Особенности составления и анализа сегментарной отчетности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- дать точное и полное понятие сегмента;
- определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
- раскрытие информации по отчетному сегменту

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ……….………5
1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»…………………………………………………………………………………5
Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему……………….10
Этапы построения системы сегментарной отчетности организации…………16
2 ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………..21
2.1 Характеристика и организационная структура предприятия ОАО «Машзавод»………………………………………………………………………21
2.2 Отчетность по сегментам производства……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………...………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по отчетности.docx

— 118.45 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

1 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ……….………5

1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»…………………………………………………………………………………5

    1. Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему……………….10
    2. Этапы построения системы сегментарной отчетности организации…………16

2 ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………..21

2.1 Характеристика и организационная структура предприятия ОАО «Машзавод»………………………………………………………………………21

2.2 Отчетность  по сегментам производства……………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31

Список использованной литературы…………………………...………...33

Приложения………………………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многие  крупные компании производят разнообразные  товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:

- лучше  понять результаты прошлой деятельности  организации;

- точнее  оценить риски и прибыли организации;

- принять  более обоснованные решения в  отношении организации в будущем.

В связи  с этим возникает потребность  в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса.
Актуальность  темы состоит в том, что изучение данных вопросов необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит вопрос представления сегментарной отчетности.

Цель  раскрытия информации по сегментам  в составе бухгалтерской отчетности – помочь пользователям составить более полное представление об организации путем предоставления дополнительных данных о производстве различных видов товаров (работ, услуг), которые являются предметом деятельности организации, и различных географических регионах, в которых организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность. Такая информация позволяет заинтересованному пользователю принимать более взвешенные и обоснованные решения.

Как правило, в информации по сегментам заинтересованы, прежде всего, внешние пользователи. Особую важность представление информации по сегментам имеет для организаций, ценные бумаги которых свободно обращаются, например, через организаторов торговли (фондовые биржи).

Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.

Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- дать  точное и полное понятие сегмента;

- определить  сферу и порядок применения  ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;

- раскрытие  информации по отчетному сегменту;

- определить  принципы и условия построения  внутренней сегментарной отчетности;

- отметить  правила построения сегментарной  отчетности для внешних пользователей;

- перечислить  и охарактеризовать каждый из  этапов построения сегментарной  отчетности организации.

Предмет исследования – сегментарная отчетность организации: цели, состав и методы составления.

Источниками для написания данной  курсовой работы послужили нормативные акты, положение по ведению бухгалтерского учета, а также некоторые научные литературные издания по бухгалтерской финансовой отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Понятие сегмента. Сфера и  порядок применения ПБУ 12/10 «Информация  по сегментам»

Пользователям бухгалтерской отчетности в ряде случаев трудно оценить деятельность организации на основе обобщенных данных, содержащихся в отчетных формах. Им нужна более детальная информация, позволяющая определить перспективы развития организации, подверженность рискам и способность к получению прибыли. Поэтому начиная с отчетности за 2000 г. организации в составе годовой бухгалтерской отчетности раскрывают информацию о сегментах.

Дословный перевод латинского слова segmentum (сегмент) означает отрезок либо часть круга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие означает, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.

Информация  по сегментам является важной составляющей бухгалтерской отчетности. На основании этой информации заинтересованные пользователи могут оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

Правила представления информации по сегментам  изначально регулировалось отдельным Положением по бухгалтерскому учету – «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), которое было утверждено Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. N 11н.

ПБУ 12/2000 было разработано на основе МСФО (IAS) 14 «Отчетность сегментов».

С 1 января 2009 г. применяется МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (Operating segments), который был опубликован в ноябре 2006 г. Он заменял собой

 МСФО (IAS) 14, а его положения значительно  отличаются от прежнего стандарта.

Изменения в МСФО стали причиной разработки и утверждения Минфином России новой  редакции ПБУ 12/2010, которая во многом повторяет положения МСФО (IFRS) 8. Новая  редакция Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) утверждена Приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. N 143н. Она применяется начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

ПБУ 12/2010 обязательно для организаций - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Они должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам. Другие организации будут применять ПБУ 12/2010 только в случае принятия ими решения о раскрытии информации.

ПБУ 12/2010 используется также коммерческими  организациями при составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства могут не применять правила, устанавливаемые ПБУ 12/2010.

Информация  о разных видах товаров (работ, услуг), а также о деятельности организации  в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих  рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов заинтересованных пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Заинтересованным пользователям она позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организации за ряд лет, но и сопоставить результаты производства одинаковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организации получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности конкурентов, а также отрасли в целом.

Вместе  с тем применение ПБУ12/10 позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99. Необходимо также отметить, что именно в п. 27 ПБУ 4/99 впервые было определено обязательное раскрытие дополнительных данных об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. [10]

Поскольку сегмент — это часть чего-либо, то процедура определения (выделения) сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организации на части, которые и называются сегментами. Применительно к комментируемому Положению сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности. [5]

Перечень  сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.

Выделение сегментов заключается в обособлении  информации о части деятельности организации:

  • которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);
  • результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов (далее - полномочные лица организации);
  • по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

В зависимости  от организационной и управленческой структуры организации, а также  ее системы внутренней отчетности основой  выделения сегментов могут быть, в частности:

  • производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
  • географические регионы, в которых осуществляется деятельность;
  • структурные подразделения организации.

При выделении  сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет-сайте организации, и тому подобное.

Несколько сегментов могут быть определены как единый сегмент, если такое объединение  соответствует целям настоящего Положения, а также при условии  сходства следующих характеристик  объединяемых сегментов:

  • характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;
  • процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
  • способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;
  • правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения);
  • другие характеристики.

Помимо  названных условий выделения  сегментов организация может  использовать также следующие дополнительные условия:

  • специфический характер отдельного направления деятельности;
  • ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;
  • обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации;
  • другие условия.

ПБУ 12/2010 выделяет отчетные сегменты и прочие сегменты.

Информация  по сегменту, выделенному в качестве отчетного, обособленно раскрывается в бухгалтерской отчетности (а именно  в пояснениях к ней).

Организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерской  отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:

  • общую информацию;
  • показатели отчетных сегментов;
  • способы оценки показателей отчетных сегментов;
  • сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации;
  • иную информацию, предусмотренную ПБУ12/2010.

Показатели, характеризующие деятельность, не включенную в отчетные сегменты, раскрываются в бухгалтерской отчетности как прочие сегменты.

При выделении  сегментов принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. При этом оценка рисков не предполагает точное количественное измерение и выражение их.

 

 

 

1.2 Выбор отчетного сегмента  и раскрытие информации по  нему

 Информация  по сегменту, выделенному в качестве  отчетного, обособленно раскрывается  в бухгалтерской отчетности посредством  включения в нее перечня показателей, установленного ПБУ12/10.

Информация о работе Особенности составления и анализа сегментарной отчетности на предприятии