Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:55, реферат
Демография в исследовании своего предмета — естественного воспроизводства населения — использует различные методы, основные из которых можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические. Объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди или события, но сгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий.
Введение…………………………………………………………….3
Характеристика общенаучных методов…………………………5
А) Методы эмпирического исследования………………………………5
Наблюдение;
Эксперимент;
Сравнение;
Описание;
Измерение.
Б) Общелогические методы и приемы анализа………………………..8
Анализ;
Абстрагирование;
Обобщение;
Идеализация;
Индукция;
Аналогия;
Моделирование;
Системный подход;
Структурный метод;
Картографический метод;
Демографические методы.
Заключение……………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «Демография»
на тему: «Основные методы демографии. Их особенности»
по специальности М-12, «Менеджмент»
Выполнила:
Кузнецова А.А.
(ФИО)
Проверил:
доцент,
кандидат психологических наук
Пекалов Ю.В.
(ФИО, уч. степень, должность)
Хабаровск
Содержание
А) Методы эмпирического исследования………………………………5
Б) Общелогические методы и приемы анализа………………………..8
Введение
Демография в исследовании своего предмета — естественного воспроизводства населения — использует различные методы, основные из которых можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические. Объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди или события, но сгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий. Такие совокупности называются статистическими фактами. Демография стремится установить и измерить объективно существующие взаимосвязи между статистическими фактами, имеющими отношение к ее предмету, используя для этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного и факторного анализа. В демографии используются и другие статистические методы, в частности выборочный и индексный методы, метод средних величин, методы выравнивания, табличный и другие.
Процессы воспроизводства населения связаны между собой иногда простыми, иногда довольно сложными количественными соотношениями, что обуславливает применение многих математических методов для измерения одних демографических характеристик по данным о других характеристиках. Выше уже говорилось о том, что еще Граунт открыл возможность на основе данных о числе родившихся и умерших определить численность и возрастной состав населения. Это пример математической взаимосвязи между демографическими параметрами населения. Сегодня в демографии широко используются математические модели населения, с помощью которых на основе фрагментарных и неточных данных, полученных путем непосредственного наблюдения, можно получить достаточно полное и достоверное представление об истинном состоянии воспроизводства населения. В некоторых случаях с помощью математических моделей можно получить более достоверные данные, чем с помощью непосредственного статистического учета. Кстати, к разряду математического моделирования в демографии относятся и уже упоминавшиеся в связи с именем Граунта вероятностные таблицы смертности, а также и демографические прогнозы, которые представляют собой один из видов математического моделирования.
Наконец, в последнюю четверть века (у нас в стране, а на Западе уже более полувека) в демографии все активнее используются социологические методы исследования так называемого демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей, семей, общественных групп.
Характеристика общенаучных методов
Как уже говорилось, наиболее общими, «верхним уровнем» методов являются философские - метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический и т. п. Что касается общенаучных методов и приемов, то тут нет общепринятой их классификации, она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня («снизу вверх»): эмпирический, теоретический и общелогический.
Методы эмпирического исследования
Наблюдение - целенаправленное изучение
предметов, опирающееся в основном на
данные органов чувств (ощущения, восприятия,
представления). В ходе наблюдения мы получаем
знание не только о внешних сторонах объекта
познания, но - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах
и отношениях.
Научное наблюдение носит
деятельный характер, оно может быть непосредственным
и опосредованным различными приборами
и техническими устройствами (микроскопом,
телескопом, фото – кинокамерой и др.).
Основные требования к научному
наблюдению: однозначность замысла; наличие
системы методов и приемов; объективность,
т.е. возможность контроля путем либо повторного
наблюдения, либо с помощью других методов
(например, эксперимента). Важным моментом
наблюдения является интерпретация его
результатов - расшифровка показаний приборов,
кривой на осциллографе, на электрокардиограмме
и т.п.
Особую трудность наблюдение
представляет в социально-гуманитарных
науках, где его результаты в большей мере
зависят от личности наблюдателя, его
жизненных установок и принципов его заинтересованного
отношения к изучаемому предмету.
В ходе наблюдения исследователь
всегда руководствуется определенной
идеей, концепцией или гипотезой. Он не
просто регистрирует любые факты, а сознательно
отбирает те из них, которые либо подтверждают,
либо опровергают его предположения. При
этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную,
т.е. наиболее представительную группу
фактов в их взаимосвязи. Интерпретация
наблюдения также всегда осуществляется
с помощью определенных теоретических
положений.
Эксперимент - активное и целенаправленное
вмешательство в протекание изучаемого
процесса, соответствующее изменение
объекта или его воспроизведение в специально
созданных и контролируемых условиях.
Таким образом, в эксперименте объект
или воспроизводится искусственно, или
ставится в заданные условия, отвечающие
целям исследования. В ходе эксперимента
изучаемый объект изолируется от побочных
влияний, затемняющих его сущность, и представляется
в «чистом виде». При этом конкретные условия
эксперимента не только задаются, но и
контролируются, модернизируются, многократно
воспроизводятся и изменяются.
Тем самым эксперимент осуществляется,
во-первых, как взаимодействие объектов,
протекающее по естественным законам,
во-вторых, как искусственное, человеком
организованное действие.
Всякий научный эксперимент
всегда направляется какой-либо идеей,
концепцией, гипотезой.
Основные особенности
эксперимента:
а) более активное (чем при наблюдении)
отношение к объекту, вплоть до его изменения
и преобразования;
б) многократная воспроизводимость
изучаемого объекта по желанию исследователя;
в) возможность обнаружения таких свойств
явлений, которые не наблюдаются в естественных
условиях.
г) возможность рассмотрения явления в
«чистом виде» путем изоляции его от усложняющих
и маскирующих его ход обстоятельств или
путем изменения, варьирования условий
эксперимента;
д) возможность контроля за «поведением»
объекта исследования и проверки результатов.
Основные стадии осуществления
эксперимента: планирование и построение
(его цель, тип, средства, методы проведения
и т. п.); контроль; интерпретация результатов.
Структура эксперимента:
а) экспериментаторы; б) объект эксперимента;
в) система приборов и другое научное оборудование;
г) методика проведения эксперимента;
д) гипотеза (идея), которая подлежит подтверждению
или опровержению.
По характеру объектов выделяют
физические, химические, биологические,
социальные и т.п. эксперименты.
Один из простых
типов научного эксперимента - качественный эксперимент,
имеющий целью установить наличие или
отсутствие предполагаемого гипотезой
или теорией явления. Более сложен количественный
эксперимент, выявляющий количественную
определенность какого-либо свойства
изучаемого явления.
Широкое распространение
в современной науке получил мысленный
эксперимент - система мыслительных процедур,
проводимых над идеализированными объектами.
Мысленный эксперимент - это теоретическая модель реальных
экспериментальных ситуаций. Здесь ученый
оперирует не реальными предметами и условиями
их существования, а их концептуальными
образами.
Сравнение - познавательная операция, выявляющая
сходство или различие объектов, но имеет
смысл только в совокупности однородных
предметов, образующих класс. Сравнение
предметов в классе осуществляется по
признакам, существенным для данного рассмотрения.
При этом предметы, сравниваемые по одному
признаку, могут быть несравнимы по другому.
Сравнение является
основой такого логического приема, как
аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического
метода. Его суть - выявление общего и особенного
в познании различных ступеней (периодов,
фаз) развития одного и того же явления
или разных сосуществующих явлений.
Описание - познавательная операция, состоящая
в фиксировании результатов опыта (наблюдения
или эксперимента) с помощью определенных
систем обозначения, принятых в науке
(схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы
и т. п.).
Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Следует еще раз подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.
Общелогические методы
и приемы исследования
Анализ - реальное или мысленное разделение
объекта на составные части, и синтез - их объединение в единое органическое
целое, а не в механический агрегат. Результат
синтеза - совершенно новое образование,
знание. Применяя эти приемы исследования,
следует иметь в виду, что, во-первых, анализ
не должен упускать качество предметов.
В каждой области знания есть свой предел
членения объекта, за которым мы переходим
в иной мир свойств и закономерностей
(атом, молекула и т. п.). Во-вторых, разновидностью
анализа является также разделение классов
(множеств) предметов на подклассы - их
классификация и периодизация. В-третьих,
анализ и синтез диалектически взаимосвязаны.
Но некоторые виды научной деятельности
являются по преимуществу аналитическими
(например, аналитическая химия) или синтетическими
(например, синергетика).
Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения
от ряда свойств и отношений изучаемого
явления с одновременным выделением интересующих
исследователя свойств (прежде всего существенных,
общих). В результате этого процесса получаются
различного рода «абстрактные предметы»,
которыми являются как отдельно взятые
понятия и категории («развитие», «противоречие»,
«мышление» и др.), так и их системы. Наиболее
развитыми из них являются математика,
логика, диалектика, философия.
Выяснение того, какие из
рассматриваемых свойств являются существенными,
а какие второстепенными - главный вопрос
абстрагирования. Этот вопрос в каждом
конкретном случае решается, прежде всего,
в зависимости от природы изучаемого предмета,
а также от конкретных задач исследования.
В ходе своего исторического
развития наука восходит от одного уровня
абстрактности к другому, более высокому.
Решающий шаг в сферу абстракции был сделан
тогда, когда люди освоили счет и тем самым
открыли путь, ведущий к математике и математическому
естествознанию.
Самым высоким уровнем абстракции
характеризуются философские категории.
Обобщение - процесс установления общих
свойств и признаков предметов. Тесно
связано с абстрагированием. Гносеологической
основой обобщения являются категории
общего и единичного.
Всеобщее (общее) - философская
категория, отражающая сходные, повторяющиеся
черты и признаки, которые принадлежат
нескольким единичным явлениям или всем
предметам данного класса. Необходимо
различать два вида общего: а) абстрактно-общее
как простая одинаковость, внешнее сходство,
поверхностное подобие ряда единичных
предметов (так называемый «абстрактно-общий
признак», например, наличие у всех людей
- в отличие от животных - ушной мочки).
Данный вид всеобщего, выделенного путем
сравнения, играет в познании важную, но
ограниченную роль; б) конкретно-общее
как закон существования и развития ряда
единичных явлений в их взаимодействии
в составе целого, как единство в многообразии.
Данный вид общего выражает внутреннюю,
глубинную, повторяющуюся у группы сходных
явлений основу - сущность в ее развитой
форме, т.е. закон.
Общее неотрывно
от единичного (отдельного) как своей противоположности,
а их единство - особенное. Единичное (индивидуальное,
отдельное) - философская категория, выражающая
специфику, своеобразие именно данного
явления (или группы явлений одного и того
же качества), его отличие от других. Она
тесно связана с категориями всеобщего
(общего) и особенного.
В соответствии с двумя видами
общего различают два вида научных обобщений:
выделение любых признаков (абстрактно-общее)
или существенных (конкретно-общее, закон).
По другому основанию можно выделить обобщения:
а) от отдельных фактов, событий к их выражению
в мыслях (индуктивное обобщение); б) от
одной мысли к другой, более общей мысли
(логическое обобщение). Мысленный переход
от более общего к менее общему есть процесс
ограничения. Обобщение не может быть
беспредельным. Его пределом являются
философские категории, которые не имеют
родового понятия и потому обобщить их
нельзя. Операция, противоположная обобщению,
- ограничение понятия, переход от рода
к виду.
Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты есть весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.
Идеализированный
объект, в конечном счете, выступает как
отражение реальных предметов и процессов.
Образовав с помощью идеализации о такого
рода объектах теоретические конструкты,
можно в дальнейшем оперировать с ними
в рассуждениях как с реально существующей
вещью и строить абстрактные схемы реальных
процессов, служащие для более глубокого
их понимания.
Теоретические утверждения,
как правило, непосредственно относятся
не к реальным, а к идеализированным объектам,
познавательная деятельность с которыми
позволяет устанавливать существенные
связи и закономерности, недоступные при
изучении реальных объектов, взятых во
всем многообразии их эмпирических свойств
и отношений.
В результате
идеализации образуется такая теоретическая
модель, в которой характеристики и стороны
познаваемого объекта не только отвлечены
от фактического эмпирического материала,
но и путем мысленного конструирования
выступают в более резко и полно выраженном
виде, чем в самой действительности.
Идеализированные объекты -
результат различных мыслительных экспериментов,
которые направлены на реализацию некоторого
нереализуемого в действительности случая.
В развитых научных теориях обычно рассматриваются
не отдельные идеализированные объекты
и их свойства, а целостные системы идеализированных
объектов и их структуры.
Информация о работе Основные методы демографии.Их особенности