Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:59, курсовая работа
инвентаризация дебиторский бухгалтерский учет В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроль за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.
Введение
инвентаризация дебиторский
бухгалтерский учет
Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера. Да и в теории на протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете.
Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово "инвентаризация" появилось в 1931 г. в журнале "Вестник Академии наук" (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п.
Инвентаризация (от лат. inventarium - опись имущества) - сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.
Инвентаризация - это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.
Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии - на имущество)1.
Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1675 г. нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни периодически проводились физические сплошные или тематические инвентаризации.
1. Понятие инвентаризации и
Важным этапом подготовки
к успешному составлению
Инвентаризация - это проверка
фактического наличия имущества
и обязательств учреждения с целью
обеспечения достоверности
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.
С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Практика показывает, что отдельных организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.
Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризации определены ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Инвентаризация нефинансовых и финансовых активов и обязательств в учреждении осуществляется в соответствии:
· с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49;
· Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (п.7);
· Письмом Минфина России от 04.11.1998 N 16-00-16-198 "Об инвентаризации библиотечных фондов";
· Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 и сообщенным Письмом ЦБ РФ от 04.10 1993 N 18;
· ст. ст.246 - 248 Трудового кодекса РФ.
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии:
· с Правилами учета
и хранения драгоценных металлов,
драгоценных камней и продукции
из них, а также ведения
· Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н.
Инвентаризации подлежат все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бюджетном учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по местонахождению и материально ответственному лицу.
Цели проведения инвентаризации:
· выявление фактического наличия имущества;
· сопоставление фактического
наличия с данными
· проверка полноты отражения в учете финансовых активов и обязательств (выявление излишков, недостач);
· документальное подтверждение
наличия имущества и
· определение фактического состояния имущества и его оценки.
Не вдаваясь в подробности перечисления положений, изложенных в Методических указаниях, хотелось бы обратить внимание на пункт 1.4, где приводятся случаи когда инвентаризация проводится в обязательном порядке:
· При смене собственника или реорганизации предприятия (учреждения);
· При ликвидации предприятия (учреждения);
· Перед составлением годовой отчетности;
· При смене руководителя предприятия (учреждения) или другого материально ответственного лица;
· При смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
· При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления, а также порчи ценностей;
· После пожара или стихийных бедствий;
· По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.
Перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации:
1. Инвентаризация основных средств:
· здания, сооружения, передаточные устройства и остальные ОС раз в три года по состоянию на 1 октября;
· библиотечные фонды раз в пятнадцать лет;
· все другие основные средства раз в два года по состоянию на 1 октября.
2. Инвентаризация финансовых
вложений раз в год по
3. Инвентаризация материальных
запасов раз в год по
4. Инвентаризация незавершенного производства раз в год по состоянию на 1 января.
5. Инвентаризация наличных
денежных средств, денежных
6. Инвентаризация спирта раз в три месяца.
7.Инвентаризация оборудования,
содержащего драгметаллы и
8. Внезапные инвентаризации
всех видов имущества при
1.1 Классификация инвентаризаций
Самая подробная классификация инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе. Он выделил восемь классификационных оснований: по объему (полные, частичные); по принадлежности (имущество в организации и вне ее); по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); по субъекту (ординарные - инициатива собственника; экстраординарные - инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и доказательные); по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу проведения.
Разберем подробнее эти классификации.
По объему, разделить инвентаризации очень трудно, ибо совершенно не ясно, что такое полная инвентаризация. Объективный критерий тут один - тотальная проверка наличия всего имущества, имеющегося в стране, как в организациях, в учреждениях, так и у всех граждан. Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновременно полный характер. Отсюда вытекают два вывода первостепенной важности:
- степень полноты
- частичной инвентаризация может быть признана только по отношению к ранее заданной полной инвентаризации.
Допустим, директор организации решил проверить все имущество фирмы - это полная инвентаризация, но если он решил проверить только имущество магазина №2 - это будет частичная инвентаризация по отношению к полной, но, предположим, что было решено проверить только наличие товаров в магазине №2 - это будет частичная инвентаризация по отношению к предыдущей, которая, в этом случае, автоматически становится полной. Более того, возможно, что принято решение проверить только определенные виды товаров. Такая проверка будет частичной по отношению к предыдущей, которая в этом случае рассматривается как полная.
Каждая отдельная, так называемая частичная инвентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, является полной.
Например, поставлена задача провести инвентаризацию товаров в магазине №2. Если она проводится сплошным методом, то необходимо пересчитать и перемерить всю товарную массу, но если речь идет о выборочном методе, то проверяют: или только дорогостоящие товары; или товары, пользующиеся повышенным спросом; или залежавшиеся товары; или самые модные товары; или делается механическая выборка. К последнему виду следует отнести перманентную инвентаризацию, когда ежедневно механически выбираются несколько наименований товаров и проводится их проверка.
В настоящее время имеет место монетарная выборка, при которой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица совокупности. В данном случае, применительно к товарной массе, единицей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины.
По принадлежности предполагается прежде всего установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д.
Однако гораздо важнее установить при инвентаризации, о каком имуществе идет речь: о том, которое находится во владении организации, или о том, которое находится в его собственности. Обычно инвентаризация преследует первую задачу - она достигается проще, но вторая задача важнее, особенно с позиций юридической мантии.
По цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию выделяют:
а) вступительные (начинательные)
инвентаризации необходимы в начале
любой хозяйственной
б) последующие, по более распространенной терминологии, текущие - те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных.
Последующие - текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах:
1) согласно плановому графику;
2) по сигналам, когда администрации
сообщают о неблагополучии в
деле хранения и реализации
товарно-материальных
3) при стихийных бедствиях
(пожаре, наводнении) - цель инвентаризации
зафиксировать факт гибели
4) при переоценке ценностей;
в) при передаче ценностей
- обязательные инвентаризации, проводимые
при смене материально
г) ликвидационные - связаны с закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги. (Д'Альвизе не упомянул еще одну очень важную разновидность: инвентаризации, проводимые в целях выявления форс-мажорных обстоятельств. Эти инвентаризации выявляют, как правило, больше всего недостач.).
По последовательности - одна из определяющих классификации, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается подход от объекта к регистру, так как предполагается, что материально ответственное лицо, не зная сколько каких ценностей за ним числится, представит объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее известен результат, на который следует выйти. Но крупный недостаток данного подхода заключается в том, что он облегчает и фальсификацию результатов инвентаризации. Однако при проведении перманентных инвентаризаций этот подход до некоторой степени оправдан, но даже в этом случае следует предпочесть подход от объекта к регистру.
Информация о работе Порядок проведения инвентаризации расчетов