Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:37, курсовая работа
Областью науки бюджетного права является изучение определенной части общественных отношений, являющихся предметом финансового права. Поэтому, развиваясь в рамках науки финансового права, наука бюджетного права изучает нормы бюджетного права и общественные отношения, возникающие в процессе функционирования и развития бюджетной системы России.
• Введение 3
• Глава 1. Понятие и методология бюджетного права. Понятие, особенности и виды бюджетных правоотношений. 6
• Глава 2. Бюджетная система РФ: понятие, состав. 10
• Глава 3. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные, консолидированные, минимальные, их виды. 24
• Глава 4. Виды (система) источников бюджетного права 26
• Заключение 36
• Библиографический список 39
Курсовая работа
по дисциплине финансовое право
Оглавление
Аристотель писал, что наука имеет "дело с тем или другим специальным бытием, и, отводя себе какую-нибудь (отдельную) область, она занимается этой областью".
Такой областью науки бюджетного права является изучение определенной части общественных отношений, являющихся предметом финансового права. Поэтому, развиваясь в рамках науки финансового права, наука бюджетного права изучает нормы бюджетного права и общественные отношения, возникающие в процессе функционирования и развития бюджетной системы России.
В советский период российской истории развитие науки финансового права происходило в первую очередь через развитие науки бюджетного права, поскольку именно бюджетно-правовым проблемам были посвящены в то время многие серьезные исследования ученых-юристов.
В настоящее время, с развитием рыночных отношений, научные исследования в бюджетной сфере не теряют своей актуальности и значимости, особенно в свете принятия 31 июля 1998 года кодифицированного законодательного акта в этой сфере - Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).
Наука бюджетного права как составная часть науки финансового права может рассматриваться в качестве системы категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет. Она представляет собой определенную совокупность структурированных и материально закрепленных знаний, теоретических положений и выводов о содержании, роли и значении, а также развитии бюджетного права как составной части финансового права.
Предметом науки бюджетного права являются общественные отношения, которые возникают в процессе бюджетной деятельности, в том числе в процессе функционирования и развития бюджетной системы России. В предмете можно выделить, например, следующие составляющие: финансово-правовые категории в бюджетной сфере; нормы бюджетного права (как действующие, так и отмененные; принципы бюджетного права и бюджетной системы; методы бюджетного права; источники бюджетного права; анализ правоприменительной и правотворческой (законодательной) практики; история развития бюджетной деятельности в России и ее нормативно-правового регулирования; вопросы унификации, например, бюджетного и гражданского, бюджетного и банковского законодательства; научно обоснованные практические рекомендации, направленные на совершенствование налогово-правовых норм, правоприменительной практики и используемых научных категорий.
Как и любое системное явление, наука бюджетного права представляет собой совокупность определенных составляющих элементов, образующих ее состав. Вопрос состава той или иной юридической науки на протяжении многих лет находится в центре внимания ученых правоведов, которые предлагают различные подходы, например:
О.А. Красавчиков для определения существа понятия "состав науки" использовал сравнение ее со зданием, употребляя выражение "здание науки"; М.М. Шпилевский писал, что при исследовании сути какой-либо науки не следует ограничиваться только определением ее предмета, ибо рассмотрению должны подлежать "все элементы этой науки во всей их совокупности, т. е. предмет, метод, система"; С.С. Алексеев определяет состав науки как совокупность частей, из которых складывается ее содержание; Г. А. Тосунян выделяет в качестве элементов состава науки: предмет, методологию, систему науки, библиографию науки; * полнее всего (причем применительно к различным областям юридической науки) этот вопрос исследует К. С. Вельский. По его мнению, к средствам, образующим состав науки..., относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки".
Нормативную и эмпирическую базу науки бюджетного права составляют акты бюджетного законодательства, а также правоприменительная практика в этой сфере.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
Бюджетное право - основной
раздел финансового права, включающий
в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие
структуру бюджетной системы РФ, перечень
бюджетных доходов и расходов, порядок
распределения их между различными видами
бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов
РФ, административно-
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).
Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.
Совокупность нормативных
Бюджетное законодательство
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.
Нормы права, регулирующие возникающие
при использовании бюджета
БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО - совокупность
финансово-правовых норм, регулирующих
общественные (финансовые) отношения,
возникающие в связи с
Эти отношения - предмет бюджетного права. Отношения, которые возникают:
· с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
· с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня;
· с разграничением бюджетной компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;
· с организацией бюджетного процесса, т.е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов;
· с организацией контроля за исполнением бюджетов.
Перечисленные группы общественных отношений,
урегулированные нормами
Ст. 1 БК РФ Правоотношения, регулируемые Бюджетным Кодексом.
К бюджетным правоотношениям относятся:
· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.
Методология науки бюджетного права, как и методология науки финансового права в целом, включает методы, которые используются наукой для познания предмета и достижения целей проводимых исследований. К таким методам, в частности, относятся:
* специально-юридический - заключается
в описании и анализе норм и правоотношений,
их объяснении, толковании и классификации; сравнительно-правовой - основывается
на сопоставлении правовых институтов,
принадлежащих правовым системам различных
стран;
*конкретно-социологический - включает
такие приемы, как личное наблюдение за
деятельностью бюджетных органов, проведение
социологических исследований; сравнительно-исторический - предполагает
историческое ретроспективное исследование,
направленное на выявление истоков сегодняшних
правовых проблем, выявление закономерностей
правовой эволюции тех или иных правовых
институтов, органов, видов налогов; метод живого познания - предполагает личное
участие исследователя в интересующих
его правоотношениях;
* системный, статистический методы, а
также анализ, синтез, аналогия,
обобщение, моделирование. Под библиографией науки
бюджетного права (или литературой науки,
как именовали этот элемент состава науки
российские авторы дореволюционного периода)
понимается совокупность научных трудов
и специальной литературы по проблемам
бюджетного и финансового права.
Субъекты бюджетных правоотношений делят на три группы:
1) государство, национально-
2) представительные и
3) государственные и
Не являются субъектами бюджетного права - негосударственные организации и граждане
Особенность бюджетных правоотношений - длятся не более года, срок действия бюджета.
Согласно ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» бюджетным устройством является - организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Ст. 6 БК РФ.
Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Россия - федеративное государство, отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов.
Структура бюджетной системы РФ
Исходя из особенностей государственного
и административно-
1) федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
2) бюджеты субъектов РФ и
3) местные бюджеты
Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ в целом. Бюджеты действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования.
Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение.
Федеральный бюджет, его место в бюджетной системе
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленными уставами муниципальных образований (ст. 11 БК РФ).
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году.
В соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд (ст. 17 БК РФ).
Чрезвычайный бюджет. Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом- чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.
Информация о работе Бюджетное право РФ: понятие, методы, система, источники