Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 17:00, реферат
Народы Северного Кавказа - представители коренных народов данного региона, наиболее сложного в этническом, религиозном и языковом отношении. Общая численность населения – 14,8 млн. чел. Cеверокавказское этническое население принадлежит в основном к северокавказской расе европеоидного типа. Лингвисты выделяют, такие языковые семьи, как индоевропейскую, афрозийскую (семитскую), алтайскую (тюркскую), уральскую (финно-угорскую), северокавказскую, дравидийскую, нигеро-кордофанскую, сино-тибетскую и другие. Используя лингвистическую характеристику можно дать следующую этническую картину Северного Кавказа. Этносы Северного Кавказа в своем большинстве относятся к трем языковым семьям: индоевропейской, северокавказской и тюркской.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Материальная культура осетин………………………………………….5
2 Духовная культура осетин……………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Материальная культура осетин………………………………………….5
2 Духовная культура осетин……………………………………………...10
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Северный Кавказ — территория, включающая Предкавказье, северную часть склона Большого Кавказского хребта (исключая его восточную часть, относящуюся к Азербайджану), западную часть южного склона до реки Псоу (по которой проходит граница между Россией и Грузией).
На территории Северного Кавказа находятся субъекты Российской Федерации: Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область(южные районы), Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чеченская республика.
Народы Северного Кавказа - представители коренных народов данного региона, наиболее сложного в этническом, религиозном и языковом отношении. Общая численность населения – 14,8 млн. чел. Cеверокавказское этническое население принадлежит в основном к северокавказской расе европеоидного типа. Лингвисты выделяют, такие языковые семьи, как индоевропейскую, афрозийскую (семитскую), алтайскую (тюркскую), уральскую (финно-угорскую), северокавказскую, дравидийскую, нигеро-кордофанскую, сино-тибетскую и другие. Используя лингвистическую характеристику можно дать следующую этническую картину Северного Кавказа. Этносы Северного Кавказа в своем большинстве относятся к трем языковым семьям: индоевропейской, северокавказской и тюркской.
Западная часть Кавказского хребта — это историческая родина черкесов (другое название — адыги), группы родственных народов, говорящих на адыгском языке. Они проживают на территории Адыгеи, самой западной северокавказской республики, со всех сторон, как остров, окруженной Краснодарским краем. Восточнее Адыгеи — на территории Карачаево-Черкесской Республики проживают черкесы, восточная часть адыгейского этноса, а еще дальше — кабардинцы, также родственный адыгам народ. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы говорят на языках, принадлежащих одной и той же языковой семье: абхазо-адыгской.
Южнее черкесов и кабардинцев проживают два близких тюркоязычных народа: карачаевцы и балкарцы. Этнически карачаевцы составляют единый народ с балкарцами, разделенный чисто административно: первые вместе с этнически неблизкими им черкесами образуют Карачаево-Черкесию, вторые с кабардинцами — Кабардино-Балкарскую Республику. Причины такого причудливого административного деления неясны. Как и черкесы, эти народы когда-то исповедовали христианство, но, выпав из круга византийского влияния, приняли ислам.
Восточнее Кабардино-Балкарии расположена Осетия. Древнее христианское царство осетин (народ иранского происхождения) — Алания — было одним из крупнейших христианских государств Кавказа. Осетины и теперь остаются единственным северокавказским народом, сохранившим православное вероисповедание. К моменту общей исламизации осетины успели достаточно укрепиться в вере, чтобы противостоять внешнему натиску и конъюнктуре, в то время как прочие народы, не изжив до конца языческих верований, по сути, так и не став до конца христианами, обратились в ислам.
Еще восточнее проживают два родственных народа: ингуши и чеченцы. Только в начале 90-х годов ХХ века эти два народа образовали две отдельные республики на месте когда-то единой Чечено-Ингушской АССР. Подавляющее большинство ингушей и чеченцев — мусульмане.
От восточной границы современной Чечни до Каспийского моря расположен Дагестан, на территории которого проживают более десяти национальностей, из них к чеченцам ближе всего народности, входящие в так называемую нахско-дагестанскую языковую семью: аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, табасаранцы и агулы. Все эти народы проживают в горных районах. На каспийском побережье Дагестана расположились тюркоязычные кумыки, а на северо-востоке — также тюркоязычные ногайцы. Все эти народы исповедуют ислам.
1 Материальная культура осетин
Осетины являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Общая численность осетин в настоящее время составляет около 700 000 человек в мире. Географические условия территории, занимаемой осетинами, во многом определили своеобразие исторического развития этого народа, особенности его хозяйства, быта и культуры.
Вид и тип постройки для жилья осетин, как и у многих других народов, определяется местом расположения, климатическими условиями и многими другими факторами, такими, как наличие строительного материала, рельефом местности. В зависимости от этого, осетин разделяют на горные и равнинные селения. Конечно, в плане изучения древних традиций и культуры осетин, высокую ценность представляют горные постройки, но с приходом цивилизации и поднятием занавеса отчужденности от других народов, осетины стали массово переселяться на равнинные местности.
Сегодня в горах Осетии еще сохранились древние башни, которые разделялись на несколько типов: жилые, оборонительные и наблюдательные. Они, как правило, состоят из трех – семи уровней. Отличительной особенностью осетинских башен является ровная, как бы обрубленная крыша, от чего башня кажется незаконченной. Возможно, в этом была хитрость, если враги видели такую башню, то считали ее нерабочей, смело подходили впритык, и получали достойный отпор.
Постройки именно жилого назначения представляли собой каменные сооружения, как правило, состоящие из одной камеры (комнаты), к которой примыкала кладовая и редко комната для супружеских пар. Такие постройки чаще всего строили бедные крестьяне, которым попросту не разрешалось строить больше одного скромного жилища, от этого и главную камеру всегда старались сделать побольше, чтобы в будущем разделить ее на два или больше помещений, но чтоб это было не заметно снаружи.
Важнейшей деталью интерьера дома был очаг с неугасающим огнем и опускающейся над ним цепью, эта конструкция была величайшей святыней. Девушки, выходя замуж, просили благословения у очага, в новом доме невесту обводили вокруг очага, приобщая ее к дому и новой семье. Очажную цепь хранили и оберегали, как великую ценность, украсть, или выбросить из дому эту цепь считалось страшным оскорблением всего рода и вызывало буквально кровную вражду и незамедлительную месть. Даже переселяясь в другой дом, семья обязательно забирала свою цепь.
Также дом обязательно делился на две половины: правая – мужская, левая – женская. Еще одним особо почитаемым местом в доме считалась кладовая, скорее потому, что там хранились все пищевые запасы (зерно, сыр, топленое масло, пиво, мясо и многое другое). Примечательно, что всеми запасами распоряжалась старшая женщина в доме, мужчинам вход в кладовую был воспрещен, а другим женщинам можно было входить туда только с разрешения старшей.
Человек, не имеющий своего жилья, не построивший его, считался ленивым, неудачником, его называли оскорбительными кличками и всячески унижали его, найти жену такому человеку не представлялось возможным. А в благополучных семьях, с женитьбой сына, к дому пристраивалось еще одно помещение – спальня молодых и таким образом, дом мог разрастаться в разные стороны с периодической пристройкой новых помещений. [4]
Вся одежда осетин, как женская, так и мужская, издавна изготавливалась исключительно женщинами впрочем, как и все домашние дела. Национальная одежда осетинских мужчин представляет собой нательное белье, на которое сверху надеваются шаровары, черкеска, бешмет, папаха, обувь (также самодельная), и при соответствующем сезоне, шуба, бурка и башлык.
Черкеска шилась из ткани разных цветов, она могла быть белой, серой, коричневой, черной или даже красной. Также высоко ценились черкески из козьего пуха, а в некоторых ущельях Алании ее изготовляли из верблюжьей шерсти. Бешмет – это самый древний и главный элемент национальной одежды осетин, по бокам бешмета и на левой стороне груди делали карманы. Популярной верхней одеждой осетин была бурка – это накидка с большим воротником и широкими плечами, длиною до пят. Некоторые осетины не расставались с буркой весь год, ведь она служила защитой он снега, дождя и холода, а также прекрасно защищала от жары. Женские и мужские верхние платья идентичны от внешнего вида до способа ношения.
Большим разнообразием славятся головные уборы осетин: войлочные шляпы и башлык. Национальную культуру отображают и в обуви осетин, ее плели из лозы и изготавливали из других материалов, а в девятнадцатом веке обеспеченные осетины стали носить галоши.
Вообще, национальная одежда осетин во многом схожа с костюмами Кавказских народов, это объясняется близостью расположения селений и климатическими условиями. Конечно, сегодня даже в дальних горных селениях, осетины осовременились и носят вполне обычную одежду: шапки, кепки, фуражки, из верхней одежды – пальто, стеганые куртки и другие разновидности одежды. [3]
Не смотря на общую технологическую и экономическую развитость современной Осетии, сами осетины сумели сохранить довольно строгий патриархальный уклад жизни, в котором до сих пор придерживаются традиций и обычаев своих предков. Традиционное застолье у осетин никогда не было местом исключительно принятия пищи и общения, это всегда намного больше в духовном плане. Чаще всего осетины молятся за столом, от этого и само место приема пищи считается святым, и относятся к нему с большим уважением.
Существует немало осетинских блюд, приготовленных самыми разными способами. Так, осетины очень любят и часто готовят мясо в казане, это блюдо доводят до готовности на открытом огне. К нему положено подавать бесподобный соус, приготовленный на сметане. Он имеет весьма острый и пряный вкус.
Широко применяется в традиционной кухне Осетии домашняя баранина либо говядина. Когда аланы стали оседлыми кавказцами, они развели домашний скот и птицу. Современные осетины успешно продолжают эту славную традицию предков. Прошли века, но жители Осетии всё так же варят неразделанные туши и режут мясо огромными кусками. Мясо длительно выдерживают на огне, добавляя к нему пряные травы и всевозможные приправы.
Второе блюдо, которое по сложившейся народной традиции должно присутствовать на столе, - это осетинские пироги с самыми разными мясными начинками. Осетинские пироги - визитная карточка национальной кухни. Знаменитый по всей Осетии пирог Чъирите выпекают из пшеничной муки. Начиняют его бараниной, говядиной либо мясом домашней птицы. Не менее известны также осетинские чуреки, их готовят из смеси пшеничной и кукурузной муки. По традиции гостей угощают не менее чем тремя пирогами. Так осетины выражают своё уважение и расположение пришедшему к ним в дом. В тесто для пирогов не добавляют маргарин и яйца, и это одна из особенностей национальной кухни. Ещё с начала прошлого столетия тесто для мясных пирогов Фыдчин замешивалось лишь на пшеничной муке, сыворотке либо воде. Пресное тесто на сегодняшний день утратило свою популярность. Осетинские пироги начиняются не только мясом. С этой целью широко используются также и овощи: тыква, листья свеклы, картофель, капуста. Нередко в качестве начинки применяется традиционный осетинский сыр, который изготавливают в домашних условиях.
Как правило, у осетин скудное питание, в их рационе преобладают мясные и хлебные блюда. Народными осетинскими напитками по праву считаются ронг (хмельной напиток, приготовленный из меда), квас, арака (виски). Почти в каждом хозяйстве имеется домашний скот, поэтому осетины часто употребляют молоко. По всей России, и на Кавказе в частности, большую популярность имеет осетинское пиво. Этот хмельной напиток, произведённый в Осетии, обладает отменными вкусовыми свойствами. Среди местных жителей ходит легенда, что секрет его рецепта был раскрыт осетинам древним героем Нартовского Эпоса - Шатаном (Сатеником). [5]
Главными занятиями осетин издавна являлись земледелие на равнине и скотоводство в горах. Появление важнейших орудий сельского хозяйства у осетин относится к аланской эпохе, а в некоторых случаях и к более отдаленному периоду. Среди важнейших занятий осетин в прошлом внимания заслуживает охота, с которой связано не только появление огнестрельного оружия, но и изготовление пороха и свинца для пуль. На основании конструкции бойниц боевых башен можно полагать, что огнестрельное оружие применялось осетинами уже в шестнадцатом веке.
В хозяйстве осетин важное значение занимали домашние и кустарные промыслы. Наибольшее развитие получили те, которые обеспечивались местным сырьем. К ним относятся: производство сукна, приготовление сыра, масла, изготовление деревянных изделий, обработка шерсти.[1]
2 Духовная культура осетин
Осетинский язык относится к восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков, сохраняет генетическую преемственность с языком аланов и скифов. Распространен в Республике Северная Осетия — Алания и в Республике Южная Осетия. Число говорящих оценивается в 450—500 тыс. человек (в России 451 431 чел), из них в Северной Осетии — около 300—350 тыс. человек.
Современный осетинский язык сложился в результате смешения ираноязычного населения предгорий Северного Кавказа, ушедшего от нашествий татаро-монголов и Тамерлана в горы Центрального Кавказа. Осетинский язык сохраняет следы древних контактов с тюркскими, славянскими и финно-угорскими языками.
В современный осетинский алфавит входит 42 буквы, причём некоторые из них (ё, щ, ь, я и др.) встречаются только в заимствованиях из русского языка. [1]
Большинство верующих осетин считаются православными, принявшими христианство из Византии в период с IV-IX вв. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII—XVIII веках от кабардинцев. Некоторая часть осетин фактически являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни. [4]