Учет нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Теоретические основы учета нематериальных активов
1.1.Понятие и классификация нематериальных активов………………. 5
1.2Оценка нематериальных активов……………………………………. 12
2.Действующая практика учета нематериальных активов
2.1Учет наличия и движения нематериальных активов………………. 19
2.2.Учет амортизации нематериальных активов………………………. 26
Заключение…………………………………………………………………….... 31
Список использованной литературы………………………………………….. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Бух.учет Курсовая.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………. 3

1.Теоретические  основы учета нематериальных  активов

1.1.Понятие и классификация нематериальных активов………………. 5

1.2Оценка нематериальных  активов……………………………………. 12

2.Действующая  практика учета нематериальных  активов

2.1Учет наличия  и движения нематериальных активов………………. 19

2.2.Учет амортизации  нематериальных активов………………………. 26

Заключение…………………………………………………………………….... 31

Список использованной литературы………………………………………….. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.

Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России.

Если иметь в виду западный опыт, то, несмотря на тот факт, что нематериальные внеоборотные активы общепризнанны в большинстве стран рыночной экономики, подходы к их идентификации, способам поступления на баланс, оценке, амортизации продолжают оставаться объектами горячих дискуссий.

Это связано с постоянными изменениями в методологии учета данных активов, происходящими в связи с процессом реформирования отечественного учета, а также формированием законодательной базы в области налогообложения.

Происходящие изменения затронули, в частности, порядок отражения в бухгалтерском учете программ для ЭВМ с неисключительным правом использования, а также квартир, находящихся в собственности организации, выдвинули новые требования к расчету амортизации нематериальных активов для целей исчисления налога на прибыль и т.д.

Актуальность выбранной темы заключается в исследовании происходящих в настоящее время изменений связанных с особенностями учета и налогообложения нематериальных активов.

Цель настоящей работы - раскрыть основные особенности бухгалтерского учета нематериальных активов и их амортизации в соответствии с законодательными и нормативными актами и обозначить проблемы, с этим связанные.

На основании цели данной работы требуется разграничение следующих задач:

  1. рассмотрение теоретических основ нематериальных активов;

  1.  изучение понятия и  классификация нематериальных активов ;
  2. проведение оценки нематериальных активов.

Объектом изучения  данной работы являются нематериальные активы с точки зрения оценки, состава и учета.

Предметом данной работы является характеристика особенности учета нематериальных активов на предприятии.

Теоретической базой данной работы являются статьи из периодических изданий, учебные пособия, которые, на мой взгляд, наиболее широко освещают характер и содержание выбранной мною темы,  а так же труды таких ученых как Аксенов А.П., Булыга Р.П., Грибанова З.М., Захарьин В.Р., Островский О.М., Мизиковский Е.А., Приображенская В.В.

Эмпирической базой данной работы является анализ специальной и юридической  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы нематериальных активов

    1. Понятие и  классификация нематериальных активов

С развитием рыночных отношений в составе имущества субъекта появился новый вид средств – нематериальные активы.

В соответствии с ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

  1. не имеет материально-вещественной (физической) структуры;
  2. может быть идентифицировано от другого имущества;
  3. предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  4. используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
  5. не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
  6. способно приносить организации экономическую выгоду;
  7. имеются надлежащие оформленные документы, подтверждающие существование актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.)

В соответствии с перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности: [6, с.205]

- исключительное право  патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную  модель;

- исключительное авторское  право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право  автора или иного правообладателя  на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право  владельца на товарный знак  и знак обслуживания, наименование  места происхождения товаров;

- исключительное право  патентообладателя на селекционные  достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы.

Классификация нематериальных активов. [7, с.444]

Выделяют 4 вида нематериальных активов:

- объекты интеллектуальной  собственности;

- права пользования природными  ресурсами;

- отложенные затраты;

- цена фирмы.

Таблица 1.

Виды объектов, учитываемые на предприятии

Объекты, учитываемые как нематериальные активы

Объекты, учитываемые как расходы будущих периодов

Фирменные марки

Реклама

Авторские права

Авторские авансы

Лицензионные соглашения

Затраты на разработку программных продуктов

Патенты

Маркетинговые расходы

Торговые марки

Затраты на ремонт

Технологии, формулы и чертежи

Стоимость НИОКР

Компьютерное программное обеспечение (при условии обособленности от аппаратных средств)

 

 

 

Прочие нематериальные активы - лицензии на осуществление вида деятельности, на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

 

 Лицензия - специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату.

Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата.

Не относятся к нематериальным активам: [9, с.506]

- интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, так как они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них;

незаконченные  и  (или)  не  оформленные  в  установленном законодательством порядке   научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

- финансовые инструменты срочного рынка, предоставляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях.

 

  Объекты интеллектуальной собственности разделяют на два вида:  регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности) и регулируемые авторским правом. [5, с.87]

Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов,  фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий.

Изобретение подлежит правовой охране, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно   применимо (устройство, способ, вещество, штамм, микроорганизм, культуры клеток растений и животных) или является известным устройством, способом, веществом, штаммом, но имеет новое применение. Основные формы использования охраняемых патентным правом объектов – передача прав по лицензионному договору и внесением объекта в качестве вклада в уставный капитал организации. Лицензионный договор существенно отличается от договора купли-продажи и найма, поскольку патентовладельцу передают по лицензионному договору не само изобретение, а лишь исключительное право на его использование; патентовладелец может передать право на использование изобретения широкому кругу третьих лиц и сам использовать изобретение. Стоимость охраняемых патентом объектов складывается из затрат на их приобретение, юридических, консультационных и других затрат.

Патентное изобретение выдается сроком до 20 лет и удостоверяет приоритет изобретения, авторства, а также исключительное право на его использование. [7, с.446]

Промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Отличительными признаками патентоспособности промышленного образца является его новизна, оригинальность и промышленное применение. Новизна включает совокупность существенных признаков промышленного образца, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известные из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета данного образца. Оригинальность промышленного образца определяют его существенные признаки, обуславливающие творческий характер эстетических особенностей изделия. Промышленно применимым образец признается, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления конкретного изделия.

На промышленные образцы, даже если они имеют признаки новизны, оригинальности и промышленно применимы, не распространяется патентоспособность, если в решениях их изготовления преобладает техническая функция изделия.

К таким изделиям относятся: [8, с.116]

- объекты архитектуры (кроме  малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных  сооружений;

- печатная продукция;

- объекты неустойчивой  формы из жидких, газообразных, сыпучих  или им подобных веществ;

- изделия, противоречащие  общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Патент на  промышленный образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен еще на срок до 5 лет.

Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение из составляющих частей. Отличительные признаки полезной  модели – новизна и промышленная применимость. Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого Патентным отделом на срок до 10 лет.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном указанным Законом. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением. Понятие «географическое указание» включает понятия: [9, с.511]

- «наименование места  происхождения товара» - название  страны, населенного пункта, местности  или другого географического  объекта, используемое для обозначения  товара, особые свойства которого  исключительно или главным образом  определяются характерными для  этого географического объекта  природными условиями или иными  факторами либо сочетанием природных  условий и этих факторов;

- «указание происхождения  товара» - обозначение, прямо или  косвенно указывающее на место  действительного происхождения  или изготовления товара.

Фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица. Оно регистрируется при государственной регистрации юридического лица и действует во время его существования. Наименования некоммерческих организаций, унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны включать и характер деятельности юридического лица. Кроме того, коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, должна иметь фирменное наименование, на которое с момента регистрации в установленном порядке она приобретает исключительное право использования. Лица, использующие фирменное наименование без согласия его владельца, обязаны прекратить использование по требованию обладателя права на данное наименование и возместить причиненные убытки.

Информация о работе Учет нематериальных активов