируются ресурсы на единицу продукции.

 

5. функциональные – устанавливаются для контроля за качеством выполнения определенных функций работниками конкретных профессий.

 

Для исчисления переменных затрат на единицу продукции за основу берутся нормы затрат на единицу и умножаются на фактическую себестоимость потребляемых материалов или на установленные расценки за выполняемые операции.

 

Если изменяются стоимостные характеристики потребляемых ресурсов, то переменные затраты на единицу должны пересчитываться и соответственно для определения общей стоимости предполагаемых затрат переменные затраты на единицу должны пересчитываться на новые планируемые объемы производства.

 

Нормы делятся на:

1. опытно статистические,

2. технически-обоснованные.

 

Опытно-статистические: разрабатываются на основе анализа предыдущих периодов работы данной организации.

 

Технически-обоснованные:

- по МЗ разрабатываются на основе технических характеристик оборудования и материалов,

- по ТЗ разрабатываются на основе квалификационных справочников. Эти нормы более объективны, но их разработка требует высокой квалификации работников.

 

(нет  тарифной сетки!)

 

 

 

 

АНАЛИЗ  ЗАВИСИМОСТИ ОБЪЕМ – ЗАТРАТЫ – ПРИБЫЛЬ

 

Прибыль может увеличиться  в результате:

- повышения цен, но при этом может сократиться спрос на продукцию;

- увеличения объемов производства, но при этом может сократиться цена;

- снижения производственных затрат;

- сокращения ПЗЕ в результате заключения поставок по более низким ценам;

- снижения У-ПР.

 

Анализ наиболее эффективен с позиций директ-костинга на основе определения МД.

 

М = ВР - ПЗ

М = Ц  × КП – ПЗЕ × КП

М = КП × (Ц - ПЗЕ)

М = КП × Му

 

М = У-ПР + Пр

 

Момент безубыточности соответствует  М = У-ПР

 

ТП = У-ПР : Му

Выпуск продукции  после преодоления ТП называется зоной безопасности.

 

Анализ  зависимости может проводиться 2 методами: графический и метод уравнений.

 

При графическом методе различают две модели зависимости:

1. экономическая,

2. бухгалтерская.

 

1. Экономическая модель отражает нелинейную зависимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эк. модель показывает, что предприятию не выгоден беспредельный рост выпуска продукции, т.к. дважды наступает момент безубыточности. График демонстрирует оптимальное КП продукции.

Недостаток: трудоемкость построения.

 

2. Бухгалтерская модель отражает линейную зависимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостаток: погрешности  из-за принятых допущений.

Преимущество: наглядность, простота составления.

 

Для демонстрации влияния на фин рез У-ПР график может быть представлен в следующем виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем меньше У-ПР, тем меньше ТП.

 

Метод уравнений строится на основе уравнения   ВР = ПЗ + У-ПР + Пр

 

На его основе рассчитываются:

 

1. Коэффициент  реагирования продукта:

 

КРП = ТП : КПср

ТП = КПср × КРП

 

Этот коэффициент  может определять минимальную цену:

Цена  безопасная = Цср × КРП

 

2. Средний  маржинальный доход рассчитывается, если организация выпускает продукцию в ассортименте:

 

СМД = М : ВР

СМДед = М : КП

 

Средняя маржа  на единицу продукции рассчитывается для сравнения продукции разного вида.

СМД = Ц – СрПЗЕ

 

3. Необходимый  объем производства для получения  заданного объема прибыли:

 

КП = (У-ПР + Пр) : Му

 

4. Запас  финансовой устойчивости:

 

ЗФП = Пр : ВР

 

5. Эффект  производственного рычага:

 

ЭПР = ΔПр : ΔВР

 

Показывает, что в интервале от 1ой ТП до оптимального КП, прирост прибыли опережает прирост выручки.

Эффект имеет  обратный ход – в интервале  от оптимального КП до 2ой ТП показывает, что Пр сокращается быстрее чем падает ВР.

 

 

 

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

 

1. ЗНАЧЕНИЕ  БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 

 

Бюджеты – это составляемые планы и сметы затрат на предстоящий период.

Бюджетирование - метод краткосрочного планирования.

За исполнение каждой статьи отвечает конкретный специалист.

 

Преимущество - принудительное краткосрочное и долгосрочное планирование:

- ресурсов,

- поведения конкурентов,

- рыночного спроса  продукции.

 

Совокупность бюджетов отдельных ЦО используется для составления сводных бюджетов.

 

Три основных вида бюджета:

1. статичные,

2. гибкие,

3. операционные.

 

Статичные – это твердые планы, в которых доходы и расходы устанавливаются на основе заданного объема производств и объема продаж. В дальнейшем эти показатели не корректируются, а выполнение бюджетов определяется по фактически достигнутым итогам.

 

Гибкие предусматривают несколько альтернативных вариантов объема реализации и планируемых доходов и расходов.

В случаях существенных изменений на рынке производятся пересчеты планируемых показателей.

 

В статичных  бюджетах показатели планируются, а  в гибких – рассчитываются.

 

Операционные – обеспечивают финансовые планы. Используется для оперативного управления деятельностью конкретных подразделений организаций.

 

Организация бюджетирования предполагает:

1. разработку  структуры генерального бюджета,

2. проектирование финансовой структуры управления,

3. закрепление  ответственности за бюджетами  и их статьями,

4. разработку  бюджетной политики,

5. разработку  положений и регламентов бюджетирования,

6. создание специализированной  структуры предприятия и закрепление  функций по составлению, согласованию и контролю бюджетных статей за конкретными должностными лицами.

 

2. РАЗРАБОТКА  СТРУКТУРЫ ГЕН БЮДЖЕТА И ОТДЕЛЬНЫХ  БЮДЖЕТОВ

 

Генеральный бюджет – это план работы организации в целом.

Включает в  себя операционные и финансовые бюджеты.

 

К операционным бюджетам относятся:

- бюджет продаж,

- бюджет производства,

- бюджет прямых  материальных затрат,

- бюджет прямых  затрат на оплату труда,

- смета накладных  расходов,

- бюджет закупок.

 

К финансовым бюджетам относятся:

- прогнозный  баланс,

- план прибыли  и убытков,

- инвестиционный  план,

- кредитный план,

- бюджет движения  денежных средств,

- план формирования и  использования собственных и  заемных источников.

 

Функциональными аспектами в бюджетировании являются:

- закупки,

- затраты,

- сбыт,

- финансы,

- инвестиции.

 

Бюджетирование должно быть поручено конкретным работникам.

 

Фин структура управления на основе ЦО необходимо для разграничения полномочий по составлению конкретных бюджетов.

ЦФО может быть образован на основе структурного подразделения или родственной группы таких подразделений.

 

Определение политики бюджетирования может исполняться в двух вариантах:

1. в отдельной главе  учетной политики организации,

2. в специальном положении,  в котором излагаются:

- цели бюджетирования,

- содержание  конкретных форм бюджетов,

- процедуры их  составления, корректировок и  контроля за выполнением.

 

Методологический раздел бюджетной политики содержит:

- методы оценки  имущества,

- методы оценки  и принципы формирования плановой с/с продукции,

- методы оценки дебиторской и кредиторской задолженности,

- принципы планирования  выручки.

 

Методы бюджетирования:

1. метод фондирования,

2. метод последовательного  бюджетирования,

3. использование  записей на бухгалтерских счетах.

 

Составление бюджетов предполагает реализацию трех аспектов:

1. организационный,

2. технический,

3. методологический.

 

1. Организационный аспект - четкая регламентация ответственности и сроков предоставления.

 

Отношения сотрудников  в процессе разработки и исполнения бюджетов выстраивается в иерархическом порядке:

 

1 уровень: администраторы бюджета – это финансисты, отвечающие за бюджетный процесс в целом.

 

2 уровень: консолидаторы – это финансовые и функциональные специалисты, отвечающие за бюджетирование на уровне функциональных подразделений.

 

3 уровень: планировщики – это рядовые сотрудники, отвечающие за отдельные участки учета и планирование.

 

Составление бюджета  может проводиться либо сверху-вниз, либо снизу-вверх.

 

2. Технический аспект - конкретная программная среда, в которой составляются бюджеты.

 

Планы и сметы п.с. электронные таблицы, в которые заносятся показатели по каждому подразделению.

 

Чем крупнее  организация, тем больше объем информации, которая фиксируется в бюджетах и вероятнее допущение ошибок.

 

Для крупных  организаций такая проблема м.б. решена за счет ПО, которое должно отвечать следующим характеристикам:

- комплексный  контроль версии,

- интеграция  данных,

- возможность  постоянного отслеживания динамики  поступления данных,

- извещение пользователей  о соответствии их данных требованиям руководства.

 

3. Методологический аспект заключается в четкости и логичности структуры любого бюджета.

 

Информация, содержащаяся в бюджете должна быть четкой, ясной  и понятной.

Бюджеты могут  составляться в стоимостных, натуральных и трудовых показателях.

 

 

 

3. ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА

 

1. Бюджет продаж – это план по ассортименту и объему продаж по каждой номенклатурной позиции.

На его основе разрабатываются все остальные  операционные бюджеты.

Для его составления используются экспертные оценки специалистов отдела сбыта.

 

Планирование объема производства предполагает определение ТВ и ВВ:

 

ТВ = Vпродаж  + Ск43 – Сн43

ВВ = ТВ + Ск20 – Сн20

 

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в МЗ и ТЗ.

Такой расчет составляется на основе нормы МЗ на единицу продукции и норм трудовых затрат.

 

Потребность в  МЗ сначала определяется в натур. показателях, а по ТЗ – в стоимостных.

Затем МЗ пересчитываются  в стоимостные, при помощи умножения  на плановую цену.

ТЗ пересчитываются в соответствии с тарифными ставками.

 

Смета МЗ включает в себя рассчитанные показатели по каждому виду потребляемых материальных ресурсов.

 

2. Бюджет закупок составляется на основе сметы МЗ., ориентирован на конкретных поставщиков.

 

- Определяет потребность в основных и вспомогательных материалах.

 

- Расчет осуществляется на основе ставки начисления в зависимости от объема производства в натур показателях или в зависимости от отдельной статьи прямых затрат.

 

Для определения  бюджета закупок в стоимостном выражении полученная величина потребности в материалах в натуральных единицах пересчитывается на планируемые цены.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"