Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 20:00, реферат
Горнозаводский комплекс включал в себя не только промышленные сооружения, своеобразные в архитектурном и техническом плане, придававшие индустриальный облик ландшафту Уральского региона, но и особую социальную среду, состоящую из горнозаводского населения, инженерно-технического и административно-управленческого персонала завода, заводовладельцев.
Задача: определить особенности уральской промышленной культуры в условиях модернизационного трансформирования, рассмотреть её в общем контексте российского и мирового экономического развития, представить видных организаторов горнозаводского производства, уральских изобретателей, инженеров, металлургов, уловить историко-психологические черты облика и культурные традиции различных социальных слоёв горнозаводского Урала, выявить вклад горнозаводской промышленности в экономику и культуру России.
Введение……………………………………………………………….3
Особенности индустриальной культуры………………4
Основные тенденции развития горнозаводской промышленности Урала в контексте модернизации металлургии России и Запада……………………………………………….4
Особенности доменного производства уральских заводов……………………………………………………………………………………5
Технический прогресс в производстве железа……………5
Энергетическая основа уральской промышленности….6
Создание паровой техники. «Природные механики» Черепановы………………………………………………………………………………6
Производство стали: основные центры, известные уральские мастера сталелитейного и оружейного дела………..7
Уральская золотопромышленность в условиях социально-экономической политики российского правительства…………………………………………………………………………..8
Миасские золотые промыслы……………………………………….8
Темпы добычи золота и платины, значение Урала в развитии золото- и платинопромышленности России………..9
Причины технико-экономического отставания уральской горнозаводской промышленности……………………10
Кризисные процессы в уральской промышленности и особенности её развития в 1870-1913гг……………………………….11
Акционирование горнозаводской промышленности…11
Роль иностранного капитала в развитии уральской промышленности. Мирохозяйственные связи горнозаводского Урала……………………………………………………….12
Монополизация Уральской промышленности……………12
Управление горнозаводской промышленностью и промышленная политика правительства……………13
Горнозаводское законодательство и формирование организационных основ промышленности в первой половине 19в………………………………………………………………………13
Горнозаводский округ и окружная система……………..13
Патернализм и уральские заводчики………………………..14
Планы переустройства горнозаводской промышленности в конце 19-начале20вв. Экспедиция Д.И. Менделеева…………………………………………………………15
Мастеровые и заводовладельцы……………………………15
Горнозаводское население и горнозаводские рабочие: формирование и численность сословной группы……………..15
Облик заводского посёлка………………………………………….16
Земельные наделы и землепользование землёй……..17
Жилище, одежда, питание мастеровых……………………..18
Семья и семейный быт………………………………………………..19
Уральские заводовладельцы………………………………………19
Традиции художественной культуры горнозаводской промышленности……………………20
Златоустовская гравюра на стали…………………………….20
Художественное литьё из чугуна……………………………..21
Камнерезное искусство…………………………………………….22
Заключение………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………
Содержание:
Горнозаводский комплекс включал
в себя не только промышленные сооружения,
своеобразные в архитектурном и техническом
плане, придававшие индустриальный облик
ландшафту Уральского региона, но и особую
социальную среду, состоящую из горнозаводского
населения, инженерно-технического и административно-
Задача: определить особенности
уральской промышленной
В первой половине 19 века Урал оставался крупнейшим производителем металла в России. В этот период в крае существовало более 200 горных заводов, основная часть которых возникла ещё в 18в. Лишь три десятка предприятий появилось в первой половине 19 века. Эти данные говорят о том, что в новый век уральская промышленность вошла на технико-экономической основе доиндустриального времени. Часть заводов к середине века была закрыта. Перед отменой крепостного права уральская горнозаводская промышленность насчитывала 154 завода, среди которых 24 являлись казёнными, остальные-частными .
Наиболее «заводской» оставалась Пермская губерния: на её долю приходилось 115 предприятий. Основным видом их продукции был «сырой » металл: Чугун, железо, медь.
Когда и каким образом происходило техническое переоснащение горнозаводской отрасли на Урале, включалась ли она в процесс промышленной революции, охватившей европейские страны?
В самом начале 19в. Россия, как и в предыдущем столетии, занимала первое место в мире по производству чёрных металлов. При этом на долю Урала приходилось 4/5 от общероссийского выпуска. Но в течении первой половины нового столетия позиции страны в этой сфере были существенно ослаблены. К середине 19 века Россия на международном рынке металла оказалась отодвинутой на 8-ое место. К середине столетия Россия производила до 18 млн, Англия же увеличила выплавку до 240 млн пуд. Главная причина столь впечатляющего контраста в том, что английская тяжёлая промышленность вступила в ту пору в стадию промышленной революции. Основа лидерства: техническое перевооружение всего процесса металлургического производства и расширение внутреннего рынка металлов. Резко снизилась потребность в уральском(российском) металле на международном рынке по сравнению с 18в. Металлургическая промышленность европейских государств приобрела буржуазный характер не только в области технического оснащения, но и в системе организации труда, управления, в социально-культурной сфере. Иные по свой социальной природе процессы преобладали в уральской(российской) металлургии. Как в 18в. так и в первой половине 19в.она оставалась оснащённой техникой мануфактурного типа, держалась на использовании принудительного труда, была организована подобно помещичьим хозяйствам по вотчинному принципу. Последний лёг в основу так называемой горноокружной системы организации горнозаводской промышленности. Этим и отличался уральский промышленный регион от районов промышленного развития Англии, других европейских стран и даже центральных промышленных областей России, где ещё в дореформенное время стали использовать наёмный, а не крепостной труд.
В течение 19в. и особенно в процессе технических нововведений в конце 19в. горнозаводская промышленность постепенно модернизировалась. Однако полностью изжить остатки прежних, традиционных основ хозяйственной, промышленной жизни горнозаводского Урала не удалось. Трудный процесс вживания Урала в индустриализацию металлургии наглядно демонстрируется резким падением всех видов производства и сокращением рабочих на заводах, происшедшими сразу после реформы 1861г. число рабочих с 1861 по 1865гг. уменьшилось на 76%, выплавка чугуна упала с 14,8млн пуд. В 1860г. до 10,7млн в 1862г. К 1867г. производство чугуна увеличилось всего до 12,3млн пуд.
В конце19-начале20вв. доля уральского металла в общероссийском производстве резко снизилась, хотя темпы развития металлургии Ураластали нарастать.
Производство основных видов продукции горных заводов, чугуна и железа, в 19-начале20вв. представляла собой многоэтапный процесс. Он требовал создания сложных технических сооружений, применения особых технологий(для получения металла), разветвлённой инфраструктуры.
Уральские домны(шахтная печь для выплавки чугуна) ещё в 18в. славились своей производительностью , превосходя подобные печи в Европе. Это достигалось за счёт их больших размеров и оптимальной конфигурации. В первой половине 19в. высота и объём домен на Урале продолжали расти. В конце18в. самой высокой считалась Невьянская домна, имевшая высоту 13,5м. В первой половине 19в. высота уральских домен достигла 15м. Уральские домны работали на древесном угле.
Кроме изменения формы и объёма домен, на уральских заводах существовали и другие способы увеличения их производительности. Важнейшим нововведением стало внедрение цилиндрических воздуховодов. Они появились ещё в 90-х гг. 18в., а в первом десятилетии 19в. две трети заводов были обеспечены этой технической новинкой, позволившей удвоить их производство и сократить расход топлива.
На Урале горячее дутьё долгое время не выходило за пределы эксперимента. Причины крылись в отсутствии качественных огнеупорных материалов для строительства такого рода домен, а так же в научном предубеждении , что горячее дутьё отрицательно сказывается на качестве чугуна , что впоследствии не подтвердилось.
Только во второй пол.19в. горячее дутьё приобрело промышленные масштабы на уральских заводах: к 1900г. на него перешло 83% домен.
Михаил Александрович Павлов (1863-1958). В80-90-х гг. 19в. он, работая на горных заводах Вятского округа, одним из первых стал применять горячее дутьё в доменных печах. Кроме того, М.А. Павловым была установлена зависимость качества чугуна от температуры дутья, предложены способы экономии горючего материала в этом процессе. Однако достичь тех темпов развития металлургии, которые демонстрировала Англия, уральским заводам не удалось.
Технология получения железа в 19в. предполагала специальную переработку чугуна. Этот процесс получил название передельного производства. В первой половине 19в. основой соперник России в области металлургии – Англия осуществила технический переворот в производстве железа. На смену старому, так называемому кричному производству железа пришел новый способ – пудлингование(использовании в передельном производстве нагрева чугуна потоком горячих газов и непрерывного перемешивания расплавленной массы в специальных ёмкостях, что ускоряло процесс рафинирования чугуна и обеспечивало высокое качество получаемого железа).
На Урале в это время осуществлялись лишь первые опыты применения новой технологии(например, на Пожеском, Нижнетагильском, Камско-Воткинском заводах). Только с середины 19в. здесь началось внедрения пудлингования. К 1860г. уральские заводы имели более 300 пудлинговых печей. Хотя кричных горнов и оставалось ещё довольно много выпуск железа, произведённого пудлинговым способом, в это время начинал преобладать, составив 50,3% общего объёма его производства. Внедрение пудлингования в уральской промышленности принято рассматривать как признак начавшегося технического переворота. Но технический прогресс на Урале был длительное время заторможен сосуществованием старого и нового способов получения железа.
Опытные исследования и внедрение бессемерования на Урале осуществляли горные инженеры Н.В.Воронцов, А.А.Иосса, В.Е.Грум-Гржимайло. Последний разрабатывал и проект мартеновской печи.
Предприятия мануфактурного типа, к каким относились уральские заводы в 18в., работали на гидравлических системах. Используя силу падающей воды, те производили гидравлическую энергию приводили в действие различные заводские установки, связанные с производством металла.
В первой половине 19в. энергетическую основу промышленности продолжали составлять гидравлические системы. Нововведения были связаны с заменой водяного колеса, выполняющего роль двигателя, на гидравлическую турбину. Однако мощности и первого, и второго рода двигателей составляли сравнительно небольшие величины. Поэтому сила дутья в доменном и передельном производствах была слабой, движение станков медленным. Гидравлические системы являлись техникой доиндустриального времени. Технической основой индустриальной эпохи стали паровые двигатели.
В России в 1763 г. Иван Иванович Ползунов разработал проект первого в мире парового универсального двигателя непрерывного действия.
Промышленное применение паровых двигателей на уральских предприятиях началось в конце 18-начале 19вв. Первые паровые установки использовались чащи всего для откачки воды из шахт и рудников и подъёма руды. В 1803г. известный уральский механик Л.Ф. Сабакин сконструировал и применил паровую машину для откачки воды из затопленной шахты на Березовских золотых промыслах. Впоследствии паровые машины стали использоваться для приведения в действие различных станков. Одну из изготовил в 1815г. техник А. Вяткин на Верх-Исетском заводе.
Особую роль в создании новой паровой техники на Урале сыграли отец и сын Черепановы – Ефим Алексеевич(1774-1842) и Мирон Ефимович(1803-1849). Будучи выходцами из крепостных мастеровых Выйского завода Демидовых, они на основе самообразования и опыта практической работы в заводском производстве достигли высокого уровня инженерных знаний и мастерства в области технического изобретательства.
Первые паровые машины были внедрены Е.А. Черепановым в 1820г. Позднее, работая на Нижнетагильском заводе, он разработал и соорудил мощные паровые машины до 30,40 и 60 л.с.
Несмотря на явные достижения в области создания паровой техники, в первой половине 19в. не произошло её широкого внедрения в производство. Отсутствие заинтересованности в интенсификации производства, косность мышления были тому причинами. Черепановым приходилось постоянно преодолевать сильнейшее сопротивление со стороны заводской администрации и даже самих Демидовых, не веривших в эффективность новейших технологий и опасавшихся больших затрат на их внедрение. Поэтому в ходу оставались традиционные механические приспособления мануфактурного типа.
В 1839г. Черепановыми были сооружена паровая машина, приводившая в действие воздуходувные мехи при медеплавильных печах Выйского завода.
Но самым крупным техническим достижением стало создание первых в России паровозов и рельсовой дороги. Это изобретение создавалось в практических целях – для перевозки руды. Только после смерти изобретателей администрация Нижнетагильских заводов дала согласие на сооружение чугунной рельсовой дороги длинной 3,3км, как и задумывали Черепановы. Систематические перевозки руды по ней началась с 1852г.
При попечительстве главного начальника уральских заводов В.А. Глинки в Екатеринбурге была построена механическая фабрика, которая производила сложные механизмы: паровые машины, гидротурбины и др. Здесь же проходили обучение многие уральские инженеры и техники. К 1860г. горнозаводская промышленность располагала уже 140 различными паровыми установками. Только к началу 20в. в энергосистеме заводского хозяйства паровая техника стала составлять около половины.