Картографические особенности школьного курса «социальная география россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей картографирования социальной сферы России и выявлении возможностей её использования на уроках географии.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Николаенков.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»

 

 

Естественно-географический факультет

Кафедра социально-экономической географии и природопользования

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

на тему: КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса очного отделения

специальность «География – Биология»

Николаенков Сергей Александрович

 

 

Научный руководитель:

степень, звание

д.г.н., проф. Потоцкая Т. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2013

 

Оглавление

..............

 

Введение

 

В науке и практике социальной и экономической жизни всё большее значение приобретают территориальные, пространственные аспекты. Усложнение функциональных связей в социально-экономических системах требует всё большей детализации и конкретизации и уточнения пространственной информации разного рода, и одновременно её научно обоснованного обобщения. В результате происходит повышение роли картографического метода в исследовании социально-экономических образований (Евтеев, 1999).

Экономика и  социальная сфера выступают в качестве объекта изучения в рамках школьного курса географии. В процессе изучения географии в школе большое значение придаётся на уроках работе с картографическим материалом, позволяющим более глубоко усвоить содержание учебной темы и пространственно отобразить изучаемые явления. В данной курсовой работе нами рассматриваются возможности использования оригинального картографического материала, характеризующего функционирование социальной сферы при изучении курса «Географии России». Можно предположить, что использование серии электронных социально-экономических карт на уроках географии будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся, а также позволит закрепить знания материала по ряду тем курса географии 9-го класса.

Следует отметить, что научные географические исследования по теме картографирования социальной сферы России в контексте преподавания данного раздела в школьном курсе достаточно редки. Кроме того, один из результатов данной курсовой работы – созданная нами серия карт по функционированию социальной сферы России может практически использоваться на уроках географии в школе в качестве наглядного пособия при изучения соответствующих тем курса 9-го класса «География России».

Таким образом, возможности практического использования полученных результатов в ходе проведённой нами работы и малое количество опубликованных научно-методических исследований по данной проблеме определяют актуальность исследования по теме «Картографические особенности школьного курса «Социальная география России»».

Объектом исследования данной работы являются школьный курс «Социальная география России».

Предметом исследования является процесс социально-экономического картографирования в рамках школьного курса «Социальной географии России».

Цель исследования заключается в изучении особенностей картографирования социальной сферы России и выявлении возможностей её использования на уроках географии.

В рамках реализации поставленной перед нами цели были определены и отображены в содержании курсовой работы следующие задачи:

1) Изучить теоретический материал по вопросу социально-экономического картографирования;

  1. Рассмотреть историю становления социально-экономической картографии;
  2. Охарактеризовать источники информации для составления социально-экономических карт;
  3. Проанализировать особенности проектирования и составления социальных и экономических карт;
  4. Рассмотреть способы картографирования, использующиеся в социально-экономической географии;
  5. Изучить методику создания серии карт, характеризующих социальную сферу России, и выявить возможности её практического использования в школьном курсе географии.

В ходе написания курсовой работы использовались теоретические методы работы, такие как анализ картографической, методической, статистической и географической литературы, сравнительно-сопоставительный, картографический метод. В качестве источника информации широко использовались ресурсы Internet.

В ходе работы при разработке картографического  обеспечения школьного курса «Социальная география России» использовались компьютерные технологии в рамках работы с графическим редактором CorelDRAW Graphics Suite X4. Информационной базой для составления картосхем послужили статистические материалы, полученные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ и обработанные с использованием программы Microsoft Office Excel 2007. 

Цель исследования и поставленные задачи определили структуру работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений, включающих в себя созданную нами серию социально-географических карт по территории России (представленных на электронном носителе).

 

Глава I. Теоретические основы социально-экономического картографирования

 

1.1. История становления социально-экономической картографии

Развитие социально-экономической  картографии во все времена тесно  было тесно связано и определялось изменениями в социально-политическом и хозяйственном укладе общества и жизни людей. Хотя первые картографические изображения можно отнести к числу общегеографических, на каждом из них всегда присутствовали определенные элементы хозяйственной жизни.

С развитием  классового общества и переходом  к земледелию, ремеслам, возникновением горного дела и торговли начинается создание карт, обеспечивающих нужды этих отраслей хозяйства. В Древней Греции получило развитие картографирование торговых путей. К 5 в. до н.э. относятся первые упоминания об использовании географических карт в качестве учебных пособий (Жуков, 2012). Большое развитие специальное картографирование получило в Древнем Риме. Создавались дорожных карты на основе измерений расстояний, отмеченных на основных дорогах через каждую милю каменными столбами.

Подъем в  европейской картографии начался  с XIII века в эпоху Возрождения, когда стали создаваться многочисленные карты дорог и торговых путей, землевладений, планы городов. Особое развитие получили морские карты – портоланы. Значительный толчок развитию картографии в Европе и во всем мире дали Великие географические открытия. Они привели к необходимости создания точных карт всей земной поверхности, обеспечивающих нужды мореплавания, торговли и колонизации новых земель (Картоведенье и история картографии, 2012).

Во многих странах  Европы, особенно в Италии, Германии и позже в Нидерландах, появились частные коммерческие картографические компании, издававшие различные карты, атласы, географические монографии и энциклопедии, содержащие справочные и иные карты. Среди карт с социально-экономическим содержанием выделяется карта Италии (1440), показывающая направления и расстояния главных дорог страны, крупномасштабные карты Падуи и Венеции. Во второй половине XVI в. выходят первые специальные и отраслевые атласы, включая: атлас "Города земного мира", отобразивший основные городские поселения Европы; изданный в Антверпене дорожный атлас, отобразивший транспортную сеть стран Европы (Жуков, 2012).

В Новое время  продолжали совершенствоваться дорожные и морские карты, стали создаваться карты новой тематики, обслуживающие изучение и использование минеральных, земельных и других природных ресурсов. Создаваемые в это топографические карты использовались в основном для военных целей, поэтому социально-экономическая характеристика местности на них была очень скупой.

С начала XIX века рост потребностей в картах для нужд хозяйства вызвал широкое использование топографических карт для различных гражданских целей, а также создание специальных карт, обеспечивающих нужды земельного кадастра, инженерных изысканий, проектирования и строительства промышленных и горнорудных объектов, железных и шоссейных дорог, каналов и мелиорационных систем и т.д. (Фокина, 2005).

В США активно  развивается проектирование карт геологической  и горнорудной тематики. Создаются специальные государственные организации, занимающиеся составлением специальных экономических карт.

К середине XIX века были заложены научные основы тематической картографии, в том числе и экономического картографирования. Совершенствовались способы картографирования, разрабатывались новые сюжеты экономических карт. Датчанин Нильс Равн впервые использовал псевдоизолинии для картографирования плотности населения, француз Минар расширил рамки картографирования транспорта, создав первые карты грузопотоков и грузооборотов портов (Картавцева, 2010).

В течение XX века происходит создание ряда комплексных региональных атласов, содержащих социально-экономические карты. Отмечается прогресс в области отраслевого социально-экономического картографирования, прежде всего сельскохозяйственного картографирования, карт земельного кадастра и использования земель, создаваемых при использовании данных дистанционного зондирования и средств автоматизации на основе ГИС, картографирования промышленности и других отраслей хозяйства, создания карт и атласов населения.

Первые картографические изображения были созданы народами, заселявшими территорию России, еще за несколько тысячелетий до н.э. Но настоящие карты, содержащие социально-экономические элементы содержания, появились лишь в XV веке. Расцвет отечественной картографии начался при Иване Грозном была осуществлена картографическая опись владений с подробной классификацией земельных угодий (Фокина, 2005). В это время были составлены чертежи и планы, которые по названию и содержанию можно считать первыми социально-экономическими картами.

Начало тематическому  картографированию населения практически  положила карта размещения народностей  в Сибири и прилегающих территориях (1672 год), где характеризовались ареалы размещения и землепользование основных народностей. Подробная классификация населенных пунктов с указанием числа дворов, характеристика занятий и промыслов населения отличает созданные в конце XVII в. картографические произведения С.У. Ремезовым (Жуков, 2012).

С середины XVIII века в связи с развитием горнозаводского дела на Урале и в Сибири началось массовое создание специальных карт заводов и рудников, положившее начало современной горной картографии. Кириловым И.К. была разработана программа "Атласа Всероссийской Империи". В состав этого атласа должны были входить экономические и исторические карты, отображающие географические провинции, размещение народностей, города и дорожную сеть.

Первые изданные экономические карты в России появились в 40-х гг. XIX века. К их числу принадлежит опубликованная в 1842 г. "Карта промышленности Европейской России". В середине XIX века стали появляться первые общеэкономические карты отдельных губерний. В начале XX века была издана первая в мире синтетическая общеэкономическая "Торгово-промышленная карта Европейской России" В.П. Семенова-Тян-Шанского, намного опередившая аналогичные зарубежные издания (Жуков, 2012).

В 1920-1921 гг. началось создание новых советских учебных  атласов страны и мира. Среди довоенных  учебных экономических карт отметим  многолистную Экономическую карту  Европейской части СССР и стенную Мировую экономическую карту. Стали появляться региональные общеэкономические карты. Итог довоенной картографии подвел двухтомный "Большой советский атлас мира" с широким спектром экономических карт (Баранский, 1956).

Особенно показательным было развитие регионального комплексного картографирования. Были созданы многочисленные научно-справочные, учебно-краеведческие и научно-популярные атласы областей, краев и республик страны. Они не только отразили расширение тематического разнообразия карт, обогащение способов их оформления и совершенствование методики создания, но самое главное – ознаменовали становление картографирования социальной сферы, рождение социально-экономической картографии.

В послевоенные годы продолжилось развитие учебной картографии, благодаря чему начальная и средняя школа была хорошо обеспечены учебными картографическими пособиями, характеризующими природу, население и хозяйство страны и мира. В их число вошли многочисленные издания "Географического атласа для учителей средней школы" (с 1954 г.), географических атласов для учеников, стенных социально-экономических карт.

 

 

1.2. Источники информации для  составления 

социально-экономических карт

Существуют  два основных метода сбора данных для социально-экономического картографирования: экспедиционный и камеральный. Экспедиционный метод включает инструментальные съемки объектов картографирования на местности и полевой сбор статистических и иных данных. Камеральные материалы создают основу информационного обеспечения социально-экономического картографирования. Наибольшее применение при создании социально-экономических карт находят материалы ранее проведенных картографических работ и материалы статистических обследований (Евтеев, 1999). Реже привлекаются данные мониторинговых сетей наблюдения, материалы аэрокосмических съемок и литературные источники.

Соотношения между  разными источниками, их роль в картографическом обеспечении зависят от тематики и целевой направленности создаваемых  картографических произведений. Анализ и оценка источников позволяют выбрать из имеющихся материалов наилучшие, а также уточнить содержание, генерализацию и способы изображения составляемой карты.

Информация о работе Картографические особенности школьного курса «социальная география россии