Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 17:56, курсовая работа
Цель: исследование социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретический аспект социально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой и российской практики
- исследовать российский опыт применения социально-рыночной экономики
- выявить основные проблемы и наметить пути решения.
Введение
В последние годы все чаще звучат голоса о кардинальном повороте реформ в сторону формирования социально рыночной экономики. Это тем более актуально, что мировой опыт передовых стран содержит не только элементы социальной рыночной экономики в разных странах, но и опыт претворения ее в жизнь в Германии.
Актуальность избранной темы состоит в том, чтобы осветить опыт ФРГ
для России и показать, что Россия уже располагает опытом формирования социальной рыночной экономики, который надлежит эффективно использовать. Именно опыт формирования социальной рыночной экономики является самым прогрессивным опытом современного рыночного хозяйствования, наиболее приемлемым в российских условиях способом решения назревших социальных проблем и самым эффективным путем преодоления кризисного состояния российской экономики.
Цель: исследование социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать
- исследовать российский
опыт применения социально-
- выявить основные
проблемы и наметить пути
1. Социальная
рыночная экономика как
1.1 История развития модели социально – рыночной экономики
Социально-рыночная экономика — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей[12,стр.6].
Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.
Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму[10,стр.17].
Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен и др. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.
Социальную рыночную экономику необходимо рассматривать с двух сторон, а именно:
1) как реально существующую
современную систему
2) как одно из самых
влиятельных направлений
Как система хозяйства и как доктрина, социальная рыночная экономика не возникла на пустом месте. Если эту систему хозяйства мы рассматриваем как высшую форму капиталистической рыночной экономики, то, следовательно, наука обязывает трактовать ее как результат эволюции именно рыночной экономики.
Базовым элементом характеристики рыночной экономики является положение о всеобщей свободе как основополагающем принципе не только рыночного хозяйства, но и образа жизни в целом. Из этого принципа вытекает понятие либерализма.
Здесь важно отметить, что реальный исторический процесс становления свободного рыночного хозяйства, пришедший на смену феодальному обществу, выдвинул в среде прогрессивной части нарождающегося буржуазного общества требования свободы, равенства и братства, провозглашенные как естественное право всех людей пользоваться достижениями цивилизации, распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой, а в экономической мысли возобладала концепция экономического либерализма.
Как последовательная и всесторонняя доктрина экономический либерализм представлен в работе классика английской политической экономики А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.)
Представители экономического либерализма рассматривали систему свободного предпринимательства как "естественную" форму рациональной хозяйственной деятельности; механизм стихийного рынка провозглашался ими единственно возможным эффективным регулятором хозяйственных процессов, обеспечивающим оптимальное распределение и использование экономических ресурсов. Они отвергали необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь общества, возлагая на него роль "ночного сторожа", призванного охранять устои рыночного хозяйства. Социальные явления в либеральной доктрине рассматривались как равнодействующие независимых индивидуальных сил, а реализация частного интереса рыночных хозяйствующих субъектов в конечном счете ведет к общественному благу (теория невидимой руки).
Поэтому требование неограниченной свободы частного предпринимательства явилось основополагающим пунктом данной концепции, а принцип "Laissez faire, laissez passer" - пусть каждый идет своим путем, - стал лозунгом, а в экономической литературе и синонимом либерализма.
Дальнейшее исследование эволюции либерализма убеждает нас в том, что: во-первых, либеральная доктрина не является неизменной, она непрерывно изменяется, ее содержание обогащается, вбирая все новые положения; во вторых, эта эволюция основана на изменениях в реально происходящих экономических процессах и связанных с этими процессами реализация интересов различных слоев буржуазного общества.
Если в начале экономический либерализм отражал вполне конкретные интересы прогрессивного рыночного предпринимательства, направляя свои идеи против различного рода ограничений свободы конкуренции, частной капиталистической собственности и системы рыночного хозяйствования, то затем оказалось, что реализация принципа Laissez faire породила внутреннее сопротивление со стороны наемного труда, побудившее усомниться во внутренней гармонии Laissez faire.
С этого момента вектор движения либеральной доктрины перемещается извне вовнутрь, отражая ограничения свободного предпринимательства со стороны государства (фабричное законодательство) и со стороны наемного труда (профсоюзное движение). Экономический либерализм обогащается положениями о гармонии интересов, незыблемости и вечности рыночной системы хозяйствования. Бедность, нищета, безработица, кризисы и потрясения, несправедливое распределение доходов, присущее этому принципу все это либеральная доктрина объявляет генетически несвойственными, навязанными рыночному свободному хозяйствованию, внешними по отношению к нему силам.
Но именно в этом пункте либеральная доктрина дает первую трещину, из которой вытекает либеральное направление, частично признающее несправедливость распределения доходов и другие "недостатки" laissez faire.
Либеральная доктрина раскалывается на два направления: ортодоксальное и реформистское. Вместе с этим возникают антилиберальные доктрины, вначале социалистов-утопистов, а затем - марксизм, исповедующий исторически преходящий характер рыночной экономики вообще[10,стр.20].
По мере эволюции рыночной капиталистической экономики раскол либеральной доктрины усиливался. Ортодоксальный экономический либерализм достигает высшего своего проявления в форме неоклассического синтеза, утверждающего незыблемость гармонии интересов в буржуазном обществе и его непреходящую жизнеспособность. Это существенно обновленный либерализм неоклассиков, т.е. ортодоксальный неолиберализм, который под ударами кризисных состояний рыночной экономики в середине XX в. преобразуется в так называемый монетаризм. Особенность этой формы ортодоксального неолиберализма видится в том, что он фактически отходит от одного из важнейших постулатов ортодоксов о гармонии интересов, признает несправедливость laissez faire, но отвергает социализацию рынка, ограничивающей, якобы, динамичность прогресса рыночного хозяйствования[10,стр.22].
Иначе развивался реформистский экономический либерализм, проявляясь в различных формах дирижизма (институционализме, государственном капитализме), он достиг высшего развития в кейнсианстве признавшем, что дальнейшее существование рыночной экономики невозможно без поддержки государства, которое, отныне берет на себя руководящую регулирующую роль, "обуздав" laissez faire. Воплощение кейнсианства в жизни превращает рыночную экономику в "смешанную" экономику, "ремонтирует" ее. Это подремонтированный либерализм, другая разновидность неолиберализма, именно - кейнсианский неолиберализм.
Возникновение кейнсианства знаменательно тем, что оно сопровождается почти одновременным возникновением другой влиятельной формы реформистского либерализма - ордолиберализма, доктрины социальной рыночной экономики, сущность которой выражается сочетанием свободной конкуренции с социальным выравниванием, которые воплощаются в жизнь особым, конституционно-законодательно зафиксированным экономическим и социальным порядком[10,стр.28].
1.2 Основные положения теории социальной рыночной экономики
На сегодняшний день изучение теорий социального рыночного хозяйства, и особенно исторической природы той структуры, которая должна быть сформирована на рынке, представляет особый интерес для тех стран, которые, как и Россия находятся в процессе перехода от коммунистического к рыночному порядку. Сегодня многими экономистами признается, что России предстоит еще строить рыночное хозяйство и предстоит создание социально- ориентированной рыночной экономики, а не либеральной, исходя из национальных особенностей страны, ну и конечно с учетом мирового экономического кризиса, криминализации, правового беспорядка, исправления допущенных ошибок[19,стр.71].
И вот в свете необходимости учиться на чужих ошибках, хотелось бы еще раз вернуться к рассмотрению пути, пройденного Германией за пятьдесят с лишним лет, по построению социальной рыночной экономики.
Как известно из истории, чисто капиталистическое общество, построенное исключительно на частной собственности, максимализации прибыли и рыночно - ценовой координации, без каких-либо гарантий со стороны государства, в области социальной безопасности, без уравновешивания и сокращения очень большой разницы в доходах, пока еще не стало реальностью. Но зато известно, что неограниченное стремление к прибыли и выгоде превращается в скупость и алчность, неограниченное накопление частной собственности ведет к количественному скачку и проблеме власти. Таким образом, есть ряд причин, таких как социальное обеспечение в старости, здравоохранение, отдых, получение образования, забота и помощь тому населению, которое, либо совсем, либо частично не может принимать участие в хозяйственной жизни, национальная и государственная безопасность, которые заставляют ряд стран, в том числе и Германию, идти по пути построения социальной рыночной экономики[5,стр.105].
Для рыночной экономики было скроено "широкое платье", которое позволяло расширять теорию рынка, признавая, что в процессе формирования капитализма возникают диалектические противоречия, которые нужно уравновешивать "Ausgleich", но не путем ориентации на марксизм, а путем максимализации прибыли и использование ее с наибольшей полезностью.
Теория социального рыночного хозяйства строится на двух источниках - на трактовке ценовой системы и механизма конкуренции в духе классической политической экономики Адама Смита и Рикардо и на социологии знания, социологии культуры и культурных наук. Очень большая роль отводится решению следующих задач:
Информация о работе Социальная рыночная экономика как система хозяйствования