Организационные формы инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире происходит множество изменений каждую минуту, каждую секунду. Эти изменения затрагивают человека постоянно. Изменяются технологии, города, изменяются сами люди. Экономика изменяется, пожалуй, самыми быстрыми темпами. Что представляет собой жизнь человека без экономики? Хаос. Экономические отношения - это основа современной жизни. Без них невозможно прожить. Предприятия растут, расширяют сферу своего влияния. И растёт число персонала, работающего на этих предприятиях. В связи с этим в последнее время всё больше требуется специалистов, которые могли бы этим персоналом управлять, координировать его работу.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Формирование инновационных подразделений................. 4
Формы малого инновационного бизнеса………………… 6
Альянсы, консорциумы и совместные предприятия…….. 9
Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп…………………… 14
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ менеджмент.docx

— 35.44 Кб (Скачать файл)

Тема: «Организационные формы инновационной  деятельности».

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………… 3

  1. Формирование инновационных подразделений................. 4
  2. Формы малого инновационного бизнеса………………… 6
  3. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия…….. 9
  4. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп…………………… 14

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире происходит множество  изменений каждую минуту, каждую секунду. Эти изменения затрагивают человека постоянно. Изменяются технологии, города, изменяются сами люди. Экономика изменяется, пожалуй, самыми быстрыми темпами. Что  представляет собой жизнь человека без экономики? Хаос. Экономические  отношения - это основа современной  жизни. Без них невозможно прожить. Предприятия растут, расширяют сферу  своего влияния. И растёт число персонала, работающего на этих предприятиях. В связи с этим в последнее  время всё больше требуется специалистов, которые могли бы этим персоналом управлять, координировать его работу. По этой причине появилась наука  под названием менеджмент. Что  же она из себя представляет? Во-первых, это слово нерусского происхождения. Оно произошло от английского  «manage», что значит «управлять», «руководить». И этот перевод говорит сам  за себя: менеджмент - это наука об управлении. Но сколько людей столько  и мнений! Каждый человек может  представлять, что такое менеджмент по-своему. И не всегда это представление  верно. Среди учёных тоже нет единого  мнения о том, что же за наука такая  менеджмент. Одни считают, что она  необходима для организации производственного  процесса, другие, что это наука  о получении прибыли. Каждый из учёных прав по-своему. Но необходимо чётко  уяснить, что же такое менеджмент на самом деле. То, что эта наука  является одной из самых важных в  экономике - сомнений нет. Следовательно, она нуждается в грамотном  определении. «Что такое менеджмент?» - это риторический вопрос, потому что  на него нельзя ответить конкретно. Это  совокупность множества определений и всё зависит от того, с какой стороны на него посмотреть. 

  1. Формирование инновационных подразделений.

Понятие «нововведение» означает прогрессивное  новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной  системы, принимающей и использующей ее. Под инновацией (нововведение) –  подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Разнообразие  специфических условий, в том  числе экономических, организационных  и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение  обладает уникальностью.

Различия  между радикальными и усовершенствующими инновациями выражают качественные различия в уровне новизны соответствующих  новшеств и указывают на зависимость  вторых от первых: радикальные инновации  служат базой для последующих  усовершенствований. За этими различиями обнаруживаются два существенно  разных типа  субъектов инновационной  деятельности. Их организационные структуры  во многом противоположны, а их соотношение  весьма диалектично. После внедрения  радикальной инновации усовершенствующая  служит дальнейшему ее развитию и  продлевает эффект. Но на начальных  стадиях радикальные инновации  наталкиваются на сопротивление  со стороны механизмов и структур усовершенствующей деятельности.

Значительное  место занимают концепции, исследующие  формирование технологических систем и способы распространения инноваций. Эти концепции  развиваются рядом  ученых, среди них можно выделить английских экономистов К.Фримена, Д.Кларка, Л.Суите. Они ввели понятие  технологической системы взаимосвязанных  семейств технических и социальных инноваций. По мнению авторов, темпы  экономического роста зависят от формирования, развития, старения технологических  систем. Процесс распространения  инноваций рассматривается как  механизм развития технологической системы. Толчком к развитию экономики служит появление базисных инноваций в отдельных отраслях производства. Старение технологических систем в одних странах и появление новых в других, приводит к неравномерности межстранового развития.

Среди российских ученых, можно назвать Ю.В.Яковца и Е.Г.Яковенко. Яковец выделил циклы  и фазы развития техники, а также  провел периодизацию научно-технических  революций. В работах Яковенко и  его коллег, рассмотрены циклы  жизни изделий, моделирование процессов  цикличности на микроуровне.

Яковец  выделяет четыре группы инноваций с  точки циклического развития техники:

    • Крупнейшие базисные инновации реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования ее новых направлений , создания новых отраслей.
    • Крупные инновации формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Реализуются в более короткие сроки и с меньшими затратами, чем базисные инновации.
    • Средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для  создания новых моделей, заменяющих устаревшие.
    • Мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники, сто способствует повышению эффективности их использования.

Также инновации  разделяются по типу новшества, по механизму  осуществления, по потенциалу, по эффективности  и другое.

 

 

 

 

2.  Формы малого инновационного  бизнеса.

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают  физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным  циклом инновационного продукта:

  • создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);
  • выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя к потребителю);
  • осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи  относительно самостоятельными, данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют  друг друга, хотя и могут существенно  различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

Как свидетельствует  зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере – первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

Действительно, основу инновационного предпринимательства  составляют малые инновационные  фирмы – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность  производства и тем самым способствующие формированию новых технологических  укладов.

К сильным  сторонам малых инновационных предприятий  относятся следующие:

  • оперативное принятие управленческих решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;
  • низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактом с ними;
  • отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий.

Трудности в деятельности таких предприятий  связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными  возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных  подразделений, что связано с  незначительной степенью разделения труда, малые предприятия не получают синергетический  эффект.

Учредителями  малых инновационных предприятий  свойственна высокая мотивация  предпринимательской деятельности несмотря на персональную ответственность  за ее успех в условиях коммерческого  риска. К мотивам инновационного предпринимательства:

  • возможность реализации собственных творческих проектов;
  • высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений;
  • утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

Инновационная деятельность – это единственная возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более  масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении  до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.

Многие  экономисты связывают инновационное  предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством  рискового бизнеса, а к субъектам  инновационного предпринимательства  относят малые рисковые фирмы, способные  реализовать коммерчески привлекательные  новшества и получить на этой основе прибыль.

Формы малых инновационных предприятий  могут быть представлены следующими организациями:

  • деловой центр, содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и др. деятельности малым предприятиям;
  • внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий;
  • инжиниринговые фирмы, осуществляющие оценку инновационного проекта, оказывающие услуги в процессе инновационной деятельности и проводящие оценку конкурентоспособности новой продукции;
  • центры прибыли – коммерческие целевые объединения специалистов смежных отраслей науки техники и управления производством для решения конкретных научно-технических идей производственных задач.

В отличие  от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного  конечного инновационного продукта.

3. Альянсы,  консорциумы и совместные предприятия.

Альянсы – это объединения предприятий, форма организации научно-технической кооперации между промышленными компаниями разных стран, при которой все участвующие партнеры отвечают следующим основным требованиям:

    • вносят свой вклад в получение научных и технологических знаний в рамках выбранной для сотрудничества области или осуществляют обмен уже имеющихся у них технологиями;
    • разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются правом контроля за его осуществлением;
    • сохраняют при этом свою полную самостоятельность и независимость, получая от партнеров по технологическим альянсам только то,  в чем испытывают актуальную потребность.

Альянсы активно используются  в области  биотехнологии и новых материалов, связаны также с микроэлектроникой, вычислительной техникой, автоматизацией промышленного производства и технологиями телекоммуникаций.

Альянс – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих ресурсов компаний. В широком смысле к альянсам относятся функциональные соглашения, соглашения об участии в активах с созданием новой организации, без образования новой организации. В альянс могут вступить не только поставщики и клиенты, но и конкуренты. Создаются на определенный срок, на основе межфирменной кооперации, а также компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющим опытом и технологиями. Альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом, компании могут быть участниками многих альянсов; более ориентированы в будущее, увеличивают стабильность, уменьшают неопределенность. Распадаются, когда необходимость в объединении отпадает. Альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия не против друг друга, а против общих конкурентов, это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке проникновения на рынок.

Важнейшими  задачами консорциума являются поиск и реализация крупных инновационных и других проектов, связанных с развитием инновационной деятельности. В рамках такого объединения создаются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации проектов.

Система управления консорциума должна обеспечить:

  • усилие целевого характера деятельности, направленной на достижение наивысших результатов;
  • возрастание роли инновационной и финансово-экономических усилий и усиление работы соответствующих подразделений управления путем их ориентации на выработку и реализацию новшеств и коммерческих идей;
  • усиление роли подразделений, ориентированных на рынок;
  • конкурентоспособность консорциума на внешнем и внутреннем рынке за счет инноваций, устойчивое финансовое положение;
  • эффективную стратегию деятельности консорциума;
  • создание условий для перехода к управлению консорциумом на основе акционерной формы.

Информация о работе Организационные формы инновационной деятельности