Лекции по "Информационной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:27, курс лекций

Краткое описание

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 3
2. ПОНЯТИЕ АИС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 3
3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АИС 4
4. ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ 4
5. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА В РОССИИ 4
6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АИС 5
7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ АИС 5
8. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АИС 6
9. РОЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ И СОЗДАНИИ АИС 6
10. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВИДЫ 7
11. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ АИС 7
12. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 8
13. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 8
14. СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ 9
15. ВНУТРИМАШИННОЕ ИО 9
16. БАЗЫ ДАННЫХ И БАНКИ ДАННЫХ 10
17. ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО СОСТАВ 10
18. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВМ 10
19. АИТ В ОБРАБОТКЕ ТАБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
20. СУБД MS ACCESS 11
21. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ФОРМ 12
22. АИС СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 12
23. АИС В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ 13
24. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АИС «НАЛОГ» 13
25. ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 14
26. СИСТЕМА «БАНК-КЛИЕНТ» 14
27. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В ИНТЕРНЕТ 15
28. АИС КАЗНАЧЕЙСТВА 16
29. АИТ В БИРЖЕВОМ ДЕЛЕ 16
30. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОФИСА 17

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по ИСЭ для заоч Выкса - Кулебаки.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

 

Список литературы

1. Информационные системы в экономике / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 463 с.

2. Ясенев В.Н. "Автоматизированные информационные системы в экономике. Учебно-методическое пособие. 2007" (http://www.unn.ru/rus/f13/kis/ais.zip)

3. Ясенев В.Н. Информационная безопасность в экономических системах: Учебное пособие – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.

1. Необходимость развития  информатизации общества

     Этапы информатизации: изобретение письменности -> книгопечатание -> электричество (телеграф, телефон, радио и телевидение) -> компьютеризация.

     Каждый  этап - качественный "скачок", направленный на преодоление противоречия между  увеличением объемов информации и ограниченными человеческими способностями по ее восприятию и обработке.

     На  определенном этапе развития информационной индустрии формируется информационное общество; в таком обществе большинство  работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний.

     Информатизация  общества - организованный процесс  создания оптимальных условий для  удовлетворения информационных потребностей граждан и органов государственной  власти на основе формирования и использования информационных ресурсов; современный этап информатизации связан с использованием персональных ЭВМ, систем телекоммуникации и компьютерных сетей.

     Основные  задачи информатизации:

  • модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
  • развитие информационных телекоммуникационных технологий (Wi-Fi, Wi-Max)
  • эффективное формирование, использование информационных ресурсов и обеспечение широкого и свободного доступа к ним; информационный ресурс получает приоритет по сравнению с проч. материальными ресурсами, он служит основой создания информационного продукта
  • обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых СМИ
  • создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества
  • привитие населению информационной культуры, т.е. умения целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, передачи, обработки и использования компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

2. Понятие АИС и  их классификация

АИС - совокупность информации, ЭММ и моделей, технических, программных, технологических средств  и специалистов, предназначенную  для обработки информации и принятия управленческих решений.

По  видам процессов  управления:

1. АИС управления  технологическими процессами

2. АИС организационного  управления

3. АИС управления  организационно-технологическими процессами

4. АИС научных  исследований

5. АИС обучающие

По  сфере функционирования объекта управления бывают: АИС банков, АИС финансовых органов, АИС промышленности, АИС сельского хозяйства, АИС связи, АИС статистики и т.п.

По  уровню в системе  государственного управления бывают отраслевые АИС (промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, строительство и транспорт), территориальные АИС (предназначены для управления административно-территориальными  районами) и межотраслевые АИС (являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой).

Кроме того различают производственные АИС (связанные с производством) и непроизводственные АИС (в медицине, милиции и пр.).

3. Этапы развития  АИС

1) Этапы развития  с позиции развития  самой техники:

    1. До появления ЭВМ, связанный с именами изобретателей первых вычислительных устройств (Паскаль, Чебышев, Беббидж и др.);
    2. С развитием ЭВМ. Главный признак выделения нового поколения ЭВМ - элементная база.

1.2.1) Первое поколение  ЭВМ (50-ые гг.) строилось на базе  электронных ламп, имело большие  размеры, потребляли много электроэнергии, имели малое быстродействие. В  экономических расчетах не использовались.

1.2.2) Второе поколение  ЭВМ (60-ые гг.) строилось на основании  полупроводников и транзисторов, вырос объем памяти, появились  первые дисплеи и др. (использовались  для решения экономических задач);

1.2.3) Третье поколение  ЭВМ (70-ые гг.) на малых интегральных схемах: меньшие размеры, повышение надежности и быстродействия.

1.2.4) Четвертое  поколение ЭВМ (80-ые гг.) на больших  интегральных схемах - ряд программно-совместимых  машин на единой элементной  базе, единой конструкторско-технической  основе, с единой структурой, единой системой программного обеспечения, единым унифицированным набором универсальных устройств. Получили распространение персональные ЭВМ.

1.2.5) Современные  ЭВМ на основе сверх больших  интегральных микросхем: огромные  вычислительные мощности и низкая стоимость. Архитектура «клиент-сервер». Главной тенденцией развития АИС является постоянное стремление к улучшению. Оно достигается благодаря совершенствованию технических и программных средств, что порождает новые информационные потребности и ведет к совершенствованию информационных систем.

2) Этапы развития с позиции совершенствования самих АИС (поколения АИС):

2.1) 1960-1970 гг. строилось на базе вычислительных  центров по принципу "одно предприятие  - один центр обработки" 

2.2) 1970-1980 гг. характеризуется переходом к децентрализации ИС. Информационные технологии проникают в отделы, службы предприятия. Появились пакеты и децентрализованные БД, стали внедряться 2х и 3хуровневые модели организации систем обработки данных 

2.3) 1980-начало 1990 гг.: массовый переход к распределенной сетевой обработке на базе ПК с объединением разрозненных рабочих мест в единую ИС

2.4) В  стадии зарождения и характеризуется  сочетанием централизованной обработки  на верхнем уровне с распределенной  обработкой на нижнем.

4. Понятие рынка  информационных услуг,  его компоненты

Информационный  рынок - система экономических, правовых и организационных отношений  по торговле продуктами интеллектуального  труда на коммерческой основе. Так  же как и обычный рынок, информационный рынок характеризуется наличием спроса и предложения, определенной номенклатурой продуктов и услуг и ценами, а также поставщиками и потребителями; спецификой данного рынка является то, что информационные ресурсы, продукты и услуги  могут копироваться в неограниченном количестве.

Составляющие  информационного  рынка:

1. Информационные  продукты и услуги, а также  аппаратно-программные средства  и соответствующие технологии  переработки информации 

2. Нормативно-правовые  документы: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ 
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон об авторском праве и подзаконные акты

3. Справочные  средства, обобщающие информацию  о поставщиках информационных продуктов и услуг

5. Особенности информационного  рынка в России

 Российский  информационный рынок:

  • неоднородность рынка по регионам: развитие рынка идет от центра
  • все новейшие средства и технологии появляются одновременно с их появлением на мировом рынке
  • юридические лица выступают в качестве основных потребителей
  • слабое экономическое и организационное государственное регулирование; недостаточное правовое регулирование
  • коммерческие информационные ресурсы слишком дороги для личного пользования,
  • многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации
 

 Основные  тенденции:

    • преобладание на компьютерном рынке IBM-совместимых компьютеров
    • рост сектора рынка, связанного с предоставлением сетевых услуг, прежде всего Internet, Wi-Fi
    • быстрое увеличение доли домашних компьютеров
    • интенсивное развитие программного обеспечения для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты

6. Теоретические основы  построения АИС

   Основополагающими принципами создания АИС являются следующие:

    1. Принцип системности: система  - совокупность взаимосвязанных  элементов, подчиненных определенной  цели.

    2. Принцип развития: АИС создается  с учетом возможности постоянного  пополнения и обновления функций  системы и видов ее обеспечений

    3. Принцип совместимости: обеспечение  способности взаимодействия систем  различных видов, уровней в  процессе совместного функционирования

    4. Принцип стандартизации и унификации: необходимость применения типовых,  унифицированных и стандартизированных элементов функционирования АИС

    5. Принцип эффективности: достижение  рационального соотношения между  затратами на создание системы  и целевым эффектом, получаемым  при ее функционировании

     А также несколько  частных принципов:

    6. Принцип декомпозиции основан на разделении системы на части, а также выделении отдельных комплексов работ

    7. Принцип первого руководителя  предполагает закрепление ответственности  при создании системы за заказчиком - будущим пользователем

    8. Принцип новых задач состоит в поиске постоянного расширения возможностей системы, совершенствовании процесса управления, получении дополнительных результативных показателей с целью оптимизации управленческих решений

    9. Принцип автоматизации информационных  потоков и документооборота

    10. Принцип автоматизации проектирования

     А также организационно-технологические  принципы:

    11. Принцип абстрагирования, т.е.  выделение наиболее существенных (с конкретной позиции рассмотрения) аспектов системы

    12. Принцип формализации: необходимость строгого методического подхода к решению проблемы, применению формализованных методов описания и моделирования изучаемых и проектируемых процессов

    13. Принцип концептуальной общности, т.е. неукоснительное следование  единой методологии проектирования

    14. Принцип непротиворечивости и полноты, т.е. наличие всех необходимых элементов в создаваемой системе и их согласованное взаимодействие

    15. Принцип независимости данных  от процессов их обработки,  их физической структуры и  распределения в технической  среде

    16. Принцип структурирования данных

    17. Принцип доступа конечного  пользования, т.е. пользователь  должен иметь средства доступа  в БД, которые он может использовать  непосредственно (без программирования)

7. Проектирование. Принципы  и методы создания  АИС

Проектирование АИС и АИТ - процесс создания и внедрения проектов комплексного решения экономических задач по новой технологии, т.е. детальная разработка отдельных проектных решений, их анализ, апробация и внедрение. В каждом подразделении организации должен быть назначен сотрудник, ответственный за проектирование и внедрение АИС и АИТ, который собирает нужную информацию, подбирает технику и программные средства, ведет обучение персонала, руководит внедрением и анализом функционирования ИС. 
 

Информация о работе Лекции по "Информационной экономике"