Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:07, реферат
Видаль де ла Блаш довольно в общих чертах предложил концепцию цивилизационного процесса как мирового. Его основу составляли взаимодействующие локальные и при соответствующих условиях расширяющиеся пространственные «ячейки», или очаги. В рамках этих пространственных ячеек в результате адаптации человека с окружающей природной средой складывались в течение определенного времени своеобразные «образы жизни» {genres de vie). Взаимодействуя между собой, «ячейки» пространственно расширялись. Взаимодействия происходили путем «революционных вспышек», которые вначале захватили часть северной полусферы от Средиземноморья до Китая.
1. Классик французской школы географии человека Поль Видаль де ла Блаш (1845-1918) закончил Высшую школу (Ecole Normale Superiore) в Париже и некоторое время обучался во Французской школе в Афинах. Затем преподавал в университете Нанси, а с 1898 г. и до конца жизни возглавлял кафедру географии в Сорбонне [Dictionary, 1994, р. 232].
Этот ученый —
«очень большой, очень проницательный
географ — чувствовал себя неуверенно
и был несколько неуклюжим
в области теоретических
Ситуация, в которой
зарождалась современная геопол
1. Историография зарубежной геополитической мысли
поражениями этой страны: поражением Наполеона при Ватерлоо (18 июня 1815 г.) и поражением французских войск при Седане (1 сентября 1870 г.). Последнее происходило на фоне экономического и военного возвышения Германии. Провозглашение Германской империи императором Вильгельмом I из династии Гогенцол-лернов произошло в 1871 г. в Версальском дворце под Парижем.
Соперничество Франции с Германией не могло не сказаться на направлении геополитической мысли французских геополитиков. Одним из основных развиваемых ими принципов был принцип оппозиции немецкой геополитической мысли.
Видаль де ла Блаш,
в отличие от своего германского современника
Ратцеля, в центр геополитических исследов
Он резко критиковал
Ратцеля за его переоценку природного
и чисто пространственного фактора в развитии
государства. В результате им был выработан
новый подход к оценке геополитических процесс
Видаль де ла Блаш довольно в общих чертах предложил концепцию цивилизационного процесса как мирового. Его основу составляли взаимодействующие локальные и при соответствующих условиях расширяющиеся пространственные «ячейки», или очаги. В рамках этих пространственных ячеек в результате адаптации человека с окружающей природной средой складывались в течение определенного времени своеобразные «образы жизни» {genres de vie). Взаимодействуя между собой, «ячейки» пространственно расширялись. Взаимодействия происходили путем «революционных вспышек», которые вначале захватили часть северной полусферы от Средиземноморья до Китая. Цивилизационный процесс почти непрерывно происходил в Западной и Центральной Европе, а в Восточной Европе и Азии нередко прерывался, возобновляясь позже и частично.
Специфика Европы,
способствовавшая непрерывности ци-
Видаль де ла Блаш, впрочем, как и Ратцель, считал возможным создание в будущем мирового государства. Однако основы взглядов обоих ученых были разными. Блаш считал, что базисом взаимодействия государств должны быть интересы человека, а в перспективе каждый из жителей Земли должен осознать себя «гражданином мира». Ратцель во главу угла ставил приоритет «великих держав». Позже идея о мировом государстве в интерпретации Блаша получила обоснование в подходах к объединению Европы Деманжона.
Для оценки геополитического положе
Интересная особенность его гео
Континентальные территории по мере насыщения их сетью коммуникаций становятся все более проницаемыми и ориентируются в своем развитии в сторону морских путей. Океан, в свою очередь, все больше становится зависимым от связей с континентальными районами. Взаимопроникновение Суши и Моря становится универсальным процессом.
Более частная геополитическая пробле
Жак Апсель (1882—1943) был учеником Блаша в Сорбонне. Он занимался политической географией в период растущей угрозы оккупации Франции и ее осуществления со стороны Германии. Германскую геополитику он расценивал как «псевдогеографию», ставившую своей целью оправдание нового пангерманизма и экспансионистской доктрины Lebensraum. Его жесткая критика немецкой геополитики привлекла внимание германских оккупантов, и Ан-сель был помещен в концентрационный лагерь Компьень (Compiegne) в 1941 г. и умер вскоре после освобождения.
Ж. Ансель был жестким оппонентом экспансионизма и империализма. Сама идея доминирования одной нации над другой была для него анафемой. Его концепция в то время являлась франко-центристской. Франция была для него страной с цивилизующей, а не с завоевательной миссией.
Согласно Анселю, путь к прогрессу лежит через создание гибких группировок, которые были бы признанием основных человеческих реалий и вкладом в общее благосостояние, как экономическое, так и культурное. Это обеспечивало бы существование порядка, при котором величие одной нации не было бы совместимо со свободой всех других наций.
В книге «География границ» (1938) Ансель предлагал в своей динамической политической географии рассматривать изменение границ как резулътат необходимости и желательности. При этом границы между государствами он рассматривал в качестве временной периферии, а не строгих барьеров. Они трактовались как политические «изобары», отражающие баланс международной власти и способные к изменениям. Единственным естественным рубежом он считал рубеж ойкумены (отсутствия людей). Граница, по Анселю, — это результат равновесия между жизненными силами двух народов.
Обеспокоенность снижением геополитической роли Европы
— лейтмотив творчества А. Деманжона.
Альберт Деманжон (1872— 1940) — ученик Блаша.
Окончил Высшую школу {Ecole Normale Superiore) в
Париже. Как геополитика его интересовали геополитические и
В книге «Упадок
Европы» (1920) он анализирует причины
снижения роли Европы в международных
делах. Он говорит о подъеме США
до уровня мирового гегемона, о Японии
как региональной доминанте в
пределах «Нового Средиземноморья»
— Тихоокеанского региона, называемого
им «местом встречи Запада и Востока».
Значительную опасность для Европы
он видел в милитаризации
Упадок Европы можно было бы предупредить путем кооперации, объединения государств.
Создание столь
большого количества государств в Европе
после Первой мировой войны он считал
шагом назад, ведущим к автаркии и будущим
конфликтам. Английский геополитический сло
2. Представления о принципах геополитики и иконография Ж. Готт-маина. Жан Готтманн (1915—1994), уроженец Харькова, закончил Парижский университет. Он был учеником Деманжона и Зигфрида и находился под влиянием идей Блаша. Затем работал в Оксфордском университете на кафедре Маккиндера. После Второй мировой войны возвратился в Сорбонну, где работал под руководством Деманжона. В 1940 г. эмигрировал в США, где был географом Государственного департамента, а как ученый разрабатывал идею об иконографии [Dictionary, 1994, р. 101 — 102].
В книге «Политика государств и их география» (1952) Готтманн дал критический разбор идей Ратцеля, Хаусхофера, Маккиндера, Спикмена и других геополитиков.
В результате он пришел к выводу, что в их понимании геополитика представляет собой науку о войне. Опыт Третьего рейха, по мнению Готтманна, может быть назван проверкой на практике идей Ратцеля и его последователей.
Считая пространство главной категорией геополитики, Готт-манн пытался доказать, что размеры территории государства далеко не пропорциональны его мощи. На первый план он ставил географическое положение государства и его организацию. Подтверждением этому тезису был тот факт, что европейские державы с довольно ограниченной территорией в течение веков доминировали в мире и смогли создать империи, размеры которых многократно превышали территории метрополий. Такая оценка свойств территории была шагом вперед в ревизии отдельных положений классической геополитики.
Готтманн по-новому трактован географическое положение государства, которое определяется отношением к основным коммуникационным линиям и потокам, приуроченным к ним: движение людей, армий, товаров, капиталов, идей. В связи с этим, по Готтманну, центральным понятием должно стать понятие «circulation» («comimmication»).
Он также выразил свое отношение к проблеме морских и континентальных государств. Морским государствам, считал он, в отличие от континентальных, свойственна большая свобода, терпимость и меньшая склонность к автаркическим и абсолютистским формам организации. Многое в этих положительных свойствах морских стран определяется характером их коммуникационных связей. С зарождения цивилизации Морс было главной ареной связей, контактов. Море связывало самые различные географические районы, что расширяло кругозор жителей морских стран. Свобода мореплавания, подтвержденная Римским правом, давала большие преимущества морским государствам, способствуя использованию опыта других стран, заимствованиям и отбору, вариантности развития. Континентальные же государства имели в своей истории менее дифференцированные, менее интенсивные и менее разнообразные контакты и обмены, из чего вытекают характерные черты континентального развития.
Самой большой заслугой Готтманна явилось развитие иконографического направления в политической географии в том понимании, которое было сформулировано Блашем. Буквально «iconographie» означает систему символов, используемых в иконописи, где символы передают смысл иконописного образа.
«Iconographie regionale», по Готтманну, — это выражение представлений о картине окружающего мира сообщества определенного самоорганизованного пространства, сформировавшееся под воздействием религиозной, национальной, культурной и социальной истории указанного пространства. Иконография пространства (территории) включает произведения искусства, архитектуры, а также все символы-формы общественной жизни и быта.
Как отмечал немецкий геополитик Шмигг, в понятие «иконография пространства» можно включать, помимо различных форм общественной жизни, также и все прочие типические формы проявления человеческого бытия, системы характерных импликаций (вовлечений, причастностей), аллюзий (намеков), символический язык чувств и мыслей в том виде, в котором они характерны для определенных территорий с особой неповторимой культурой. Сюда же, по Шмитту, относятся образы прошлого, мифы, саги и легенды, точно так же как и все символы и табу, топографически локализованные в одном определенном пространстве и только в силу этого обретающие историческую действительность [Шмитт, 1996/97, с. 44].
Ж. Готтманн говорит о циркуляции иконографии, т.е. о взаимном влиянии региональных иконографии. Иконография со време
1. Историография зарубежной геополитической мысли нем может также отрываться от той реальной почвы, которая ее породила много веков или даже тысячелетий назад, и воспроизводиться инерционно.
Ученый приводит множество примеров «функционирования системы символов». Среди них пример англичан в Новой Зеландии, обустроивших страну по готовому образцу, а также русских, осваивавших Сибирь и Дальний Восток и принесших туда свой образ жизни, свою систему символов.
Сила иконографии
как фактора, дифференцирующего
пространство, заключается в том,
что это духовное явление, обладающее
большой психологической
Центральная проблема политической географии и геополитики, по Готтманну, — это проблема взаимодействия между «circulation» и «iconographie».
Циркуляция развивается
последовательно и инертно в
соответствии с конфигурацией