Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:32, контрольная работа
В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.
Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя,а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков,простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8февраля 1995 г.) регулирует отношения,возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ,ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа,
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Понятие геологической информации о недрах, право собственности на геологическую информацию
3 Государственный учет и государственная регистрация
4 Статистическая отчетность в недропользовании
5 Недропользование и экологические проблемы
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Понятие геологической информации о недрах, право собственности на геологическую информацию
3 Государственный учет и государственная регистрация
4 Статистическая отчетность в недропользовании
5 Недропользование и экологические проблемы
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.
Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя,а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков,простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8февраля 1995 г.) регулирует отношения,возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ,ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа,
сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды,рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.
Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.Закон РФ о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции федерального закона от 8 февраля 1995 г.).
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о недрах.
Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Участки недр и права пользования
ими не могут быть предметом купли-продажи,
В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.
Понятие геологической информации о недрах, право собственности на геологическую информацию.
Информация, получаемая
в процессе геологического изучения недр,
состоит из результатов измерений различных
параметров, получаемых при проведении
геологических, геофизических, геохимических,
петрофизических и аналитических исследований.
Она делится на:
1) первичную геологическую информацию
- данные, получаемые в пунктах наблюдений,
независимо от их формы;
2) вторичную геологическую информацию,
полученную в результате обработки и аналитического
обобщения.
Геологическая информация о недрах может
быть в виде:
1) текстовой информации на бумажных носителях;
2) картографической информации на бумажных
носителях любых форматов или металлических
основах;
3) фотографической информации;
4) цифровой геологической информации
на электронных, магнитных, магнитооптических
и других машинных носителях.
Первичная геологическая информация:
данные геохимических, гидрогеологических,
инженерно-геологических, эколого-геологических
исследований, керн, результаты лабораторных
исследований горных пород и полезных
ископаемых, паспорта скважин, карты фактического
материала, полевые дневники или иные
формы регистрации геологических наблюдений,
фотоматериалы и пр.
Вторичная геологическая информация:
карты, разрезы, пояснительные записки,
отчеты и пр.
Геологическая информация (ст.27 Закона
РФ "О недрах") - это информация о геологическом
строении недр, находящихся в них полезных
ископаемых, об условиях их разработки,
а также иных качествах и особенностях
недр, содержащаяся в геологических отчетах,
картах и иных материалах.
Геологическая информация может находиться
в государственной собственности или
в собственности пользователя недр.
Геологическая и иная информация о недрах,
полученная пользователем недр за счет
государственных средств, является государственной
собственностью.
Геологическая и иная информация о недрах,
полученная пользователем недр за счет
средств недропользователя является его
собственностью.
Независимо от того, за чей счет получена
информация, она должна быть представлена
пользователем недр по установленной
форме в федеральный и соответствующий
территориальный фонды геологической
информации, осуществляющие ее хранение
и систематизацию.
Порядок представления информации установлен
Постановлением Правительства РФ от 28
февраля 1996 № 215 "Об утверждении порядка
представления государственной отчетности
предприятиями, осуществляющими разведку
месторождений полезных ископаемых и
их добычу, в федеральный и территориальный
фонды геологической информации" (ред.
от 22 апреля 2009).
Порядок и условия использования указанной
информации определены приказом МР России
от 12 декабря 2005 №340.
Геологическая информация предоставляется
в пользование через:
1) ознакомление с ее содержанием с правом
выписок и выкопировок;
2) предоставление копий информационных
документов и материалов.
Геологическая информация, необходимая
для выполнения научных исследований
студентами, аспирантами, докторантами,
соискателями ученых степеней, а также
образовательными учреждениями или научно-исследовательскими
организациями, представляется в пользование
для ознакомления с правом выписок и выкопировок.
Для получения в пользование геологической
информации в Федеральное агентство по
недропользованию или его территориальный
орган направляется заявка.
Геологическая информация ограниченного
доступа предоставляется в пользование
лицам, имеющим доступ к указанной информации.
Геологическая информация может быть
в государственной собственности или
в собственности пользователя недр.
Правом собственности на геологическую
информацию обладает тот, кто потратил
(затратил) средства на ее получение.
Тот, кто выполнял работы по получению
геологической информации, может ее использовать
для научной и преподавательской деятельности.
Геологическая и иная информация о недрах
представляется пользователем недр по
установленной форме в федеральный и соответствующий
территориальный фонды геологической
информации с определением условий ее
использования, в том числе в коммерческих
целях.
Должностные лица федерального и территориального
фондов геологической информации обязаны
обеспечить конфиденциальность представляемой
им информации, а также несут материальную
ответственность за ее несанкционированное
разглашение.
Исполнитель имеет право использовать
полученную в результате проведения работ
геологическую и иную информацию о недрах
для научной и преподавательской деятельности,
если иное не предусмотрен договором.
Государство регулирует экспорт геологической
информации, полученной за счет средств
государственного бюджета:
1) Постановление Правительства РФ от 3
августа 1992 года № 540 "О мерах по регулированию
экспорта геологической информации о
недрах";
2) письмо Геолкома РФ от 21 июля 1992 года
N BO-61/1848 "О реализации информации о недрах
зарубежным компаниям".
Разрешения на экспорт выдает Росприроднадзор
в соответствии с Административным регламентом
по исполнению гос. функций, утвержденным
приказом МПР России от 10 декабря 2007 года
№ 322.
Экспорт геологической информации, полученной
недропользователями за счет собственных
средств, государство не регламентирует,
за исключением ограничений, накладываемых
упомянутыми нормативными документами
и законодательством о государственной
тайне:
1) Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года
№1203 "Об утверждении перечня сведений,
отнесенных к государственной тайне";
2) Закон РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 "О
государственной тайне".
Все
полезные ископаемые делятся на общераспространенные
и необщераспространенные.
К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.
К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).
Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых делятся на месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного значения.
Государственный учет и государственная регистрация
В Государственном кадастре содержатся сведения по месторождениям полезных ископаемых, включающие:
• характеристику количества и качества основных и совместно залегающих с ними полезных ископаемых на конкретном месторождении и содержащихся в них компонентов;
• горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения;
• геолого-экономическую оценку месторождения.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется в стране на основе статьи 31 Закона РФ “О недрах”.
Основная цель Государственного баланса — учет состояния минерально-сырьевой базы. В нем должны содержаться следующие сведения:
• размещение месторождений и степень их промышленного освоения, •количество, качество и степень изученности запасов каждого вида ПИ по месторождениям, имеющим промышленное значение;
• изменение величины запасов, которое произошло в результате добычи полезных ископаемых, их потерь при эксплуатации месторождения;
• обеспеченность горнодобывающих предприятий разведанными запасами на основе классификации запасов ПИ, которая утверждается в порядке, установленном Правительством РФ [11].
Государственное
регулирование в сфере
Учет осуществляется посредством:
статистического
учета: установленные для
ведения реестра по регистрации работ на проведение геологического изучения;
ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых;
составления и ведения кадастра месторождений и других геологических объектов;
Учет
полезных ископаемых производится в соответствии
с утвержденными
Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые и забалансовые.
Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям.
Забалансовые
— это такие запасы полезных ископаемых,
использование которых в
Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положение месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.
Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные особому правовому режиму и относящиеся к месторождениям регионального и местного значения.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами3» предусмотрено впредь до вступления в силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе продукции, для создания правовых основ для привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья, использовать положения настоящего Указа.
Статистическая отчетность в недропользовании
Формы статистической отчетности в недропользовании утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18 июня 1999 года № 44 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием".
Формы статотчетности:
№5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых";
№6-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропан, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа";
№70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче";
№71-тп "Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрытых пород и отходов производства".
Постановлением
Росстата от 4 июня 2007 года № 43 "Об утверждении
статистического инструментария для
организации МПР России статистического
наблюдения за выполнением условий
пользования недрами при добыче
углеводородного сырья и
№1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья";
№2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых".
Формы статистической отчетности в недропользовании утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18 июня 1999 года № 44 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием".
Особенности государственного регулирования режима недропользования
Деятельность государтва направлена на наиболее рациональное, эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами природы.
Различается государственное регулирование со стороны собственников недр, которое осуществляется государственными органами и от имени государства, и внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями (изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование пространства недр, передача недр во вторичное пользование)
Государственное
регулирование отношений
определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;
обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.
Недропользование и экологические проблемы
Недра России богаты различными видами минерального сырья. В настоящее время экономикой России используется 180 видов полезных ископаемых, а из минерального сырья в промышленных масштабах извлекают более 85 элементов таблицы Д. И. Менделеева, которые участвуют в производстве более 80% промышленной и сельскохозяйственной продукции.