Обсадная колонна как объект контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:58, реферат

Краткое описание

Эксплуатационная надежность и экологическая безопасность скважины как сложного инженерного сооружения во многом определяется техническим состоянием обсадных колонн, являющихся основным элементом крепи. Повреждения обсадных колонн являются причинами различных осложнений, предопределяют межколонные проявления и межпластовые перетоки, загрязнение недр, источников водоснабжения и окружающей среды, а при определенных условиях могут приводить к открытым фонтанам, грифонам и другим аварийным ситуациям.

Содержание

Введение. 1
1. Геофизические исследования для изучения технического состояния обсадных колонн и цементного камня (гис - техконтроль) 2
2. Обсадная колонна как объект контроля. 2
2.1. Основные виды дефектов обсадных колонн. 2
2.2. Геометрические размеры обсадных труб нефтяного сортамента. 2
2.3. Отклонения геометрических размеров обсадных труб от номинальных значений. 4
3. Основные задачи контроля технического состояния крепи скважин. 4
4. Методы и комплексы гис для изучения технического состояния обсаженных скважин. 4
4.1. Методы ГИС для изучения технического состояния обсадных колонн. 4
4.1.1. Обязательный комплекс ГИС для изучения технического состояния обсадных колонн. 5
4.1.2. Дополнительный комплекс ГИС для изучения технического состояния обсадных колонн. 5
4.2. Методы ГИС для изучения состояния цементного кольца в заколонном пространстве скважин. 5
4.2.1. Обязательный комплекс ГИС для изучения состояния цементного кольца. 6
4.2.2. Дополнительный комплекс ГИС для изучения состояния цементного кольца. 6
4.2.3. Методы ГИС для изучения путей миграции газа и движения жидкости в заколонном пространстве скважин. 6
5. Мониторинг технического состояния крепи скважин на подземных хранилищах газа. 6
6. Виды работ по контролю технического состояния скважин и приборное обеспечение гис.. 6

Вложенные файлы: 1 файл

Основные методы ГИС для контроля технического состояния обсадных колонн..docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Эксплуатационная надежность и экологическая безопасность скважины как сложного инженерного сооружения во многом определяется техническим состоянием обсадных колонн, являющихся основным элементом крепи. Повреждения обсадных колонн являются причинами различных осложнений, предопределяют межколонные проявления и межпластовые перетоки, загрязнение недр, источников водоснабжения и окружающей среды, а при определенных условиях могут приводить к открытым фонтанам, грифонам и другим аварийным ситуациям.

Скрытые дефекты труб часто образуются и в процессе проведения погрузочно-разгрузочных операций и транспортировки их на буровую. Последнее обуславливает необходимость проведения в ответственных случаях дефектоскопии обсадных труб до и после их спуска в скважину.

При эксплуатации скважин повреждения обсадных колонн могут происходить из-за механических напряжений, образующихся в разных частях обсадных труб при воздействии внутреннего давления при опрессовках, нагнетании в пласт жидкости и гидравлическом разрыве пласта из-за изменения теплового режима скважин, снижения пластового давления, разрушения призабойной зоны (при выносе песка и истощения пластов), усталостных явлений в материале труб и т.п.

На поздней стадии эксплуатации скважин часто имеют место коррозионные повреждения обсадных колонн (особенно при наличии углекислого газа и сероводорода в пластовом флюиде).

Таким образом, оказывается необходимым осуществлять мониторинг на протяжении всей "жизни" скважин как при строительстве, так и при их эксплуатации путем проведения комплексных геофизических исследований в следующей последовательности и направлениях:

снятие фоновой кривой - дефектограммы (дефектоскопия обсадной колонны), характеризующей наличие или отсутствие дефектов металлургического производства труб, т.е. получение дефектоскопического паспорта обсадной колонны;

профилеметрия обсадной колонны для определения ее первоначального проходного сечения и контроля правильности свинчивания из труб с разной толщиной стенок с помощью контактных - электромеханических и бесконтактных - электромагнитных профилемеров;

определение высоты подъема цемента и оценка состояния цементного кольца (снятие фоновой кривой) по двум границам: колонна - цементный камень - порода;

дефектоскопия обсадной колонны после ее опрессовки (в случае негерметичности - для определения мест негерметичности и характера повреждений обсадной колонны);

дефектоскопия и профилеметрия обсадной колонны после ее перфорации (для определения возможных деформаций обсадных труб и наличия трещин выше и ниже зоны прострела, а также для оценки степени опасности обводнения продукции скважин из-за несоответствия длин фактического и проектного интервалов перфорации);

профилеметрия обсадных колонн для определения механического износа на участках интенсивного искривления стволов скважин;

определение остаточной толщины изношенных обсадных труб и оценка их остаточной прочности;

дефектоскопия обсадных колонн для прогнозирования и предупреждения возникновения заколонных перетоков за счет сквозных проржавлений и других повреждений труб, образующихся при эксплуатации скважин (в зонах дефектов металлургического производства и иных дефектов, а также в зонах концентрации механических напряжений);

дефектоскопия и профилеметрия обсадной колонны перед проведением ремонтных работ, определение состояния цементного кольца (по двум границам: колонна - цементный камень - порода) и обнаружение заколонных перетоков флюида;

дефектоскопия и профилеметрия обсадных колонн перед забуриванием наклонных и горизонтальных стволов из старых скважин.

1. ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ  ОБСАДНЫХ КОЛОНН И ЦЕМЕНТНОГО  КАМНЯ (ГИС - ТЕХКОНТРОЛЬ)

Под техническим состоянием понимается совокупность свойств объекта, подверженных изменению в процессе эксплуатации, и характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на него, либо подлежащими определению с заданной периодичностью.

Контроль технического состояния крепи скважин (обсадных колонн и цементного камня) предусматривается "Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности", М., 1998 г. (пункты 2.6.1-2.6.4; 4.3.17) и "Правилами геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых, скважинах", М., 1999 г. (пункты 7.4; 9.1, 9.4; 10.3; 14.3; 14.7; 15.3; 16.1-16.5; 17.9; 18.1; 18.8 и др.).

Исследования в скважинах с углом наклона более 45° и скважинах с горизонтальным окончанием ствола планируют и выполняют с применением специальных технологий.

Комплекс геофизических исследований скважин с горизонтальным окончанием ствола выполняется по индивидуальным программам.

2. ОБСАДНАЯ КОЛОННА КАК  ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ

2.1. Основные виды  дефектов обсадных колонн


К основным видам дефектов обсадных колонн относятся:

сосредоточенный желобной износ замками и трубами бурильной колонны в местах интенсивного искривления и перегибов стволов скважин;

порезы и иссечение внутренней поверхности труб резцами долот при разбуривании цементных стаканов;

деформация и смятие обсадных колонн;

порывы и трещины по телу труб;

сквозные протертости и ослабления резьб в муфтовых соединениях;

потеря герметичности в муфтовых соединениях и по телу труб;

коррозионные повреждения.

2.2. Геометрические  размеры обсадных труб нефтяного  сортамента


Геометрические размеры обсадных труб приведены в табл. 1.

Таблица 1

Обсадные трубы нефтяного сортамента

Условный диаметр, мм

Размер трубы, мм

Дюйм

наружный диаметр

толщина стенки

внутренний диаметр

1

2

3

4

5

114

114,3

6

102,3

41/2

7

100,3

8

98,3

127

127,0

6

115

5

7

113

8

111

9

109

140

139,7

6

127,7

51/2

7

125,7

8

123,7

9

121,7

10

119,7

11

117,7

146

146

6,5

133

53/4

7

132

8

130

9

128

10

126

11

124

168

168,3

6

155,3

63/4

7

154,3

8

152,3

9

150,3

10

148,3

11

146,3

12

144,33

178

177,8

7

163,8

7

8

161,8

9

159,8

10

157,8

11

155,8

12

153,8

194

193,7

7

179,7

63/4

8

177,7

9

175,7

10

173,7

12

169,7

219

219,1

7

205,1

83/4

8

203,1

9

201,1

10

199,1

12

195,1

245

245,0

8

228,5

93/4

9

226,5

10

224,5

12

220,5

273

273,1

8

257,1

103/4

9

255,1

10

253,1

12

249,1

299

298,5

8

282,5

11т

9

280,5

10

278,5

11

276,5

12

274,5

324

323,9

9

305,9

123/4

10

303,9

11

301,9

12

299,9

340

339,7

9

321,7

133/4

10

319,7

11

317,7

12

315,7

351

351

9

333

 

10

331

11

329

12

327

377

377

9

359

 

10

357

11

355

12

353

407

406,4

9

388,4

 

10

386,4

11

384,4

12

382,4

426

426

10

406

163/4

11

404

12

402

508

508

11

486

 

 

2.3. Отклонения  геометрических размеров обсадных  труб от номинальных значений


Допускаемые отклонения обсадных труб (в мм) по наружному диаметру и овальности, рассчитанные в соответствии с ГОСТ 632, показаны в табл. 2; овальность - е определяется как удвоенное отношение разности величин двух взаимно перпендикулярных диаметров, замеренных в одной плоскости, к сумме этих диаметров (РД 39-2-132-78):

3. Основные задачи контроля  технического состояния крепи  скважин

Основными задачами контроля являются:

получение фоновых кривых, характеризующих первоначальное техническое состояние обсадных колонн и цементного кольца с целью формирования "паспорта" технического состояния крепи скважин;

Таблица 2

Отклонения геометрических размеров обсадных труб от номинальных значений

Диаметр труб, мм

По наружному диаметру

По овальности

Точность изготовления

обычная

повышенная

обычная

повышенная

1

2

3

4

5

114

±1,1

±0,9

0,9

0,7

127

±1,3

±1,0

1,0

0,8

140

±1,4

±1,1

1,1

0,9

146

±1,5

±1,1

1,2

0,9

168

±1,7

±1,3

1,4

1,0

178

±1,8

±1,3

1,4

1,0

194

±1,9

±1,5

1,5

1,2

219

±2,2

±1,6

1,8

1,3

245

±3,1

+2,5

2,5

2,0

273

±3,4

±2,7

2,7

2,2

299

±3,7

±3,0

3,0

2,4

324

±4,1

±3,2

3,3

2,6

340

±4,3

±3,4

3,4

2,7

351

±4,4

 

3,5

 

377

±4,7

 

3,8

 

407

±5,1

±4,1

4,1

3,3

426

±5,3

 

4,2

 

508

±6,4

±5,1

5,1

4,1


 

определение зон износа обсадных колонн, остаточной толщины труб и их остаточной прочности;

обнаружение порывов и трещин по телу обсадных труб и их характера (продольных, поперечных, направленных под углом к оси обсадной колонны);

обнаружение интервалов интенсивной коррозии и сквозных проржавлений обсадных колонн;

обнаружение негерметичных муфтовых соединений и иных мест негерметичности обсадных колонн,

определение состояния цементного кольца и обнаружение интервалов заколонных перетоков.

4. МЕТОДЫ И КОМПЛЕКСЫ  ГИС ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ ОБСАЖЕННЫХ СКВАЖИН

4.1. Методы ГИС  для изучения технического состояния  обсадных колонн


Для изучения технического состояния обсадных колонн применяют методы:

трубной профилеметрии (электромеханическая и электромагнитная);

электромагнитной дефектоскопии;

электромагнитной (магнитоимпульсной) толщинометрии;

гамма-дефектометрии - толщинометрии;

акустического каротажа;

высокочувствительной термометрии;

спектральной шумометрии;

дифференциальной расходометрии и высокочувствительной притокометрии;

резистивиметрии;

диэлькометрии;

закачки жидкости с добавлением веществ-индикаторов, короткоживущих радионуклидов.

Контроль свинчивания труб (зазоров между их торцами) производится методами электромагнитной дефектоскопии (электромеханической профилеметрии), а наличия технологической оснастки и правильности ее установки за обсадной колонной - методами рассеянного гамма-излучения и электромагнитной (магнитоимпульсной) толщинометрии.

Определение местоположения муфтовых соединений обсадных колонн и привязка их к геологическому разрезу производится с помощью магнитных локаторов муфт (аппаратуры электромагнитной дефектоскопии) и аппаратуры гамма-каротажа.

В зависимости от задач контроля используются все или часть указанных методов ГИС.

4.1.1. Обязательный  комплекс ГИС для изучения  технического состояния обсадных  колонн

Обязательный комплекс ГИС включает методы:

трубной профилеметрии (электромеханической, электромагнитной);

электромагнитной дефектоскопии и толщинометрии;

акустического каротажа (видеокаротажа, спектральной шумометрии);

гамма каротажа.

Для газовых и газоконденсатных месторождений до начала разработки должны проводиться фоновые геофизические исследования, без которых значительно затруднено выявление трещин (и иных повреждений обсадных труб) и оказывается сложным определение их износа и остаточной толщины с достаточной для практических целей точностью из-за больших допусков по наружному и внутреннему диаметрам, овальности, разностенности (табл. 2).

Информация о работе Обсадная колонна как объект контроля