Учет налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:12, реферат

Краткое описание

Налоговый учет имеет свои особенности:
- обеспечивает полное представление о всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;
- имеет главную цель - определение момента возникновения и величины налогового обязательства;
- имеет специфических пользователей – службы налогового контроля;
Следовательно, учет должен быть организован так, чтобы был раскрыт порядок ее формирования.
Цель реферата: исследование понятия и принципов учета налогов, определить принципы построения регистров налогового учета.

Вложенные файлы: 1 файл

бух.учет.docx

— 447.40 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства.  Ведение налогового учёта и отчётности является одной из функций налоговой системы РФ. Налоговая система отражается на состоянии жизненного уровня населения и экономики в целом. Это свидетельствует о важном назначении налоговой службы и серьезной ответственности всех ее органов.

Налоговый учет имеет свои особенности:

- обеспечивает полное  представление о всех операциях,  связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;

- имеет главную цель -  определение момента возникновения и величины налогового обязательства;

- имеет специфических  пользователей – службы налогового  контроля;

Следовательно, учет должен быть организован так, чтобы был  раскрыт порядок ее формирования.

Цель реферата: исследование понятия и принципов учета  налогов, определить принципы построения регистров налогового учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и принципы налогового учета

Налоговый учет представляет собой систему сбора, регистрации и обработки хозяйственной, финансовой и другой информации об объектах налогообложения либо связанных с налогообложением, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств и осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты налога в бюджет.

В настоящее время фактически сложилась система налогового учета  в отношении НДС. Однако понятие налогового учета дано в ст. 313 НК РФ главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»: «Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Целями налогового учета  являются:

а) формирование полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения хозяйственных операций;

б) получение информации для внутренних и внешних пользователей  для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога;

в) получение информации для формирования налоговой базы в разрезе отдельных отчетных (налоговых) периодов;

г) формировании налоговой  базы и расчет суммы авансового платежа  по налогу или суммы налога;

д) расчет и обоснование  суммы налоговых льгот;

е) составление декларации других форм налоговой отчетности.

Система налогового учета  по отдельным видам налогов организуется плательщиком или агентом исходя из принципов, установленных правовой основой системы обложения.

Эти принципы можно сгруппировать. В первую группу целесообразно включить принципы, общие для всех налогов: самостоятельности, последовательности, документирования, непрерывности, исправления учетных данных, согласованности.

Принцип самостоятельности  означает, что субъект налога самостоятельно устанавливает порядок ведения налогового учета в приказе об учетной политике для целей

налогообложения. Эта политика самостоятельно разрабатывается организацией и выступает как документально  оформленный выбор плательщиком или налоговым агентом одного из предлагаемых законодательством  режимов налогообложения. В частности, налогоплательщик самостоятельно разрабатывает  порядок ведения раздельного  учета, определяя для этого формы  внутренних документов, формы налоговых  регистров и порядок их ведения.

Принцип последовательности связан с необходимостью последовательного применения норм и требований налогового законодательства от одного налогового периода к другому. В течение календарного года субъект налога не должен изменять порядок ведения налогового учета; он может меняться только в случаях изменения законодательной базы.

Выявление ошибки и корректировка  налоговой базы и суммы налога в i-ом налоговом периоде могут потребовать соответствующих исправлений в последующих периодах: i + 1, i + 2 и т.д.

Принцип документирования требует, чтобы все расчеты базы по налогу, его суммы, записи в регистрах налогового учета были подтверждены первичными учетными документами или документами налогового учета.

Принцип непрерывности означает, что налоговый учет должен вестись непрерывно в течение всего времени, пока субъект хозяйствования признается плательщиком налога. Учет ведут и те плательщики, которые используют право на освобождение от обязанностей исчисления и уплаты налога, и те, которые применяют налоговые льготы или приостанавливают свою деятельность.

Одним из важнейших принципов  налогового учета является принцип, который означает, что при обнаружении ошибки при исчислении налоговой базы за какой-то прошедший налоговый период, соответствующие исправления должны быть произведены в том периоде, когда была допущена ошибка. После этого налогоплательщик обязан исчислить сумму налоговых платежей и представить уточненную декларацию.

Если невозможно определить налоговый период, в котором допущена ошибка, то необходимые корректировки налоговой базы и суммы налога производятся в периоде обнаружения ошибки.

В результате пересчета может  быть выявлена сумма излишне уплаченного  налога или, напротив, налоговая задолженность за налоговый период. Соответственно налогоплательщик в первом случае может обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или зачете в счет предстоящих платежей или в счет налоговой задолженности сумм излишне уплаченных налогов. Во втором случае он должен уплатить недоимку по налогу и соответствующую пеню.

Важным принципом является согласованность налогового учета по различным налогам. Например, поскольку система обложения НДС связана с системами по другим налогам, то и налоговый учет по НДС как обязательная компонента системы тесно взаимосвязан и согласуется с учетом по другим налогам. Так, ошибка в расчете суммы НДС может привести к необходимости проведения перерасчета по налогу на прибыль организаций.

Во вторую группу принципов  налогового учета включены те, которые  определены правовой основой по конкретному налогу и учитывают его особенности.

В качестве примера можем  выделить специальные принципы налогового учета по НДС. Это принципы: обязательного применения метода счетов-фактур, ведения раздельного учета, вариантности.

Поскольку в основе системы  обложения лежит косвенный способ вычитания, то все плательщики налога и налоговые агенты должны вести налоговый учет с помощью метода счетов-фактур. Закон определяет состав показателей налогового документа – счета-фактуры, состав налоговых регистров (книги покупок и книги продаж).

Принцип раздельного учета  должен обязательно соблюдаться, если субъект налога осуществляет одновременно операции, облагаемые по разным ставкам НДС и облагаемые НДС и единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Только раздельный учет может  позволить правильно рассчитать налоговую базу, сумму вычетов и сумму налоговых обязательств за налоговый период.

Третий принцип требует, чтобы налогоплательщик сам выбрал один из вариантов определения налоговой базы. Так, до 01.01.2006 налогоплательщику по НДС следовало выбрать и установить в учетной политике момент формирования налоговой базы: по мере отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов или учет по мере оплаты за отгруженные товары (работы, услуги). Однако налогоплательщики, которые до 2006 г. исчисляли НДС «по оплате», продолжают применять этот метод к суммам, поступающим в погашение дебиторской задолженности, числящейся по состоянию на 01.01.2006.

С 01.01.2006 вариантность в отношении  момента определения налоговой  базы сохраняется для налогоплательщиков с длительным производственным циклом. Для них в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), совершаемых с 1 января 2006 г., момент определения налоговой базы устанавливается как:

1) день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг); обязательное условие – раздельный учет осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций;

2) наиболее ранняя из  дат: день отгрузки (передачи) товаров  (работ, услуг, имущественных прав); день оплаты, частичной оплаты  в счет предстоящих поставок  товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Введение налогового учета, конечно, не означает, что данные бухгалтерского учета не могут использоваться для расчета налоговой базы. В том случае, если порядок отражения и группировки хозяйственных операций и объектов в первичных документах бухгалтерского учета совпадает с правилами ведения налогового учета, налогоплательщики вправе использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения.

Система налогового учета  может быть построена как на основе данных регистров бухгалтерского учета с их последующей перегруппировкой по правилам налогообложения, так и на основе самостоятельно формируемых регистров налогового учета, не имеющих отношения к бухгалтерскому оформлению этих финансово-хозяйственных операций.

Система налогового учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Однако НК РФ предусматривает  некоторые обязательные условия, которые должны выполняться при построении налогоплательщиком системы налогового учета:

1. Порядок ведения налогового  учета устанавливается в учетной  политике для целей налогообложения.

2. Учетная политика для  целей налогообложения представляет собой организационно-распорядительный документ, который должен быть утвержден соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

3. Нормы и правила налогового  учета должны отвечать принципу  последовательности, то есть применяться  последовательно от одного налогового  периода к другому.

4. Изменение системы налогового  учета, зафиксированной в качестве  приложения к учетной политике, возможно в случае:

– изменения законодательства,

– изменения применяемых  методов учета,

– осуществления новых  или исключения прежних видов  деятельности.

5. Решения о любых изменениях  должны отражаться в учетной  политике для целей

налогообложения и применяться  в случае:

– изменения законодательства – с даты вступления в силу изменений  норм законодательства о налогах  и сборах,

– изменения применяемых  методов учета – с начала нового налогового периода,

– осуществления новых  видов деятельности или исключения прежних – с даты осуществления  новых или исключения прежних  видов деятельности в соответствии с распорядительными документами.

6. В отличие от изменений  принципов и порядка формирования  системы налогового учета форма регистров может быть изменена в любой момент с обязательным соблюдением общей методологии группировки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели налогового учета  как информационная база

налоговой отчетности

В настоящее время возможны следующие модели ведения налогового учета.

Для крупных организаций, имеющих внутренние подразделения, ответственных за разработку аналитических регистров, систематизацию документооборота, его модернизацию, автоматизацию учетной работы, стоит проблема в разработке модели обособленного налогового учета. Схематично его можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1- Модель обособленного налогового учета

Преимущество данного  варианта налогового учета заключается  в использовании для формирования регистров налогового учета непосредственно первичной учетной информации, что обеспечивает полноту учетных операций и достоверность итоговой учетной информации. Это связано с наличием в системе бухгалтерского учета системы внутреннего контроля, в частности, благодаря соблюдению соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Вторая модель ведения  налогового учета – система учета, построенная полностью на данных бухгалтерского учета, или система «смешанного налогового учета». При этом в необходимых случаях формы бухгалтерского учета предусматривают показатели, необходимые для расчета налоговой базы, то есть ведутся совместные регистры бухгалтерского и налогового учета (рис. 2).

Информация о работе Учет налогов