Введение.
Финансы
представляют собой довольно сложное
общественное явление. Они охватывают
широкую гамму обменно-распределительных
отношений, которые отображаются в
различных денежных потоках. При
единой сущности этих отношений в
них выделяются отдельные элементы,
которые имеют свои характерные признаки
и особенности.
Изучение
финансов основывается как на понимании
их необходимости, сущности и роли в
обществе, так и на детальном усвоении
конкретных форм финансовых отношений.
Выделение
форм финансовых отношений характеризует
относительное отделение отдельных составляющих
финансов. Совокупность этих составляющих
определяется термином «финансовая система».
Как и всякая другая система, она является
не простым набором отдельных элементов,
а совокупностью взаимосвязанных элементов,
которые имеют однородные признаки.
Считается,
что понятие финансовой системы
является развитием более общего
определения - финансы. При этом, как
отмечалось ранее, финансы выражают
экономические общественные отношения..
Финансовую
систему будем рассматривать как форму
организации денежных отношений между
всеми субъектами воспроизводственного
процесса по распределению и перераспределению
совокупного общественного продукта.
Понятие
финансовой системы.
Финансовая
система государства является отображением
форм и методов конкретного использования
финансов в экономике и соответственно
к задействованной модели экономики в
значительной мере обозначается ею.
Финансовые
системы некоторых государств могут
отличаться по своей структуре, но они
все имеют общий признак - это различные
фонды финансовых ресурсов, которые отличаются
по методам мобилизации и их использованию,
однако тесно связаны между собой, имеют
прямое и обратное влияние на экономические
и социальные процессы в государстве,
а также на формирование и использования
фондов финансовых ресурсов в разрезе
отдельных звеньев.
Можно
утверждать, что каждое звено финансовой
системы является независимым её
элементом, но эта самостоятельность
относительна в средине единого
целостного. Финансовая
система - это совокупность разнообразных
видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных
в распоряжении государства, нефинансового
сектора экономики (хозяйствующих субъектов),
отдельных финансовых институтов и населения
(домохозяйств) для исполнения возложенных
на них функций, а также для удовлетворения
экономических и социальных потребностей.
Структура
финансовой системы
РФ.
Понятие
«финансовая система» употребляется
в различных значениях. Во-первых, как
совокупность финансовых учреждений (институциональная
структура финансовой системы) и, во-вторых,
с точки зрения экономического содержания
как совокупность финансовых отношений.
Само
понятие «система» предполагает
наличие определенных составляющих
элементов и связи между ними.
Структурная организация совокупности
финансовых отношений позволяет
упорядочить и целенаправленно управлять
элементами системы, отслеживать
и корректировать финансовые связи.
Построение
финансовой системы основывается на
следующих признаках:
1)
Функциональном назначении той или иной
группы финансовых отношений;
2)
Наличии определенной специфики в финансовых
отношениях;
3)
Единстве и взаимодействии подсистем;
4)
Наличии специального обслуживающего
аппарата;
5)
Наличии собственной финансовой базы.
Итак,
финансовая система - это совокупность
различных сфер (звеньев) финансовых отношений,
каждая из которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании фондов
денежных средств, различной ролью в жизни
общества.
В зависимости
от признака, закладываемого в основу
построения финансовой системы, можно
представить ее разное структурное понимание.
Структуры
финансовой системы Российской Федерации.
1.
По фондовому признаку различают централизованные
и децентрализованные финансы.
Централизованные
(государственные) финансы включают:
· государственные
бюджеты;
· государственные
социальные внебюджетные фонды;
· государственный
кредит;
· государственное
страхование.
К децентрализованным
финансам относят:
· финансы
коммерческих предприятий и организаций;
· финансы
некоммерческих организаций;
· финансы
домохозяйств.
Централизованные
фонды денежных средств формируются,
распределяются и используются государством.
Для них жестко определены источники
средств, направления расходования
устанавливаются на основе законодательно-правовых
актов.
В отношении
децентрализованных финансов нет жесткого
контроля за финансовыми потоками:
предприятия, организации действуют
по принципу хозяйственной самостоятельности,
самофинансирования, ответственности,
домохозяйства сами определяют структуру
своих доходов и расходов.
По
сфере финансовых отношений финансовая
система РФ включает:
· финансы
экономических субъектов: предприятий,
организаций по секторам (коммерческий,
некоммерческий), по отраслям экономики
(промышленные, сельскохозяйственные,
транспортные и др.); банковско-кредитных
организаций; участников фондового рынка;
· финансы
государства: федерального уровня; регионального
уровня; местного (муниципального) уровня;
· фонды
страхования: государственного, частного;
· финансы
домохозяйств.
Государственные
и муниципальные финансы являются частью
финансовой системы РФ, охватывают часть
денежных отношений, в процессе которых
происходит формирование, распределение
и использование государственных и муниципальных
фондов денежных средств, необходимых
для выполнения общественных функций
и задач.
Основными
функциями государства являются:
создание адекватной требованиям экономики
нормативно-правовой базы и контроль
за выполнением законов и нормативных
актов; предоставление общественных благ;
поощрение свободной конкуренции
и антимонопольное регулирование; защита
производителей от несправедливой конкуренции;
стимулирование развития новых прогрессивных
технологий; защита окружающей среды;
организация общественных работ; поддержка
развития фундаментальной науки; поддержка
культуры, искусства, образования, здравоохранения;
обеспечение социальной защиты населения,
социальная поддержка малообеспеченных
слоев; защита прав потребителей и др.
Государственные
и муниципальные финансы играют
важную роль в решении социально-экономических
задач. Выполняя распределительную функцию,
государственные и муниципальные финансы
перераспределяют финансовые ресурсы между
различными регионами и муниципальными
образованиями, различными отраслями
экономики, производительной и непроизводительной
сферами, различными социальными группами
населения.
Посредством
государственного и муниципального
контроля отслеживается весь механизм
финансовых отношений в обществе,
финансовое состояние звеньев финансовой
системы РФ, эффективность применяемых правительством
программ социально-экономического развития
и эффективность, законность деятельности
самой исполнительной власти.
Структура
финансовой системы РФ с точки зрения
управления включает:
· основные
элементы системы (финансы государства,
финансы коммерческих предприятий,
организаций, финансы домохозяйств);
· вспомогательные
элементы системы (финансы банковско-кредитных
организаций, страховых групп, финансы
участников рынка ценных бумаг).
Институциональная
структура финансовой системы РФ
состоит из разных уровней.
На
федеральном уровне институциональная
структура включает:
· комитеты
Государственной Думы и Совета Федерации;
· Министерство
финансов Российской Федерации и
в его составе: Федеральную налоговую
службу; Федеральную службу страхового
надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного
надзора, Финансовую службу по финансовому
мониторингу, Федеральное казначейство
(службу);
· Центральный
банк Российской Федерации;
· Счетную
палату Российской Федерации;
· Федеральную
таможенную службу;
· Федеральную
службу по финансам и рынкам;
· Исполнительные
дирекции (правления) федеральных внебюджетных
фондов.
На
уровне субъектов РФ:
· комиссии
по бюджету и финансам в законодательном
органе, соответствующие федеральным
структурам исполнительной власти;
· министерства
(управления, департаменты) финансов субъекта
РФ, в том числе региональные аппараты
Департамента контроля Минфина России,
управления казначейства Министерства
финансов РФ или
управления казначейства субъекта Федерации,
территориальные управления Федеральной
службы РФ по страховому надзору;
· главные
управления Банка России субъектов
Федерации;
· Федеральную
налоговую службу (инспекцию) субъекта
Федерации;
· Таможенную
службу субъекта Российской Федерации;
· Территориальные
органы Федеральной службы по финансовым
рынкам;
· Региональные
дирекции (правления) федеральных внебюджетных
фондов.
На
муниципальном уровне:
· комиссии
по бюджету и финансам в представительном
органе местного самоуправления;
· управления
(департаменты, отделы) финансов;
· аппарат
Департамента контроля Минфина России;
· городские
(районные) органы (отделения) Федерального
казначейства или муниципальное
казначейство;
· городские
(районные) управления Главного управления
Банка России субъекта РФ;
· городские
(районные) налоговые службы;
· счетную
комиссию представительного органа местного
самоуправления;
· городскую
(районную) таможню.
На
уровне хозяйствующих субъектов
управление финансами осуществляется
финансовой службой (отделом), дирекцией
по финансам, департаментом финансов.
Финансовая
система Российской Федерации в соответствии
со структурным делением финансовой системы
в экономически развитых странах включает
следующие звенья:
· государственный
бюджет;
· государственные
внебюджетные фонды;
· государственный
кредит;
· фонд
страхования;
· фондовый
рынок;
· финансово-кредитную
систему;
· финансы
предприятий различных форм собственности.
Краткая
характеристика звеньев
финансовой системы.
Государственный
бюджет.
Бюджетная
система РФ состоит из трех уровней:
федеральный бюджет, региональные бюджеты
и местные бюджеты.
Федеральный
бюджет - важнейшее звено финансовой
системы страны. В сущности, это
финансовые ресурсы федерального государства.
Федеральный бюджет включает доходы
и расходы, органически связанные
с макроэкономическими показателями,
объемом налогов и задачами финансовой
политики государства.