Геополитическое развитие Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:05, реферат

Краткое описание

Теперь рассмотрим положение Японии в ООН. Япония входит в данную организацию с 1956 года и является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. До 2010 года Япония присутствовала в СБ ООН 19 лет. С 2004 года Япония, совместно с Германией, Индией и Бразилией, добивается постоянного членства в СБ ООН. Следует отметить, что у Японии, как у одной из самых развитых стран мира, которая ежегодно вносит масштабные финансовые средства в проекты решения глобальных проблем, в реализацию различных программ ООН и других международных организаций, есть все шансы рассчитывать на одобрение мировым сообществом ее стремления стать постоянным членом СБ ООН.

Вложенные файлы: 1 файл

геополитика японии-2003.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Современное положение  Японии, ее политическая роль в мире совершенно не соответствуют достигнутой  экономической мощи Страны восходящего  солнца. В середине XXI в. политические условия, навязанные Японии США после  поражения в войне 1941–1945 гг., а также настороженное отношение к ней политических лидеров и народов стран, оккупированных милитаристской Японией в 1935–1945 гг., значительно ограничивают ее свободу в выработке внешней политики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений с ближайшими соседями, включая Россию.

До второй мировой  войны Япония была страной с преимущественно  молодым населением. В последние  десятилетия острой проблемой становится «старение» как следствие снижения рождаемости и роста самой  высокой в мире средней продолжительности жизни: 76 лет — для мужчин; 82 года — для женщин. Наиболее активную часть трудоспособного населения во второй половине 90-х гг. XX в. составляла возрастная группа от 55 до 65 лет. Это произошло как за счет того, что был увеличен предельный возраст работников на фирмах с 55 до 60 лет, так и потому, что были открыты различные возможности трудиться пожилым японцам. Свыше 3/4 населения страны — горожане. Больше половины из них сосредоточено в трех крупных мегаполисах: Токио (11,7 млн. человек), Осаке (8,7 млн. человек), Нагое (6,8 млн. человек).

Влияние идеологии на геополитическую стратегию  Японии

После поражения  Японии во Второй Мировой войне потерпела  крах идеология силовой экспансии. На рубеже XX – XXI вв. мировое сообщество стало свидетелем ренессанса японского национализма, когда в связи с окончанием «холодной войны» США отпустили Японию в «свободное плавание». В целях «выживания» нации в XXI веке властью и обществом востребована идеология национализма. Опираясь на неё, Японии реализуют в целом успешную модель национального развития. Япония – пример государства, доказавшего возможность стабильного существования нации с гомогенной национальной идентичностью. Правящие круги Японии нацелены на поддержание у граждан веры в превосходство японской нации и государства, на распространение националистической идеологии, прежде всего, среди молодежи. С этой целью уже сформирована сеть организаций поддержки идеологии по всей стране.

  В японском языке нет понятия «национализм», а для обозначения используется «народность» («минзокусюги»), имеющее положительное значение.

Японский национализм  стартовал одновременно со становлением государства, и нация всегда была инкорпорирована в понятие государства, никогда не существовала независимо от него. Националистическая идея как политическая доктрина имеет три опорные точки:

- японская нация  обладает ярко выраженной уникальностью  и особым характером;

- интересы и  ценности японской нации обладают  приоритетом перед всеми остальными  интересами и ценностями;

- японская нация  должна быть независимой, насколько  это возможно в каждый исторический  момент.

Выделяются  следующие особенности государственного национализма Японии:

- государственнический  характер идеологии и политические  цели ее реализации. Механизмы консолидации власти направлены на установление государственного контроля над всеми сторонами жизни общества;

- государственный национализм в Японии ориентирован на мобилизацию нации, на борьбу с внешней угрозой; национализм в Японии одновременно отражает основные доктрины национального поведения страны в системе международных отношений: «оборонительную», «осторожного сближения с другими нациями», «просвещенного международного лидерства», «радикализации» (обострения конфликта); в истории Японии национализм развивался как авторитарный императорский; нация всегда существовала в условиях страха перед внешними вызовами, что находило свое выражение в оборонительном национализме и защитном патриотизме.

Ведущим организационным  принципом Японии является принцип  места. Людей объединяет в группы единство места действия, единство организационных рамок (семья, община, компания, государство, нация), представление о себе как части, острая потребность в ориентации на зависимость, благожелательное отношение к духу зависимости. Сильный проявляет терпимость к слабому, защищает его, не требуя взаимных обязательств, представления, что старший, более сильный партнер, должен с уважением относится к интересам младшего. Стратегия кризиса – «ничего не делая, добьешься наивысшего добра» - неравноправие, зависимость Японии от внешнеполитической стратегии США. Реакцией на такое положение является всплеск национализма, который наблюдается в настоящее время.

  По представлениям японцев никто не может служить двум хозяевам, поэтому, выбирая между великими державами, Япония предпочитает ориентироваться на США и имеет гораздо более прохладные связи с Китаем и Россией.

  Идеология Японии на международной арене проявляется в концепции «азияцентризма». Данная концепция предусматривает географическое ограничение активности Японии пространством АТР при исключительной концентрации на нем. Пространство АТР согласно этой модели организуется японскими геостратегами в виде концентрических кругов. Первый из них образует территория собственно метрополии, защита которой является жизненным интересом страны. Второй круг образуют побережье континентального Китая, Корейский полуостров, Приморье, Сахалин. Третий круг формируют территории государств АСЕАН и Индокитай, а также океанические акватории от побережья Индии до Гавайских островов.

 В XXI веке Япония видит свое историческое предназначение в том, чтобы воспрепятствовать приходу в японское общество новых глобальных сил с чуждыми японцам идеологиями, способными, по их мнению, только разрушить единство нации и её уникальность.

Положение Японии в международных организациях

Япония входит в состав следующих международных  организаций: АБР, АБР (nonregional членов), АТЭС, APT, АРФ, АСЕАН (партнер по диалогу), Австралийская  группа, БМР, CE (наблюдатель), ЦЕРН (наблюдатель), CP, EAS, ЕБРР и ФАО, G-20 , G-5, G-7, G-8, G-10, Межамериканский банк развития, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, МТП, ICCt, ICRM, МАР, МЭА, МФСР, МФК, IFRCS, МГО, МОТ, МВФ, ИМО, ИМСО , ИНТЕРПОЛ, МОК, МОМ, МС ИСО, МОСС, МСЭ, МКП, ЛАИ, МАГИ, АЯЭ, ГЯП, ОАГ (наблюдатель), ОЭСР, ОЗХО, ОБСЕ (партнер), Парижский клуб, PCA, PIF (партнеров), СААРК (наблюдатель), ИСЮВЕ (наблюдатель), ООН, ЮНКТАД, СООННР, ЮНЕСКО, УВКБ, ЮНИДО, ЮНИТАР, БАПОР, ЮНВТО, ВПС, ВКТ, ВТО, ВФП, ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО, ZC.1 В такой организации как Международный Валютный Фонд Япония занимает достаточно высокое место, так как экономика - наиболее развитая сторона данной страны. Например, в 2009 году Япония одолжила МВФ 100 млрд. Подобный заем составил 31% от общего размера квот всех стран-членов МВФ. Кроме того, Япония выделила 1 млрд. на помощь развивающимся странам в борьбе с кризисом. В последние годы Япония стала не только экономически мощной державой мира, но и крупнейшим мировым кредитором и одним из основных спонсоров международных организаций и программ.

 Если говорить о сотрудничестве Японии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, то следует отметить, что концепции взаимодействия с государствами данного региона существуют в Японии на протяжении длительного времени. Например, доктрина Ёсида, согласно которой основой геополитической стратегии страны стало сочетание совместного доминирования в военно-политической сфере с США и лидирующего положения Японии в экономической сфере в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония с 60-х годов в свои геополитические цели включала создание АТР как подсистемы мировой экономики. В этой подсистеме лидирующая роль, по различным японским доктринам, принадлежала именно Японии. В последние десятилетия, когда быстрый экономический рост превратил Китай в лидера не только в АТР, но и во всем мире, Япония пересмотрела свою концепцию. Она не отказалась от места лидера АТР, объясняя его необходимостью создания противовеса Китаю в АТР. Япония активно участвует во взаимодействии государств этого региона.

 Например, Япония  оказала существенную поддержку развивающимся странам региона в борьбе с финансовым кризисом, решала проблемы безопасности судоходства, патрулировала вместе с Малайзией, Индонезией, Сингапуром, Южной Кореей и Китаем Малаккский пролив для пресечения деятельности пиратов. Таким образом, для Японии Азиатско–Тихоокеанский регион всегда входил в сферу стратегических интересов.

 Наибольший успех Япония имеет в экономических международных организациях, таких как Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). Так в АТЭС Япония стремится к либерализации торговли и инвестиций, развитию многосторонней торговли в рамках ВТО и распространению в АТР соглашений о многосторонней торговле, принятых в ВТО. Таким образом, Япония стремится перенести западные механизмы ведения торговли в АТР, что содействовало бы упрощению и увеличению торгового сотрудничества со странами данного региона. В рамках АТЭС обсуждается создание зоны свободной торговли между странами данной организации, что позволит этим странам создать региональный торговый союз подобный Евросоюзу. Япония в подобном союзе заняла бы одно из лидирующих мест, как обладательница крупнейшей наукоемкой экономики. «АТЭС должен содействовать формированию АТЗСТ, продолжая реализовывать и развивать свою работу в области отраслевых инициатив на таких направлениях, как инвестирование, сфера услуг, электронная торговля, правила определения страны происхождения товара, стандарты и соответствие, облегчение условий торговли и экологические товары и услуги», - утверждается в итоговой декларации.

 Таким образом, во всех экономических организациях Япония играет одну из первых ролей, как страна наиболее развитой экономики, как крупнейший международный инвестор, как крупный экономический игрок, способный влиять на различные экономические процессы во всем мире.

 Активно действует Япония и в рамках такой организации как ОБСЕ. Так в ноябре 2010 она выразила готовность содействовать Минской Группе ОБСЕ в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Состоялось несколько армяно-японских политических консультаций, проведен ряд двусторонних встреч о развитии договорно-правового поля, сотрудничества в международных организациях, об экономическом взаимодействии и стимулировании торгово-экономических связей и активизации культурных связей. Следовательно, Япония расширяет сотрудничество в различных сферах, и в первую очередь в экономической. В тоже время Япония весьма обеспокоена интенсивным наращиванием вооруженных сил Китая, о чем она заявила на последнем саммите ОБСЕ в Астане. Определенное беспокойство вызывает у Японии и военная угроза со стороны Северной Кореи. Поэтому Япония для обеспечения своей безопасности и безопасности международного сообщества, как заявил заместитель главы МИДа данной страны, будет расширять сотрудничество с США в области безопасности.2 Япония не может самостоятельно противостоять хорошо оснащенным в военном плане соседям, поэтому она не может стать полноценным лидером, и вынуждена прибегать к помощи более сильных игроков. В тоже время в разрешении небольших локальных конфликтах, как, например, нагорно-карабахском, Япония вполне успешно участвует и при этом старается развивать сотрудничество со странами-партнерами в других сферах.

Таким образом, экономическая мощь данного государства  не соответствует ее военному и политическому  потенциалу. Поэтому одной из ключевых задач Японии в последние десятилетия  стало восстановление симметрии  в развитии государства.

 Теперь рассмотрим положение Японии в ООН. Япония входит в данную организацию с 1956 года и является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. До 2010 года Япония присутствовала в СБ ООН 19 лет. С 2004 года Япония, совместно с Германией, Индией и Бразилией, добивается постоянного членства в СБ ООН. Следует отметить, что у Японии, как у одной из самых развитых стран мира, которая ежегодно вносит масштабные финансовые средства в проекты решения глобальных проблем, в реализацию различных программ ООН и других международных организаций, есть все шансы рассчитывать на одобрение мировым сообществом ее стремления стать постоянным членом СБ ООН.

 Присутствие в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена дает большие преимущества государству, так как СБ ООН обладает функциями и полномочиями:

- поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами ООН;

- расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям;

-выносить рекомендации относительно мер урегулирования международных споров и условий их разрешения;

- предпринимать военные действия против агрессора;

- осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке3.

И только постоянные члены  данной организации имеют право  «вето» по этим важнейшим вопросам в международных политических процессах. Если Япония получит статус постоянного члена в СБ ООН, ее политический и военный потенциал значительно возрастет и она выйдет на уровень ведущих мировых игроков (США, Великобритании, Китая , России и Франции) в этих сферах. И для Японии, которая является одной из ведущих стран мира в экономической сфере, увеличение политического и военного влияния ради обеспечения своих интересов – достаточно важный вопрос.

 

Инициативу Японии по вступлению в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций поддержал в ноябре 2010 года президент США Барак Обама. "Мы считаем, что Япония уже давно является образцом того, как должна выглядеть страна, которую мы хотим видеть в числе постоянных членов СБ ООН", - сказал Б. Обама журналистам после переговоров с премьер-министром Японии Наото Каном.

 Негативно на предложение Японии отреагировала КНР. Между Китаем и Японией существуют достаточно сложные отношения. Помня агрессивную политика Японии в начале ХХ века, КНР и КНДР выступают против вступления Японии в СБ ООН, опасаясь увеличения влияния этой страны в военной сфере международных отношений. Но, несмотря на протесты, Япония ведет переговоры и представляет проекты расширения Совета Безопасности ООН.

Информация о работе Геополитическое развитие Японии