Управление накладными расходами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что накладные расходы в большинстве отраслей промышленности постоянно увеличиваются как в абсолютной сумме, так и относительно общей величины издержек экономического субъекта. Это связано с научно-техническим прогрессом, усложнением задач управления и соответствующим ростом численности управленческого персонала, его квалификационного уровня, широким использованием в управлении ЭВМ, современных средств коммуникаций, повышением требований к представительности офисов, их оборудованию и т.п.

Содержание

Введение – стр. 2
Теоретические основы – стр.3
Практическая часть – стр.10
Вывод – стр.30
Список литературы – стр.31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по управленческому учёту.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

План работы

 

  1. Введение – стр. 2
  2. Теоретические основы – стр.3
  3. Практическая часть – стр.10
  4. Вывод – стр.30
  5. Список литературы – стр.31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сложность управления экономикой предприятия в условиях рынка, проводимые преобразования по реформированию субъектов хозяйствования требуют создания адекватной системы информационного обеспечения управления затратами производственно-хозяйственной деятельности организаций и поиска новых подходов к решению проблем совершенствования управленческого учёта.

Система сбора и обработки бухгалтерской информации для нужд административного аппарата, координирующего и регулирующего деятельность хозяйствующих единиц, скрыта от внешних пользователей. Концентрация и комбинирование производства, наметившиеся тенденции к сближению отечественной и зарубежной экономических систем, расширение рыночных коммуникаций заставили пересмотреть саму концепцию управления. Перспектива развития региона и страны в целом зависит от производственной сферы, которая должна развиваться  согласно принятым международным нормам.

 Соответствующие службы предприятия обязаны позаботиться о создании такой системы бухгалтерского учёта и анализа на предприятии, которая обеспечивала бы конкретного руководителя необходимой информацией для оперативного и стратегического управления производственно-сбытовой деятельностью организации.

В рыночных условиях хозяйствования стало очевидным, что наиболее управляемыми с позиций поиска резервов экономии, роста прибыли и рентабельности на предприятии, определившим программу производства и сбыта, постепенно становятся не основные, а накладные расходы, и поэтому направлением совершенствования деятельности управленческой бухгалтерии может послужить создание концепции интегрированного учёта, бюджетирования и анализа накладных расходов.

Стоит отметить, что недостаточно адаптированные к рыночным условиям методы учёта и анализа накладных  расходов отрицательно сказываются  не только на текущей работе, но и приводят к принятию неверных стратегических управленческих решений.

Результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что накладные расходы в большинстве отраслей промышленности постоянно увеличиваются как в абсолютной сумме, так и относительно общей величины издержек экономического субъекта. Это связано с научно-техническим прогрессом, усложнением задач управления и соответствующим ростом численности управленческого персонала, его квалификационного уровня, широким использованием в управлении ЭВМ, современных средств коммуникаций, повышением требований к представительности офисов, их оборудованию и т.п. В новых условиях проявляется осознанная потребность в гибких административных системах, смене методологических принципов управления и его составляющих, ужесточения контроля за расходованием средств на уровне руководства организации, проведении аналитических исследований по оптимизации затрат в этой области.

 

 

 

 

 

Теоретические основы

 

Значение накладных  расходов в системе управленческого учёта

 

Управленческий учёт представляет собой систему, обеспечивающую формирование информации для оценки и измерения затрат и результатов, а также для принятия решений руководителями на всех уровнях внутрифирменного управления.

Современная система  управленческого учёта включает в себя следующие элементы:

  • Производственный учёт;
  • Оперативный учёт;
  • Бюджетирование затрат;
  • Анализ затрат.

 

Следует отличать производственный учёт от понятия управленческий учёт. производственный учёт является, по своей сути, составной частью управленческого учёта. По сути производственный учёт представляет собой систему сводного учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции. На предприятиях функции производственного учёта возлагаются на отдел учёта затрат в бухгалтерии, и ниже мною будет приведена схема составляющих управленческого учёта.

Схема № 1

Для ведения полноценного управленческого учёта необходим, по крайней мере, ещё один отдел, который может быть назван отделом управленческого контроля и анализа. В его рамках следует формировать и обобщать информацию в целях принятия управленческих решений, вести Бюджетирование и проводить анализ затрат.

К основным задачам учёта  накладных расходов в рамках ведения  управленческой бухгалтерии относятся:

  • Формирование своевременной, полной и достоверной информации о фактических накладных расходах, имеющих место на предприятии;
  • Бюджетирование и контроль за исполнением смет накладных расходов;
  • Выявление резервов накладных расходов;
  • Выявление факторов, влияющих на изменение отдельных элементов накладных расходов;
  • Управление затратами и принятие управленческих решений (распределение накладных расходов в целях определения себестоимости продукции, анализ накладных расходов, ценообразование и т.п.).

Управленческий учёт отличает прежде всего возможность  оперативно принимать решения. Используя данные учёта, бюджетирования и анализа, бухгалтера-аналитики определяют альтернативные варианты действий, собирают и обобщают по ним информацию, подготавливают рекомендации руководству. Неэффективные решения могут привести к нестабильному финансовому положению организации, т.е. послужить причинами потери рынка продуктов, роста затрат, неоправданного увеличения запасов и т.д. Важным критерием при принятии управленческого решения служат удельные затраты, а особую роль здесь играют накладные расходы, что будет рассмотрено мною в таблице № 1.

В управленческом учёте  особое значение имеет постоянная часть  накладных расходов, поскольку именно она представляет собой наиболее эффективный путь снижения себестоимости изделий. Основными направлениями действий в этой области можно назвать сокращение численности административного аппарата, уменьшение расходов на его содержание; увеличение объёма основной деятельности в пределах, обозначенных существующей на данный момент или рассчитанной на перспективу рыночной ситуацией; повышение квалификации персонала, занятого обслуживанием производственных процессов, и усиление контроля за использованием средств в этой сфере; повышение ответственности линейных руководителей, что стимулирует экономию

На регулируемых ими участках; внедрение системы норм и нормативов накладных расходов и системы управления по отклонениям, основной целью которых является предотвращение нерационального потребления указанных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 1

Влияние накладных  расходов на процедуру сбора и подготовки информации для принятия управленческих решений.

Решение в системе  управленческого учёта.

Влияние накладных расходов на процедуру сбора и подготовки информации для принятия управленческих решений.

Мероприятия по снижению себестоимости продукции.

Сокращению подлежат накладные расходы и затраты на управление предприятия в целом. Разрабатываются планы сокращения данных затрат, и после окончания периода (или оперативно по мере получения информации) они подлежат сравнению с фактическими данными.

Выбор производства видов изделий.

Критерием выбора производственной программы могут служить удельные затраты или, по-другому, себестоимость конкретных производимых изделий. Для определения себестоимости изделий расходы в первую очередь перераспределяют между центрами затрат, а затем между видами продукции. Выбор метода распределения накладных расходов влияет на величину себестоимости продукта. Таким образом, ошибка или неточность, заложенные в процедуру распределения накладных расходов могут стать причиной принятия неверного решения по производственной программе.

Решения о собственном  производстве или закупке

Решающее влияние оказывает  группировка ревалентных и неревалентных затрат, среди которых особое место занимают ревалентные и неревалентные накладные расходы. Учёт неревалентных накладных расходов позволяет выбрать более верное и правильное управленческое решение.

Специальные решения  о цене реализации товара. Определение границ скидок при продаже

В рамках управленческого  учёта широкое применение нашли затратный метод определения цен, и метод на основе маржинальной прибыли. В первом случае путём корректировки и управления накладными расходами можно влиять на динамику цен, во втором - ключевое значение имеют постоянные накладные расходы, которые являются составной частью маржинальной прибыли.

Изменение технологии и  организации производства.

Внимание уделяют общепроизводственным расходам, которые включают расходы по обслуживанию производственного процесса. В периоды изменения организации и технологии производства возрастают в первую очередь именно эти затраты.

Стимулирование руководителей подразделений.

Особое внимание уделяют  общехозяйственным и общецеховым расходам.

Закрытие подразделений.

Внимание уделяют группировке "переменные-постоянные" накладные расходы. На основе показателей маржинальной прибыли определяют рентабельность подразделений. Постоянные накладные расходы являются составной частью маржинальной прибыли.

Решение типа, "на каком  оборудовании следует размещать  заказ".

Внимание уделяют постоянным накладным расходам и неревалентным накладным расходам.

Решение типа "ремонтировать имеющееся оборудование или покупать новое".

Внимание уделяют эксплуатационным расходам, расходам на ремонт оборудования и расходам в виде амортизации оборудования, которые являются накладными.

Составление оптимальной программы производства при ограничении ресурсов.

Внимание уделяют постоянным накладным расходам, поскольку оптимальная  программа при ограничениях ресурсов рассчитывается с использованием показателя маржинальной прибыли на единицу ограничивающего фактора. Постоянные накладные расходы являются составной частью маржинальной прибыли на единицу ограничивающего фактора.


  

В зависимости от масштабов, специфики производства и поставленных задач предприятия внедряют различные методы учёта затрат. Такими методами являются:

  • Метод учёта полных затрат;
  • Метод «директ-костинг»;
  • Метод АВС;
  • Позаказный метод учёта затрат;
  • Попроцесный метод учёта затрат;
  • Метод «стандарт-костинг»;
  • Метод учёта фактических затрат.

Стоит отметить, что большинство  из этих методов являются одновременно системами управления затрат. Кроме собственно методов учёта затрат, они включают методы бюджетирования и анализа затрат. Системой управления затратами считается «директ-костинг», поскольку наряду с методом учёта затрат на базе сокращённой себестоимости он включает метод бюджетирования с использованием гибких смет и маржинальный анализ. Также системами управления затратами являются «стандарт-костинг», АВМ, ТСМ, SСМ (схема № 2), кроме систем управления затратами, на методику учёта накладных расходов могут оказывать влияние системы управления производством, такие как JIT, DBR и т.д.

 

 

 

 

Схема № 2

 

Перечисленные методы тесно  взаимосвязаны между собой (таблица  № 2). Можно сделать вывод о том, что в последние десятилетия на практике используются комбинированные методы учёта затрат. Наиболее сложной и трудоёмкой задачей в каждом из этих методов считается учёт накладных расходов. Любой из представленных методов учёта затрат в отдельности и каждая комбинация методов существенно влияют на концепцию накладных расходов. Так, организация, применяющая метод «стандарт-костинг», может одновременно вести учёт затрат в разрезе центров ответственности, по видам продукции, по видам деятельности (комбинация с методом АВС), по факторам производства и т.д. одновременно метод «стандарт-костинг» может быть комбинирован с позаказным методом, с попроцесным методом или с методом «директ-костинг». В зависимости от представленных комбинаций в системе «стандарт-костинг» меняются ставки накладных расходов, методы их учёта и распределения.

Таблица № 2

Накладные расходы в  методах и системах учёта затрат.

Метод учёта затрат.

Учёт затрат.

по видам деятельности

по видам деятельности (функциональный учёт)

по центрам ответственности (затрат и прибыли)

по факторам производства

по статьям затрат

по стадиям жизненного цикла продукта

Позаказный.

+

+

+

+

+

+

Попроцесный.٭

+

+

+

+

+

+

Учёт полной себестоимости.

+

+

+

+

+

+

Учёт сокращённой себестоимости "директ-костинг".

+

+

+

+

+

+

Учёт фактических затрат.

+

+

+

+

+

+

Учёт нормативных затрат "стандарт-костинг".

+

+

+

+

+

+

Метод учёта затрат.

+

+

+

+

+

+

Метод ТС (целевой учёт затрат).

+

+

+

+

+

+

Стратегический учёт затрат.

+

+

+

+

+

+

٭Метод может рассматриваться как полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.


В завершение теоретической  части хотелось бы сказать несколько  слов о концепции распределения накладных расходов, и для этого я произведу описание центров затрат, в каких они формируются, и какая связь существует между данными центрами затрат.

Накладные расходы собираются в рамках следующих центров затрат:

  1. Производственные центры затрат (ПЦЗ) – подразделения основного производства или основные цеха.
  2. Обслуживающие центры затрат (ОЦЗ) – подразделения вспомогательного производства или вспомогательные цеха.
  3. Непроизводственные центры затрат (НЦЗ) – управленческие подразделения организации, а также вся совокупность непроизводственных расходов.

Данные подразделения  обозначены как центры затрат, что  означает присутствие в них ответственных лиц, осуществляющих контроль за расходами.

Накладные расходы могут  быть распределены несколькими способами. Наиболее распространённая схема распределения затрат (схема № 3) позволяет выявить полную себестоимость производства на предприятии продуктов и использовать эту информацию для целей управления. Пошаговое распределение накладных расходов приведено ниже:

Шаг 1. Группировка непроизводственных накладных расходов в разрезе  центров ответственности (НЦЗ).

Шаг 2. Группировка производственных накладных расходов в разрезе ПЦЗ и формирование информации о расходах ОЦЗ.

Шаг 3. Перераспределение  расходов обслуживающих центров  затрат между НЦЗ, ПЦЗ и прочими  ОЦЗ.

Шаг 4. Распределение накладных  расходов, собранных в рамках ПЦЗ  между продуктами и незавершённым производством.

Шаг 5. Списание непроизводственных накладных расходов.

Схема № 3 позволяет ответить на вопрос, сколько средств и ресурсов вкладывает предприятие на содержание конкретных подразделений и на производство конкретного продукта.

Схема № 3

Можно ещё очень долго  продолжать описание методов и систем учёта накладных затрат, но мне не хотелось бы злоупотреблять теорией, и поэтому я перейду к практической части моей работы.

Практическая часть

В практической части работы я произведу распределение накладных расходов по схеме № 3, используя в качестве примера данные о производстве мороженного на ОАО «Гелиос-Холод».

Немного информации о  предприятии:

Типичный хладокомбинат ОАО «Гелиос-Холод», учёт на котором формируется большим количеством проводок и счетов.

 Холодильные предприятия в сфере рыночной экономики России занимают особое место, обусловленное следующими особенностями:

  • Многопрофильностью деятельности;
  • Сезонным спросом на основную продукцию – мороженное;
  • Высоким объёмом и номенклатурой выпуска готовых изделий;
  • Высокопроизводительным и сложным оборудованием, требующим качественной наладки и обслуживания;
  • Сложной технологией производства;
  • Большой штатной численностью работников.

Информация о работе Управление накладными расходами