Роль аудита в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.
История формирования и развития аудита уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в период рабовладельческого и феодального строя частные собственники приглашали экспертов, которые занимались выслушиванием и проверкой отчетности управляющих. На базе государства формировались определенные органы, контролирующие государственные расходы, а также регулировали налоговые сборы. По мере развития промышленности и всех видов торговых операций налоги стали иметь существенный вес в бюджете каждого государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

1.Роль аудита в условиях  рыночной экономики

1.1.Развитие аудита в  зарубежных странах и России

 

Аудит – одна из форм финансового  контроля, потребность в котором  возникла одновременно с зарождением  и развитием товарообменных и  денежных отношений.

История формирования и развития аудита уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в период рабовладельческого и феодального строя частные  собственники приглашали экспертов, которые  занимались выслушиванием и проверкой  отчетности управляющих. На базе государства  формировались определенные органы, контролирующие государственные расходы, а также регулировали налоговые  сборы. По мере развития промышленности и всех видов торговых операций налоги стали иметь существенный вес  в бюджете каждого государства. Чтобы избежать недоразумений и  споров между управляющими предприятий, которые представляли интересы владельцев экономически ценных объектов, и налоговыми органами возникла необходимость в  независимой экспертизе и контроле – аудите. В аудите были заинтересованы все участники экономического процесса. К помощи аудиторов прибегали  и незаинтересованные лично государственные  структуры – арбитраж, суд. Сильным  импульсом в истории развития аудита был период капитализма. С  целью предупреждения сокрытия затрат и доходов, от присвоения прибыли  управляющими, некорректного распределения  прибыли, во избежании злоупотреблений каждый собственник был должен прибегнуть к обязательной проверке отчетов по финансам независимыми аудиторами. Приблизительно в этот период вышла серия инструкций, постановлений и законов, согласно которым все собственники и компании должны были не менее одного раза в год прибегать к услугам аудитора, чтобы подтвердить проверку их отчетности перед государственными органами (в том числе налоговыми). После возникновения акционерных обществ стимулом для более широкого развития аудита стала общность интересов банков и владельцев, владельцев и бирж, владельцев и поставщиков материалов (сырья). Исходя из совокупности сложившихся за весь этот длинный период времени условий, стимулом для возникновения, развития и становления аудита стала необходимость во взаимном контроле и регулировании. Далее в советское время только государственный контроль, его реализовывало Министерство государственного контроля соответствующей союзной республики. После падения командно-административной системы снова возникла необходимость в функционировании развитой системы аудита.

 Первой страной, создавшей  систему финансового контроля, был  Китай около 700 г. до н.э.

 Развитие аудита было  тесно связано с особенностями  финансово-промышленной истории  отдельных стран и определялось прежде всего характером развития рынка капитала.

Аудит был известен в Европе уже в Средневековье, однако как  наука и вид экономической  деятельности активно развивается  с XIX века. В Средние века по просьбе  контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские  книги купцов и свидетельствовали  их достоверность. В XIX веке основными  заказчиками аудита стали, помимо кредиторов, собственники компании — что связано  с активным развитием акционерных  и ограниченных компаний, в которых  собственники не занимались текущим  управлением и, соответственно, нуждались  в периодической проверке нанятых  управляющих.

Глобализация экономики, создание транснациональных корпораций с множеством подразделений, разбросанных зачастую по всей стране, а то и по всему миру, значительно усилили  потребности бизнеса в независимых  ревизорах. Кроме того, по мере роста  государственного вмешательства в  экономику и усложнения системы  налогообложения, компании стали испытывать необходимость в независимых  специалистах, которые могли проверить  бухгалтерскую и налоговую отчётность фирмы с целью выявления ошибок и искажений отчётности и предотвращения санкций со стороны государственных  органов.

В XX веке в связи с активным развитием фондового рынка появилась  новая категория лиц, заинтересованных в аудите — инвесторы. Как правило, каждая новая волна скандалов, связанных  с банкротством компаний, чьи акции  или долговые бумаги имеют биржевой листинг и активно обращаются, оборачивалась судебным преследованием аудиторов и ужесточением требований к аудиторам и выполнению ими  проверок. В силу многочисленности инвесторы стали наиболее активным и требовательным потребителем аудиторских  услуг.

С середины XX века аудиторы стали расширять сферу своих  интересов и начали осуществлять деятельность не только по подтверждению  бухгалтерской отчётности, но и стали  сами вести бухгалтерский учёт для  сторонних организаций, выступая в роли коллегиального корпоративного бухгалтера и юриста, а также инвестиционного консультанта и доверительного управляющего для своих клиентов. Кроме того, научно-техническая революция вынудила аудиторские компании освоить функции по внедрению современных технологий по управлению предприятием, автоматизации учёта, внедрению систем контроля качества и других смежных работ.

В России (в бытность СССР) аудит бухгалтерской отчётности появился с конца 1980-х гг. (не считая дореволюционной эпохи) и был  тесно связан с деятельностью  вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался  стихийно, хотя определённый порядок  внесло принятие Президентом Временных  правил аудиторской деятельности в 1993 году. Характерная черта этого  времени — профессия формировалась  из бывших советских ревизоров и  бухгалтеров. С конца 1994 была введена  обязательная аттестация аудиторов, а  начиная с 1995 - лицензирование аудиторских  организаций и частных аудиторов.

В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу Федеральный  Закон РФ «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие  на рынок финансового аудита и  его движение в сторону более  цивилизованных стандартов работы. В  частности, закон установил специальную  правоспособность для аудиторских  организаций. Была введена минимальная  численность штата аудиторских  фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного  аудита. В законе были допущены и "ляпы" - как технического характера (в первоначальной редакции содержались ссылки на отсутствующие  части статей), так и по существу (предусматривалась обязательное страхование  ответственности аудитора по договору с аудируемым клиентом, что довольно абсурдно; в мировой практике принято страховать ответственность аудитора за причинение вреда).

Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской  профессии, иных заинтересованных лиц  велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов.

Наконец, в декабре 2008 был  принят и с 1 января 2009 (отдельные  статьи - с 1 января 2010) вступил в силу новый федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» №307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством  в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов - 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Законом восстановлено забытое было требование о наличии в капитале аудиторских организаций большинства у квалифицированных аудиторов или аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращен доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

1.2. Виды и методы контроля

Контроль - это процесс  обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит  из установки стандартов, изменения  фактически достигнутых результатов  и проведения корректировок в  том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных  стандартов.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и  задачи и создали организацию.

 Фирмы широко используют  две  формы  контроля:  финансовый  (как основа общего управленческого контроля) и административный. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она ложится в основу сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно - хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по фирме в целом.

Система централизованного  контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации  в управлении, поскольку предусматривает  передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев (производственных отделений, дочерних компаний, заводов) руководителям соответствующих подразделений.

На этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются, изменение доли фирмы на рынке, как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Такой контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, или тактическим) в отличие от общего, стратегического контроля. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, в то время как оперативный контроль - децентрализации.

Вместе с тем система  контроля дает возможность использовать преимущества, как самостоятельности  подразделений, так и эффективного руководства из центра. Функция контроля, так же как и функция планирования, служит важнейшим средством централизации  управления со стороны высшего руководства  фирмы и одновременно позволяет  достигать оптимального сочетания  децентрализации в управлении фирмой в целом.

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие  определенные связи между объектами  классификации.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

 Государственный финансовый  контроль представляет собой  совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной  власти, а также специально созданными  ими органами, с использованием  специфических форм и методов  его организации за соблюдением  субъектами хозяйствования и  органами государственной власти  норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных  кредитов, а также эффективности  предоставления и законности использования  налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные  с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

 Организация государственного  финансового контроля в различных  странах во многом определяется  формой государственного устройства (например, для России, США — наличие  института президентской власти). С учетом определенных признаков  классификации внутри государственного  финансового контроля можно выделить  следующие виды:

1. По отношению к ветвям  государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными)  органами государственной власти, как непосредственно (парламентский  контроль), так и через специально  созданные ими органы независимого  контроля; контроль, осуществляемый  Президентом; контроль, осуществляемый  органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную  деятельность постоянных комиссий и  комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. Например, в Индии  — это парламентские комитеты (государственной отчетности, бюджетных  предложений, по делам государственных  предприятий), в США такими органами, являются Бюджетное управление конгресса  и Главное контрольно-финансовое управление. Назначение Бюджетного управления конгресса — снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим  вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового  управления как главного органа, контролирующего  исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет определенную независимость от обеих ветвей власти.

В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают  Счетные палаты. В Российской Федерации  парламентский контроль, в том  числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет  Федерации и Государственная  Дума, которые образуют комитеты и  комиссии (например, комитет по бюджету  и налогам).

Информация о работе Роль аудита в условиях рыночной экономики