Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 14:20, курсовая работа
Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия Бюджетный федерализм…………………………………………………………………….4-5
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации
2.1. Форма государственного устройства России…………………………….6
2.2. Модели федерализма 1990-х годов………………………………………7-8
2.3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время………………………………………………………………………..…9-13
2.4. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………………………14-19
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………
«БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, принципы
и экономическая сущность понятия
Бюджетный федерализм…………………………
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации
2.1. Форма государственного устройства России…………………………….6
2.2. Модели федерализма 1990-х годов………………………………………7-8
2.3. Бюджетный федерализм
в Российской Федерации в
2.4. Актуальные проблемы бюджетного федерализма
в России в настоящее время…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.
Поэтому неудивительно, что множество дискуссий, так или иначе затрагивает сложную проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время ведутся различные переговоры на тему развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России.
В данной работе предлагается
широкий взгляд на проблемы бюджетного
федерализма, предпринята попытка
рассмотреть теоретические и
отчасти прикладные вопросы конституционно-
Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.
Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм
Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.
В последнее десятилетие экономические и политические структуры Российской Федерации развивались достаточно быстрыми темпами. В политической системе произошли сдвиги в сторону более демократичной и представительской формы управления, которая требует от политических деятелей повышенного внимания к избирателям и ответственности перед ними. В крупномасштабной экономике, подобной российской, эффективность таких политических изменений зависит от того, насколько успешно развиваются отношения между федеральным правительством и субъектами Федерации (региональными и местными органами власти).
Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.
В ведении Российской Федерации в области федерализма находятся:
* управление федеральной
государственной
* установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
* установление правовых
основ единого рынка;
* федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в области федерализма находятся:
* вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
* разграничение государственной собственности;
* природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
* общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
* координация вопросов
здравоохранения; защита семьи,
* установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
* административное, административно-
* установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
* координация международных и
внешнеэкономических связей
Вне пределов ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
По предметам ведения
Бюджетный федерализм основывается на принципах, под которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:
- самостоятельность бюджетов
разных уровней.
- закрепление за каждым уровнем
власти собственных доходных
источников и права
- недопустимость изъятия
- компенсацию расходов, возникающих
в результате решений,
- разграничение расходных
- соответствие объема расходных
обязательств, возложенных на каждый
уровень государственной
- наличие специальных
процедур предотвращения и
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации:
2.1. Форма государственного устройства России.
Форма государственного устройства - элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства:
1) унитарная (простое,
единое государство; в нем
2) федерация (сложное, союзное государство, части которого обладают в той или иной мере государственным суверенитетом, наряду с высшими органами государственной власти и федеральным законодательством существуют органы и законодательство субъектов федерации, такие как Германия, Индия, Россия, Мексика, США);
3) конфедерация (форма объединения государств, сохраняющих свой университет, например, существовавший в 1982-1989гг Сенегамбия).
Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа Конституция Российской Федерации . В ст.5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Российская административная система состоит из трех уровней. Федеральное (центральное) правительство является первым уровнем. Второй уровень включает 89 субъектов Федерации, которые характеризуются определенной степенью автономности по отношению к федеральному правительству. Статус субъектов Федерации претерпевал значительные изменения по мере того, как они требовали большей степени независимости. Третий уровень администрации состоит из местных органов власти. Сюда входит более 28 000 местных органов власти, которые включают органы власти крупных городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), городских районов, малых городов, поселков городского типа и сельские администрации. Однако, поскольку бюджеты местных органов власти сильно зависят от региональных бюджетов, можно сказать, что российская система федерализма в финансовом отношении представляет собой скорее два, а не три уровня: федеральное правительство, с одной стороны, и региональные и местные органы власти - с другой.
2.2. Модели федерализма 1990-х годов.
Первые реформы зарождающейся российской демократии, проведенные при президенте Борисе Ельцине, привели к модели федерализма, характеризующейся быстрой и упрощенной политической и финансовой децентрализацией (1991-1993 гг.) В рамках этого политического сценария власть быстро перешла в руки региональных органов власти, что значительно ослабило федеральное правительство. Многие регионы объявили о своей юридической, экономической и институциональной независимости от России, и предполагалось, что все 89 региональных правительств будут на равных вести дела с федеральным правительством. На практике эти отношения определялись двусторонними договорами между федеральным правительством и субъектами Федерации. Кроме того, региональные правительства все больше и больше конкурировали с федеральным правительством в борьбе за реальную власть. Таким образом, в начале 1990-х годов политическая обстановка в России характеризовалась политической борьбой не только между исполнительной и законодательной властью, но и между федеральными и региональными органами власти.
В начале 1990-х годов
политические отношения внутри России
характеризовались
Конституция 1993 г. стала важным шагом на пути к легитимности российской модели федерализма. Она обеспечила институциональную и правовую базу, необходимую для новой федеральной системы, а именно равный статус для всех субъектов Федерации. Разделение предметов ведения зафиксировано в ст. 71 и 72 Конституции, которые начали реализовываться в 1994-1995 гг. Впервые в межбюджетные отношения были введены однозначные и стабильные правила распределения доходов и расходов между всеми регионами вместо двусторонних договоров.
После выборов губернаторов в 1996 г. регионы России стали более независимыми от федерального правительства как в политическом, так и в экономическом плане. Власть региональных элит росла и процветала. В условиях сильных различий между регионами по уровню дохода на душу населения сравнительно быстро политическое влияние богатых регионов или регионов-«доноров» в отношениях с федеральным правительством стало гораздо сильнее, чем влияние бедных регионов, и политический фаворитизм вновь начал определять отношения между федеральным правительством и региональными органами власти. В конце 1990-х годов реформа федеральной системы в России получила дальнейшее развитие: правительство представило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в 1999-2000 гг.», которая была одобрена Государственной Думой в июле 1998г.