Шпаргалка по дисциплине "География"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "География".

Вложенные файлы: 1 файл

География, госы.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

Политическая карта мира — тематическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира. Её называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражения все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества. В настоящее время на политической карте 230 стран. При таком огромном количестве возникает необходимость в их дифференциации, которую можно провести, провести на основании различных показателей. Все страны мира различаются: географическим положением; величиной территории; численностью и национальным составом населения; по форме правления; по государственному устройству; по уровню социально–экономического развития. Из 230 стран мира, 190 суверенные — политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Остальные — несамоуправляющиеся территории, такие как — колонии, протектораты, так называемые заморские департаменты. На протяжении XX века, число таковых резко сократилось и в настоящее время это небольшие островные владения в Карибском море и Океании.

По географическому положению выделяют: островные (Индонезия, Япония, Куба); материковые (Австралийский Союз, Канада, Китай); имеющие выход к морю (Норвегия, Республика Корея, Венесуэла); не имеющие выхода к морю (Монголия, Чад, Казахстан);

По величине территории: очень большие (Россия, Канада, Китай); большие; средние; небольшие; «микрогосударство» (Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино).

По численности: От крупнейших с населением более 100 млн. человек — до небольших, с численностью менее 1 млн.

По национальному составу населения: однонациональные (Япония), многонациональные (Россия, США, Китай).

По форме правления: монархии конституционные — Норвегия, Швеция, Великобритания; абсолютные — Япония, Саудовская Аравия теократические — Ватикан. республики президентские — Египет, Турция, Франция; парламентские — большинство стран Западной Европы.

 По государственному устройству: федеративные — Индия, Россия; унитарные — Венгрия, Франция.

По уровню социально — экономического развития: экономически развитые страны — Япония, ФРГ; развивающиеся — Индия, Мексика; страны с переходной экономикой — большинство постсоциалистических стран. Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

Типология стран мира Типология стран мира — одна из наиболее сложных методологических проблем. Решением её занимаются географы, экономисты, политологи, социологи и представители других наук. В.В. Вольский под типом страны понимал – объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующих её роль и место в Мировом сообществе на данном этапе Всемирной истории. В известном смысле типология стран – историческая категория. До начала 90-х годов все страны принято было делить на: социалистические, капиталистические и развивающиеся. В настоящее время для проведения деления взяты экономические показатели – валовой внутренний продукт (стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за год) и индекс человеческого развития (показатель уровня социально-экономического развития страны). Таким образом, все страны можно поделить: Экономически развитые страны «Большая семёрка» (ВВП на душу населения 20-30 тыс. долл.) — Япония, США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада; Страны Западной Европы; Страны переселенческого капитализма — Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Развивающиеся страны ключевые страны (обладают огромным потенциалом, но ВВП на душу населения 350 долл.) — Индия, Бразилия, Мексика. Страны Латинской Америки — Аргентина, Чили, Венесуэла. Новые индустриальные страны — «Азиатские тигры» — Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг. Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива (ВВП от 10 — 20 тыс. долл.) — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Ирак. Страны Африки, Азии, Латинской Америки, где ВВП составляет менее 1000 долл. В год на одного человека. Страны с ВВП от100 до 300 долларов в год. К этой группе в общей сложности относится 40 стран с численностью населения 600 млн. человек. Страны с переходной экономикой. По многим показателям сюда относятся бывшие социалистические страны. Вместе с тем выделяются и так называемые «новые индустриальные страны»: Сингапур, Тайвань и Республика Корея, а также НИС «второй волны» — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Их экономические показатели в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, но имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам. Между этими двумя сильно различающимися подгруппами находится основная, но очень разнообразная по своему составу группа развивающихся государств. С одной стороны, в нее входят: Индия, Бразилия, Мексика, имеющие высокий статус даже в мировой системе отсчета, а также богатые «страны-нефтеэкспортеры» (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ). С другой стороны — такие страны, как Ангола, Гана, Замбия, более низкие по уровню развития к группе «наименее развитых». Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

 

Международная экономическая интеграция – одно из наиболее ярких проявлений интернационализации хозяйственной жизни во второй половине XX в. Она может приобретать разные формы, достигать различных уровней зрелости, но воздействие ее на развитие мирохозяйственных связей все время возрастает, а количество интеграционных или «околоинтеграционных» группировок увеличивается.

В географической и экономической литературе существует много различных определений международной экономической интеграции. В качестве примера достаточно полного и четкого определения можно привести следующее: международная экономическая интеграция представляет собой качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни, основанный на взаимной адаптации и сближении экономик различных стран, на развитии глубоких и устойчивых взаимосвязей и разделении труда между национальными хозяйствами. Иными словами, международная экономическая интеграция – это тесное «сращивание» национальных хозяйств ряда стран.

Региональная экономическая интеграция развивается от простых форм к сложным, а именно: от зоны свободной торговли к таможенному союзу, затем к общему рынку и экономическому союзу. Рассмотрим подробнее каждую отмеченную форму.

Зона свободной торговли. Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле. Как правило, соглашения о создании зон свободной торговли предусматривают постепенную взаимную отмену пошлин и других ограничений между договаривающимися странами по торговле промышленными товарами. При этом либерализация внешнеторговой политики по отношению к сельскохозяйственным товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров. Кроме того, страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры.

В качестве примера успешно функционирующих зон свободной торговли можно привести следующие: Европейская ассоциация свободной торговли ЕFТА (Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960 г.; Европейская экономическая зона ЕЕА (страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994 г.; Балтийская зона свободной торговли (Латвия, Литва, Эстония), созданная в 1993 г.; Центральноевропейская зона свободной торговли (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша), действующая с 1992 г.; Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада), существующая с 1994 г.; Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН, заключенное в 1992 г.; Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей 1983 г. ANZCERTA и Бангкокское соглашение 1993 г. (Бангладеш, Индия, Республика Корея, Лаос, Шри-Ланка).

Таможенный союз. Этот этап интеграции характеризуется тем, что свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется едиными таможенным тарифом и внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам.

Можно сказать, что в рамках таможенного союза начинает формироваться общая внешнеторговая политика интегрирующихся стран по отношению к странам, не входящим в интеграционную группировку. Формирование такой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления.

Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией, 1963 г.; Арабский общий рынок АСМ (Египет, Сирия, Иордания, Ливия, Йемен, Мавритания, Ирак), 1964 г.; Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа), 1961 г.; Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором, Венесуэлой, 1992 г.; Организация восточнокарибских государств (Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины), 1991 г.

Общий рынок (единый рынок). Cоздание общего рынка означает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. Страны-участники начинают разрабатывать скоординированную, совместную политику развития отраслей и секторов экономики. Взаимодополнение и сращивание национальных экономик интегрирующихся стран позволяют на данном этапе начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых районов интеграционного объединения.

К общим рынкам относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ), 1981 г.; Андский общий рынок (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла), 1990 г.; Латиноамериканская интеграционная ассоциация LAIA (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла), 1960 г.; Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), 1992 г.; и Карибское сообщество и Карибский общий рынок CARICOM (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго), 1973 г.

Экономический и валютный союз. Развитие интеграционных процессов ведет к тому, что вышеуказанные формы интеграции постепенно дополняет проводимая государствами-участниками единая экономическая и валютно-финансовая политика, создается единая система межгосударственного регулирования региональных социально-экономических процессов. Правительства отдельных стран уступают все больше своих функций созданным межнациональным органам.

Данный уровень интеграции характеризуют: Европейский союз (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция), 1993 г.; Экономический союз – Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), 1948 г.; Содружество Независимых Государств СНГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан), 1991 г.; Союз арабского Магриба (Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания, Марокко), 1989 г.; Межстрановая инициатива (Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские Острова, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве), 1993 г.; Лагосский план действий (все страны Африки к югу от Сахары), 1973 г.; Союз реки Ману (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне), 1973 г.; Западноафриканский экономический и валютный союз (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того), 1994 г.

Договор о Евразийском экономическом союзе начал действовать с 1 января 2015 года. В состав ЕАЭС входят страны-основательницы Таможенного союза - Россия, Белоруссия и Казахстан, - а также Киргизия, которая присоединится к союзу в мае и Армения, которая станет частью ЕАЭС уже 2 января. 

Учреждение ЕАЭС предусматривает свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной экономической политики трех стран. Помимо этого, все страны перейдут к единому таможенному тарифу.

Бюджет Евразийского экономического союза будет формироваться в рублях за счет паевых взносов государств-членов ЕАЭС, размер будет утверждать высший совет, состоящий из президентов стран-участниц. Реализация договора потребует дополнительных бюджетных расходов, которые будут учтены в бюджете на 2015 год и на ближайшие три года.

Рабочим языком союза стал русский. Штаб-квартира Евразийской комиссии будет располагаться в Москве, суд ЕАЭС - в Минске, а финансовый регулятор - в Алма-Ате.

 

48. Глобальные экологические проблемы: география размещения, пути решения.

Экологическая проблема — одна из глобальных проблем современности. Она тесно связана с вопросами ресурсодефицитности. экологической безопасности и экологического кризиса. Одним из путей разрешения экологической проблемы является путь «устойчивого развития», предложенный в качестве основной альтернативы развития человеческой цивилизации.

Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, с которыми оно до этого не сталкивалось вовсе, или проблемы не были столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XX столетии на природу легла нагрузка, вызванная 4-кратным ростом численности населения и 18-кратным увеличением объема мирового производства. Ученые утверждают, что примерно с 1960-70-х гг. изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т.е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Среди них наиболее актуальны:

  • изменение климата Земли;
  • загрязнение воздушного бассейна;
  • разрушение озонового слоя;
  • истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
  • загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;
  • оскудение биологического разнообразия и др.

Нерациональное природопользование

В качестве примера деградации окружающей природной среды в результате нерационального природопользования можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью, и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, во время возникновения земледелия и скотоводства лесами было покрыто 62 млн км2 суши, ас учетом кустарников и перелесков — 75 млн км2, или 56% всей ее поверхности. В результате продолжающегося уже 10 тыс. лет сведения лесов их площадь сократилась до 40 млн км2, а средняя лесистость — до 30%. В наши дни сведение лесов продолжается все более быстрыми темпами: ежегодно уничтожается около 100тыс. км2. Лесные массивы исчезают по мере расширения запашки земли и пастбищ, роста заготовки древесины. Особенно угрожающее положение сложилось в зоне тропических лесов, прежде всего в таких странах, как Бразилия, Филиппины. Индонезия, Таиланд.

В результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн га плодородных земель. Главными причинами этого процесса являются растущая урбанизация, водная и ветровая эрозия, а также химическая (засорение тяжелыми металлами, химическими соединениями) и физическая (разрушение почвенного покрова при горных, строительных и других работах) деградация. Процесс деградации почв особенно интенсивно протекает на засушливых землях, которые занимают около 6 млн км2 и в наибольшей мере присущи Азии и Африке. В пределах засушливых земель расположены и главные районы опустынивания, где вследствие высоких темпов роста сельского населении перевыпас скота, сведение лесов и нерациональное орошаемое земледелие приводят к антропогенному опустыниванию (60 тыс. км2 ежегодно).

Загрязнение природной среды отходами

Другая причина деградации природной среды — загрязнение ее отходами производственной и непроизводственной деятельности человека. Эти отходы делятся на твердые, жидкие и газообразные.

Показательны следующие расчеты. В настоящее время на одного жителя Земли в среднем ежегодно добывается и выращивается около 20 т. сырья. При этом только из недр извлекается 50 км3 ископаемых пород (более 1000 млрд т), которые с использованием энергетической мощности в 2500 Вт и 800 т воды превращаются в 2 т конечного продукта, из которого 50% выбрасывается сразу, остальное идет в отложенные отходы.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "География"