Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:42, реферат
Актуальность. В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет.
Введение……………………………………………………………………….....2
Понятие государственного бюджета……………………………………………3
Анализ исполнения бюджета РФ………………………………………………..4
Современные проблемы исполнения Федерального бюджета………………...8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………….11
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный лесотехнический университет
Кафедра экономической теории
Реферат на тему:
«Состояние государственного бюджета: определение, количественная оценка, показатели »
Выполнила: студентка МТД-35
Екатеринбург, 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Понятие государственного бюджета……………………………………………3
Анализ исполнения бюджета РФ………………………………………………..4
Современные проблемы исполнения Федерального бюджета………………...8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность. В формировании
и развитии экономической и социальной
структуры общества большую роль
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках принятой на
каждом историческом этапе политики.
Одним из механизмов, позволяющих
государству проводить
Бюджет – это публичные
экономические отношения, опосредующие
процесс образования, распределения
и использования определенного
государственно-
С практической стороны одним из основных условий эффективной реализации бюджетно-правовой политики является включенность какого-либо определенного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных и расходных источников, что актуализирует постановку и рассмотрение вопроса о бюджетном устройстве Российской Федерации. Формирование и развитие системы бюджетного устройства отнесено Правительством РФ к стратегической цели развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года.
1.Понятие государственного бюджета
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий
силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на
текущий (финансовый) год. Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Бюджет как экономическая
категория выражает систему императивных
денежных отношений между государством
и другими субъектами воспроизводства
по поводу перераспределения части
стоимости общественного
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:
- образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
- использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом
Как специфический финансовый
план бюджет представляет собой юридически
оформленный документ, в котором
в количественном выражении отражается
процесс получения и
2. Анализ исполнения бюджета РФ
Для анализа современного состояния федерального бюджета рассмотрим состояние федерального бюджета РФ за 2004 год и I полугодие 2005 года.
Совокупный объем доходов консолидированного бюджета России по итогам 2004 г. составил 5427,3 млрд. руб. (4138,7 млрд. руб. по итогам предыдущего года), в том числе фактически исполненные доходы федерального бюджета составили 3426,3 млрд. руб. (2586,2 млрд. руб.), консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней – 2001,9 млрд. руб. (1553,5 млрд. руб.). Таким образом, доля федерального бюджета в объеме доходов консолидированного бюджета РФ возросла до 63,1% (62,5% в 2003 г.), удельный вес доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета финансовой помощи, соответственно, снизился до 36,9% (37,5% в 2003 г.). [12]
Прирост доходов в реальном выражении составил 17,4% по консолидированному бюджету, 18,6% по федеральному бюджету и 15,4% по консолидированным бюджетам субъектов РФ.
Объем налоговых доходов
консолидированного бюджета в 2004 г.
(с учетом ЕСН) составил 4936,2 млрд. руб.
(рост на 33,3% в номинальном и на
19,3% в реальном выражении) или 68,8% от
общей суммы доходов
Структура налоговых доходов консолидированного и федерального бюджета России за 2004 г. представлена на рисунке 1, 2 ниже.
Рисунок 1 - Структура неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2004 году
Рисунок 2 - Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2004 году
Как видно из рисунков, в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета наибольшую долю в 2004 г. занимали поступления от НДС, налога на прибыль организаций и таможенных пошлин (21%, 18% соответственно). При этом более чем на 60% налоговая часть федерального бюджета формировалась за счет НДС и таможенных пошлин. Суммы поступлений от налога на прибыль организаций и НДПИ обеспечивали еще 20% налоговых доходов.
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ представлены, прежде всего, поступлениями от налога на прибыль организаций и на доходы физических лиц, за счет которых формируется около 70% налоговых доходов указанных бюджетов. Ниже на рисунке представлена структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Поступления от неналоговых
доходов в бюджетную систему
обеспечивались в основном средствами
от использования имущества, находящегося
в государственной или
Вывод: Итак, динамика доходной
части консолидированного бюджета
России в 2004 г. в целом отражает происходящие
изменения в бюджетной
В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" годовые плановые назначения федерального бюджета составляют: по доходам - 3 326,04 млрд. рублей (17,8% ВВП), по расходам - 3 047,93 млрд. рублей (16,3% ВВП), профициту - 278,11 млрд. рублей (1,5% ВВП).
Доходы федерального бюджета за отчетный период текущего года составили 2 386,4 млрд. рублей, или: 25,7% к предварительной оценке объема ВВП за 1 полугодие 2005 года (9 295,9 млрд. рублей); 71,7% к утвержденной росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на 2005 год; 146,3% к утвержденной росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на I полугодие 2005 года
Расходы федерального бюджета в I полугодии 2005 года составили: по объему финансирования, произведенного Минфином России (казначейскими уведомлениями до главных распорядителей бюджетных средств) - 1 684,78 млрд. рублей, или 55,3% к годовым бюджетным назначениям на 2005 год и 101,0%1 к уточненной бюджетной росписи на 1 полугодие 2005 года (1 667,4 млрд. рублей); по объему финансирования, произведенного главными распорядителями бюджетных средств (расходными расписаниями по подведомственной им бюджетной сети) - 1 608,92 млрд. рублей, или 96,5% к уточненной бюджетной росписи на I полугодие 2005 года; по объему кассовых расходов - 1 444,2 млрд. рублей, или 86,6% к уточненной бюджетной росписи расходов федерального бюджета на 1 полугодие 2005 года.
Профицит федерального бюджета за I полугодие 2005 года составил: по объему финансирования расходов, произведенного главными распорядителями бюджетных средств -777,48 млрд. рублей; по объему кассовых расходов - 942,2 млрд. рублей.
Первичный профицит федерального бюджета (превышение доходов федерального бюджета над расходами без учета расходов по обслуживанию государственного и муниципального долга) за I полугодие 2005 года составил: по объему финансирования расходов, произведенного главными распорядителями бюджетных средств -881,98 млрд. рублей; по объему кассовых расходов - 1 046,07 млрд. рублей. Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный период по объему произведенного финансирования составило (-) 432,07 млрд. рублей и (-) 345,4 млрд. рублей, а по объему кассовых расходов - соответственно (-) 761,51 млрд. рублей и (-) 180,69 млрд. рублей. [13]
Объем государственного долга
на 1 июля 2005 года составил 3 926,2 млрд. рублей
и уменьшился по сравнению с его
объемом на 1 января 2005 года на 18,6 млрд.
рублей. Изменение объемов
Таблица 1 «Объем государственного долга (млн. рублей)»
на 01.01.2005 |
на 01.07.2005 |
Отклонение | |
Государственный долг в том числе: |
3 944 764,4 |
3 926 193,2 |
-18 571,2 |
Государственный внутренний долг |
778 466,8 |
840 883,9 |
62417,1 |
Государственный внешний долг |
3 166297,6 |
3 085 309,3 |
-80 988,3 |
Отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось с 23,5% на начало 2005 года (объем государственного долга на 1 января 2005 года по отношению к объему ВВП за 2004 год) до 21,0% на 1 июля 2005 года (объем государственного долга на 1 июля 2005 года по отношению к прогнозному объему ВВП на 2005 год).
Изменение объемов государственного долга за период 2001-2005 гг. представлено в таблице 2.
Таблица 2 « Изменение объемов государственного долга за период 2001-2005 гг. (млрд. рублей)»
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
на 01.07.05 | |
Всего |
4 430,2 |
4 562,2 |
4 208,0 |
3 944,8 |
3 926,2 |
Внутренний |
533,5 |
679,9 |
682,0 |
778,5 |
840,9 |
Внешний |
3 896,7 |
3 882,3 |
3 526,0 |
3 166,3 |
3 085,3 |
Внешний в долл. США |
129,3 |
122,1 |
119,7 |
114,1 |
107,6 |
%к ВВП |
|||||
ВВП |
8 943,6 |
10817,5 |
13201,1 |
16 778,8 |
18 720,0 |
Всего |
49,5% |
42,2% |
31,9% |
23,5% |
21,0% |
Внутренний |
6.0% |
6,3% |
5,2% |
4,6% |
4,5% |
Внешний |
43,6% |
35,9% |
26,7% |
18,9% |
16,5% |