Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:25, курсовая работа
Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.
История формирования и развития аудита уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в период рабовладельческого и феодального строя частные собственники приглашали экспертов, которые занимались выслушиванием и проверкой отчетности управляющих. На базе государства формировались определенные органы, контролирующие государственные расходы, а также регулировали налоговые сборы. По мере развития промышленности и всех видов торговых операций налоги стали иметь существенный вес в бюджете каждого государства.
1.Роль аудита в условиях рыночной экономики
1.1.Развитие аудита в зарубежных странах и России
Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.
История формирования и развития аудита уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в период рабовладельческого и феодального строя частные собственники приглашали экспертов, которые занимались выслушиванием и проверкой отчетности управляющих. На базе государства формировались определенные органы, контролирующие государственные расходы, а также регулировали налоговые сборы. По мере развития промышленности и всех видов торговых операций налоги стали иметь существенный вес в бюджете каждого государства. Чтобы избежать недоразумений и споров между управляющими предприятий, которые представляли интересы владельцев экономически ценных объектов, и налоговыми органами возникла необходимость в независимой экспертизе и контроле – аудите. В аудите были заинтересованы все участники экономического процесса. К помощи аудиторов прибегали и незаинтересованные лично государственные структуры – арбитраж, суд. Сильным импульсом в истории развития аудита был период капитализма. С целью предупреждения сокрытия затрат и доходов, от присвоения прибыли управляющими, некорректного распределения прибыли, во избежании злоупотреблений каждый собственник был должен прибегнуть к обязательной проверке отчетов по финансам независимыми аудиторами. Приблизительно в этот период вышла серия инструкций, постановлений и законов, согласно которым все собственники и компании должны были не менее одного раза в год прибегать к услугам аудитора, чтобы подтвердить проверку их отчетности перед государственными органами (в том числе налоговыми). После возникновения акционерных обществ стимулом для более широкого развития аудита стала общность интересов банков и владельцев, владельцев и бирж, владельцев и поставщиков материалов (сырья). Исходя из совокупности сложившихся за весь этот длинный период времени условий, стимулом для возникновения, развития и становления аудита стала необходимость во взаимном контроле и регулировании. Далее в советское время только государственный контроль, его реализовывало Министерство государственного контроля соответствующей союзной республики. После падения командно-административной системы снова возникла необходимость в функционировании развитой системы аудита.
Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай около 700 г. до н.э.
Развитие аудита было
тесно связано с особенностями
финансово-промышленной
Аудит был известен в Европе уже в Средневековье, однако как наука и вид экономической деятельности активно развивается с XIX века. В Средние века по просьбе контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность. В XIX веке основными заказчиками аудита стали, помимо кредиторов, собственники компании — что связано с активным развитием акционерных и ограниченных компаний, в которых собственники не занимались текущим управлением и, соответственно, нуждались в периодической проверке нанятых управляющих.
Глобализация экономики,
создание транснациональных корпораций
с множеством подразделений, разбросанных
зачастую по всей стране, а то и по
всему миру, значительно усилили
потребности бизнеса в
В XX веке в связи с активным
развитием фондового рынка
С середины XX века аудиторы стали расширять сферу своих интересов и начали осуществлять деятельность не только по подтверждению бухгалтерской отчётности, но и стали сами вести бухгалтерский учёт для сторонних организаций, выступая в роли коллегиального корпоративного бухгалтера и юриста, а также инвестиционного консультанта и доверительного управляющего для своих клиентов. Кроме того, научно-техническая революция вынудила аудиторские компании освоить функции по внедрению современных технологий по управлению предприятием, автоматизации учёта, внедрению систем контроля качества и других смежных работ.
В России (в бытность СССР)
аудит бухгалтерской отчётности
появился с конца 1980-х гг. (не считая
дореволюционной эпохи) и был
тесно связан с деятельностью
вновь возникших совместных предприятий.
До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался
стихийно, хотя определённый порядок
внесло принятие Президентом Временных
правил аудиторской деятельности в
1993 году. Характерная черта этого
времени — профессия
В 2001 был принят и с 2002
года вступил в силу Федеральный
Закон РФ «Об аудиторской деятельности»,
который оказал определённое воздействие
на рынок финансового аудита и
его движение в сторону более
цивилизованных стандартов работы. В
частности, закон установил специальную
правоспособность для аудиторских
организаций. Была введена минимальная
численность штата аудиторских
фирм. Был закрыт доступ индивидуальных
аудиторов на рынок обязательного
аудита. В законе были допущены и "ляпы"
- как технического характера (в первоначальной
редакции содержались ссылки на отсутствующие
части статей), так и по существу
(предусматривалась
Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов.
Наконец, в декабре 2008 был
принят и с 1 января 2009 (отдельные
статьи - с 1 января 2010) вступил в силу
новый федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» №
1.2. Виды и методы контроля
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.
Фирмы широко используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она ложится в основу сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно - хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по фирме в целом.
Система централизованного
контроля позволяет поддерживать определенное
сочетание централизации и
На этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются, изменение доли фирмы на рынке, как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Такой контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, или тактическим) в отличие от общего, стратегического контроля. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, в то время как оперативный контроль - децентрализации.
Вместе с тем система
контроля дает возможность использовать
преимущества, как самостоятельности
подразделений, так и эффективного
руководства из центра. Функция контроля,
так же как и функция планирования,
служит важнейшим средством
В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый
контроль представляет собой
совокупность действий и
Государственный финансовый
контроль охватывает не только государственный
сектор экономики, но и распространяется
на субъекты хозяйствования всех форм
собственности, главным образом
путем проверки соблюдения ими налогового
законодательства, выполнения государственных
и муниципальных заказов, целевого
использования субсидий, дотаций, бюджетных
кредитов, а также эффективности
предоставления и законности использования
налоговых льгот. Следовательно, объектом
государственного финансового контроля
выступают все денежные отношения,
складывающиеся в процессе деятельности
субъектов хозяйствования, связанные
с формированием и
Организация государственного
финансового контроля в
1. По отношению к ветвям
государственной власти: контроль,
осуществляемый
Парламентский контроль включает:
рассмотрение и утверждение бюджета,
отчета о его выполнении; контрольную
деятельность постоянных комиссий и
комиссий по расследованию финансовых
нарушений и др. Например, в Индии
— это парламентские комитеты
(государственной отчетности, бюджетных
предложений, по делам государственных
предприятий), в США такими органами,
являются Бюджетное управление конгресса
и Главное контрольно-
В ряде стран (Австрия, Испания,
Франция, Германия и др.) в качестве
независимых органов
Информация о работе Роль аудита в условиях рыночной экономики