Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 04:14, доклад
Сущность и роль бюджета,Порядок составления проектов местных бюджетов,Сущность и значение финансового контроля
ВОПРОС 1. Сущность и роль бюджета.
Финансовые
отношения, складывающиеся у государства
с предприятиями, организациями, учреждениями
и населением, называются бюджетными.
Специфика этих отношений, как части
финансовых, состоит в том, что
они, во-первых возникают в распределительном
процессе, и, во-вторых связаны с
формированием и использованием
централизованного фонда
Бюджетные отношения многообразны (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определённая доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В
процессе функционирования бюджетные
отношения получают соответствующее
им материально-вещественное воплощение;
они материализуются (овеществляются)
в бюджетном фонде страны, имеющем
сложную организационную
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – основной финансовый план страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание).
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, собственности, доходов и заработной платы, по вопросу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс междуобщегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций;компромисс между интересами отдельных отраслей и формам по поводу налогов субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий. Каждый такой компромисс сопровождается борьбой политической, предвыборной и в стенах парламента, фракционной внутри партии и на страницах печати.
Будучи
экономической формой существования
реальных, объективно обусловленных
распределительных отношений, выполняя
специфическое общественное назначение
- по удовлетворению потребностей общества
и его государственно-
Бюджет как экономическая
категория, не сразу получил своё
признание. Лишь в последние годы
преобладающей стала точка
Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
Основным объектом бюджетного перераспределения является национальный доход, иногда - частьнационального богатства. Национальный доход - часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство. Выражает весь объем чистой продукции страны, то есть это вновь созданная стоимость обычно за год. Национальное богатство - совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, которыми располагает общество.
Основные направления распределительной функции: связаны с перераспределением национального дохода, с вмешательством в процесс общественного воспроизводства (государственное регулирование и стимулирование экономики), с финансовым обеспечением социальной политики, обеспечением монопольной прибыли. Рассмотрим эти направления в отдельности.
Роль бюджета в перераспределении национального дохода
В рыночной экономике политическая, экономическая, социальная и другие формы деятельности государства неразрывно связаны с перераспределением национального дохода как части валового внутреннего продукта. Важнейшее значение в перераспределении национального дохода, происходящее в интересах монополий, принадлежит государственному бюджету. Это его основная функция. Развитие этой функции определяется эволюцией капитализма, повышением роли буржуазного государства. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости (на кануне первой мировой войны – 7 – 15 %). Ещё выше эта доля, если взять бюджетную систему государства в целом. Перераспределение национального дохода, непосредственно затрагивающее интересы общественных классов, имеет важное социально-политическое значение и выражает степень дополнительной эксплуатации широких народных масс. Используя бюджетную систему, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода. Доля национального дохода, получаемая трудящимися, все больше падает. Одновременно быстрыми темпами растут прибыли монополий, усиливается концентрация богатства. Перераспределение национального дохода посредством бюджета - яркое проявление его классового характера. По данным статистического бюро США, в 1988 г. пятая часть американцев, наиболее богатая, присвоила 44% национального дохода, в то время как такое же количество малообеспеченных жителей США - лишь 4,6%. Перераспределение национального дохода наряду с социальным имеет также экономическое значение. Бюджет служит важным инструментом централизации в руках государства совокупного общественного капитала, мобилизации через налоги и займы средств трудящихся и доходов других слоев общества и использования их в целях вмешательства в хозяйственную жизнь страны. В форме бюджета капиталистические государства концентрируют огромные финансовые средства. Правительство США ежегодно аккумулирует через бюджет более 1,1 трлн. дол., Великобритании - свыше 150 млрд. ф. ст., Франции - более 1 трлн. франков, ФРГ – почти 300 млрд. марок, Японии - более 54 трлн. иен. Сосредотачиваемые у государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его экономической деятельности и создают широкие возможности активного вмешательства в общественное воспроизводство.
Роль бюджета в регулировании и стимулировании экономики
Вмешательство в экономику
превратилось в одну из основных функций
государственного бюджета. Формы такого
вмешательства различны. В условиях
политики “экономики предложения” наряду
с прямыми методами вмешательства
широкое развитие получали косвенные.
Среди них: государственные
Роль бюджета в сфере соц. Политики
Через государственный
бюджет и другие звенья бюджетной
системы страны рыночной экономики
осуществляют свою социальную политику,
вмешательство в сферу
Вопрос 2. Порядок составления проектов местных бюджетов
Порядок составления проектов местных
бюджетов.
1. Министерство финансов Украины доводит
Совету министров Автономной Республики
Крым, местным государственным администрациям
и исполнительным органам соответствующих
советов особенности составления расчетов
к проектам бюджетов на следующий бюджетный
период.
2. Совет министров Автономной Республики
Крым, местные государственные администрации
и исполнительные органы соответствующих
советов обязаны предоставлять необходимую
информацию: Министерству финансов Украины
— для проведения расчетов объемов межбюджетных
трансфертов и других показателей; Верховной
Раде Украины — для проверки достоверности
этих расчетов.
3. Согласно типовой форме бюджетных запросов,
определенной Министерством финансов
Украины, в соответствии со статьей 34 настоящего
Кодекса и с учетом особенностей составления
проектов местных бюджетов местные финансовые
органы разрабатывают и доводят до главных
распорядителей бюджетных средств инструкции
по подготовке бюджетных запросов.
4. Главные распорядители бюджетных средств
организуют разработку бюджетных запросов
для представления местным финансовым
органам в сроки и порядке, установленные
этими органами. Главные распорядители
бюджетных средств несут ответственность
за своевременность, достоверность и содержание
представленных местным финансовым органам
бюджетных запросов, которые должны содержать
всю информацию, необходимую для анализа
показателей проекта местного бюджета,
согласно требованиям местных финансовых
органов.
5. Местные финансовые органы на каком-либо
этапе составления и рассмотрения проектов
местных бюджетов проводят анализ бюджетного
запроса, представленного главным распорядителем
бюджетных средств, с точки зрения его
соответствия цели, приоритетности, а
также действенности и эффективности
использования бюджетных средств. На основе
результатов анализа руководитель местного
финансового органа принимает решение
о включении бюджетного запроса в предложения
проекта местного бюджета перед представлением
его на рассмотрение, соответственно,
Совету министров Автономной Республики
Крым, местным государственным администрациям
и исполнительным органам соответствующих
советов.
6. Исполнительные органы сельских, поселковых,
городских (городов районного значения)
советов, районные государственные администрации
в городах Киеве и Севастополе представляют,
соответственно, районным или городским
финансовым органам предложения по показателям
проектов соответствующих бюджетов, определенных
с учетом требований частей третьей—пятой
настоящей статьи.
7. После одобрения Кабинетом Министров
Украины проекта закона о Государственном
бюджете Украины Министерство финансов
Украины доводит Совету министров Автономной
Республики Крым, местным государственным
администрациям и исполнительным органам
соответствующих советов расчеты прогнозных
объемов межбюджетных трансфертов, методику
их определения и другие показатели, необходимые
для составления проектов местных бюджетов,
а также предложения по форме проекта
решения о местном бюджете (типовая форма
решения).
8. В недельный срок после принятия закона
о Государственном бюджете Украины во
втором чтении Кабинет Министров Украины
доводит Совету министров Автономной
Республики Крым, местным государственным
администрациям и исполнительным органам
соответствующих советов положения и
показатели межбюджетных отношений (объемы
межбюджетных трансфертов для соответствующих
бюджетов и текстовые статьи, определяющие
особенности межбюджетных отношений на
следующий бюджетный период), которые
были проголосованы Верховной Радой Украины
при принятии проекта закона о Государственном
бюджете Украины во втором чтении.
9. На основании информации, полученной
в соответствии с частями пятой—восьмой
настоящей статьи, Совет министров Автономной
Республики Крым, местные государственные
администрации и исполнительные органы
соответствующих советов готовят проекты
решений о соответствующих местных бюджетах.
Проект решения о местном бюджете и материалы,
прилагаемые к нему.
1. Проект решения о местном бюджете перед
его рассмотрением на сессии Верховной
Рады Автономной Республики Крым, соответствующего
совета одобряется Советом министров
Автономной Республики Крым, местной государственной
администрацией или исполнительным органом
соответствующего совета. Вместе с ним
необходимо представлять:
1) объяснительную записку к проекту решения,
которая должна содержать:
а) информацию о социально-экономическом
положении соответствующей административно-
б) оценку поступлений доходов с учетом
потерь доходов в результате предоставленных
соответствующим советом налоговых льгот;
в) объяснения к основным положениям проекта
решения о местном бюджете, включая анализ
предлагаемых объемов расходов по функциям
и программам. Обоснования включают бюджетные
показатели за предыдущий, текущий, следующий
бюджетные периоды в разрезе классификации
расходов бюджета;
г) обоснование особенностей межбюджетных
взаимоотношений (для районных, городских
с районным делением, городских, которые
объединяют бюджеты села, поселка, города
районного значения) и предоставления
субвенций на выполнение инвестиционных
проектов (для бюджета Автономной Республики
Крым, бюджетов городов Киева и Севастополя,
областных бюджетов);
1) информацию о погашении долга Автономной
Республики Крым и местного самоуправления,
объемах и условиях заимствований;
2) прогноз показателей соответствующего
бюджета по основным видам доходов, расходов
и финансирования на следующие три бюджетных
периода;
3) проект показателей сводного бюджета
района, города с районным делением, города,
который объединяет бюджеты села, поселка,
города районного значения;
4) показатели расходов, необходимые на
следующие бюджетные периоды для завершения
проектов, учтенных в бюджете, при условии,
если реализация проекта длится более
одного бюджетного периода;
5) перечень инвестиционных программ на
следующий бюджетный период и на следующие
три бюджетных периода;
51) размер оборотных кассовых наличных
средств местного бюджета;
6) информацию о ходе исполнения соответствующего
бюджета в текущем бюджетном периоде;
7) объяснения главных распорядителей
бюджетных средств к проекту соответствующего
бюджета (представляются в бюджетную комиссию
соответствующего совета);
8) другие материалы, объем и форму которых
определяют Совет министров Автономной
Республики Крым, местная государственная
администрация или исполнительный орган
соответствующего совета.
2. Решением о местном бюджете определяются: