Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 12:45, реферат
Первое протогосударственное образование на территории Китая, а именно в среднем течении Хуанхэ, возникло на рубеже III—II тыс. до н. э. Это был союз племен Ся. Через несколько веков, уже в начале II тыс., племя Инь добивается гегемонии. Иньская династия правила первым китайскимгосударством до конца II тысячелетия, пока иньский ван (правитель) не был свергнут предводителем племени Чжоу У-ваном.
Первое протогосударственное образование на территории Китая, а именно в среднем течении Хуанхэ, возникло на рубеже III—II тыс. до н. э. Это был союз племен Ся. Через несколько веков, уже в начале II тыс., племя Инь добивается гегемонии. Иньская династия правила первым китайскимгосударством до конца II тысячелетия, пока иньский ван (правитель) не был свергнут предводителем племени Чжоу У-ваном.
Чжоуский Китай пережил период централизации (до VIII в. до н. э.), когда местные правители (чжухоу) беспрекословно подчинялись правящей династии, и период децентрализации (VIII-VII вв. до н. э.), когда власть вана стала номинальной, а чжухоу постоянно вели междоусобные войны. Это время вошло в историю Китая как «Борьба царств» («Чжаньго»).
В VII в. до н. э. империя Чжоу испытывала
сильное давление кочевых племен ди, имевших,
по-видимому, скифское происхождение.
Борьба с кочевниками способствовала
не только самоидентификации этнической
общности древних китайцев — хуася, но и упадку, а затем
и падению империи Чжоу. В то же время именно
тогда в науке и массовом сознании постепенно
консолидирующегося древнекитай
Эпоха Борьбы царств, начавшаяся в V в. до н. э., завершилась в III в. до н. э., когда к власти пришла династия Цинь (221 г. до н. э.), а затем — Хань (206 г. до н. э.). Она тоже пережила период централизации царств и консолидации общества (III в. до н. э. — III в. н. э.) и период децентрализации (III—VII вв.). Ханьская империя расширила свои владения далеко за пределы чжоуского мира, при этом свою экспансию она также вела с позиции ханьского этноцентризма и «срединности» Поднебесной империи. Именно циньцами, или ханьцами, по названию самой мощной империи в истории Древнего Китая называют себя современные китайцы.
В эпоху Великих географических открытий у европейцев в отношении китайцев закрепился этноним «цинь». Отсюда итальянское название Китая Cina и английское China. Русское название берет свое начало с XI в., со времени правления династии Сун, ведшей непрерывные войны с монголоязычными киданями, захватившими север Срединной империи. Этноним «кидань», в тюркоязычной передаче «китай», лег в его основу.
Борьба с кочевниками занимает
важную часть истории Китая, являясь неотъемлемой
частью геополитики китайских императо
На индийском субконтиненте, так же как и в Китае, на протяжении всей истории возникали и распадались царства и великие империи. Каждый период распада империй характеризовался яростной борьбой за гегемонию среди отдельных царств, составлявших когда-то имперское объединение. Например, в VI-IV вв. до н. э. среди государств долины Ганга доминировало царство Магадха, в IV—II вв. до н. э. большую часть Индостана объединила под своей властью империя Маурья, в I—III вв. н. э. северо-запад Индии находился под властью Кушанской империи, образованной пришлыми сакскими кочевниками, на IV-V вв. приходится расцвет империи Гуптов. Геополитические проблемы аналогичны тем, что имелись в Древнем Китае: противостояние кочевникам, борьба разных цивилизаций, внутренняя борьба царств за гегемонию, становление, расцвет, закат и падение империй
Китайский философ Ли Эр, получивший
прозвище Лао — «старец» («цзы» означает
«учитель», так было принято называть
философа, создавшего свою школу), жил
в VI-V вв. до н. э. в царстве Чу.
Лао-цзы служил архивариусом
царского двора царства Чжоу и, видя кругом
полный упадок, решил покинуть цивилизованное
общество. Начальник заставы на западной
границе царства попросил его оплатить
таможенный сбор. Мудрец в качестве платы оставил
свою рукопись «Даодэцзин», название которой
можно перевести как «Путь добродетели»
или «Книга о силе и действии». С тех пор
никто ничего не слышал о Лао-цзы...
В «Даодэцзине» около 5000 иероглифов, но только немногие из них имеют какой-либо геополитический смысл. Например, в § 61, где речь идет о великом и малом царствах, можно обнаружить начатки гидравлической теории (влияние великих рек на развитие человеческого общества и становление Срединной империи), геополитических концепций «притяжения» большим государством малых; «освоения» геополитического пространства с помощью соглашений, союзов, коалиций входящих в него государств
По преданию Лао-цзы встречался с Конфуцием — он отнесся к нему с уважением и дал несколько советов. Конфуций знаниями и известностью превзошел Лао-цзы, его изречения, собранные учениками в книге «Лунь-юй» («Беседы и высказывания»), устанавливали определенный социальный порядок в китайском обществе.
Конфуций почти не оставил изречений по геополитике, к таковым можно отнести изречение № 23 главы шестой (Юн Е), в котором Конфуций утверждает, что «если в Ци (это было сильное, но деспотичное царство) произойдут перемены, то Ци может сравняться с Лу (слабое моральное царство— Б. И.). Если в Лу произойдут перемены, то Лу достигнет вершин морального правления»
Китайский философ Мэн Кэ родился
в царстве Лу (Юго-Восточный Китай, современная
провинция Шандун), учился у Цзы Сы, внука
Конфуция. После окончания учебы путешествовал,
посетив многие царства Китая, где пытался
заинтересовать правителей своими идеями
государственного управления с целью
осуществить их на практике. Однако ему
удалось лишь небольшое время побыть советником
в царстве Ци. Вернувшись на родину, Мэн-цзыосновал школу
и распространял свои идеи через учеников,
он также написал книгу «Мэн-цзы». Л. Фейербах назвал его величайшим
философом Китая после
Конфуция.
Учение Мэн-цзы содержит геополитический аспект. В частности, власть «в пределах четырех морей», т. е. на все четыре стороны света, или по любому из четырех геостратегических направлений, можно распространять, руководствуясь идеями Конфуция о почитании старших, заботе о народе, о милосердии.
При осуществлении определенной
геополитики («когда ван поднимает войска»)
следует сначала подумать о ее последствиях
(«взвешивают и тогда узнают вес») и об
опасностях для людей и государства.
«Великое желание Сюань-вана»
(под которым можно понимать правителя
вообще) Мэн-цзы отгадывает без труда: «Желаете
расширить свою территорию, принудить
царства Чу и Цинь покориться, управлять
всей Срединной империей и умиротворить
варваров». Это желание, очевидно, потому
и считается великим, что решает основные
геополитические проблемы правителя любого
царства Древнего Китая.
Но осуществимо ли оно для правителя Ци — одного из девяти царств Китая, если ему противостоят восемь других царств? Мэн-цзы в своем высказывании делает геополитическое обобщение: «Малое, безусловно, не в состоянии противостоять большому, одинокое, конечно, не в состоянии противостоять многим, слабый не в состоянии противостоять сильному»1. Но осуществить «великое желание» можно, если исполнять принципы «правильного (справедливого, человеколюбивого. — Б. И.) правления», сформулированные Мэн-цзы. Тогда чиновники, купцы, землепашцы, путешественники, а также все обиженные обратят взоры к справедливому правителю, и он может стать вершителем судеб всей Поднебесной, если будет побуждать людей к добру, сумеет предоставить возможность каждому быть сытым, содержать семью, кормить своих родителей
Артхашастра («Наука государственного управления», «Наука политики») — ценнейший исторический, политический, правовой и литературный памятник древнеиндийской культуры, содержащий важные сведения о различных аспектах жизни древнеиндийского общества. Согласно индийской традиции, Артхашастра написана брахманом Каутильей, занимавшимся делами государственного управления при основателе династии Маурья Чандрагупте I (IV—III вв. до н. э.). По данным европейских ученых, Артхашастра создавалась на протяжении многих лет несколькими авторами примерно во II-III вв. до н. э. С геополитической точки зрения вызывает интерес раздел 19 второго отдела книги, в котором речь идет о правилах заселения пустующих или завоеванных областей.
Артхашастра содержит тщательно продуманные и, наверное, апробированные нормы устройства селений, районирования, строительства волостных, районных и окружных центров власти, наделения землей представителей различных социальных групп, предоставления льгот и освобождения от налогов поселенцев, организации экономической жизни, политической власти и суда. Не остался в стороне такой важный геополитический вопрос, как устройство пограничных рубежей завоеванной или вновь заселяемой местности. «Границы селений, — отмечено в Артхашастре, — он (правитель. — Б. И.) должен установить по рекам или горам, лесам, колючим кустарникам, оврагам, валам (или насаждениям деревьев)...»1, т. е. либо по естественным, либо по искусственным рубежам. Отдельно даны правила выбора места и постройки крепостей во вновь заселяемой области. Именно посередине последней следует устроить укрепленную сокровищницу, центр власти новой провинции, которую лучше расположить на местности у слияния рек или на берегу не пересыхающего водоема.
Такая строгая и точная привязка
любых действий в области военной (завоевательной),
экономической, социальной политики к
ландшафту вообще и конкретной местности
в частности не может не навести на мысль
о довольно жесткой детерминации любой
политики в Древней Индии (и не только
в ней) природными условиями, т. е.
о связи политики и географии
Колыбелью арабского этноса был Аравийский полуостров,
находящийся в юго-западной части евразийского
материка и занимающий промежуточное
положение между Европой, Центральной
и Южной Азией и Северо-Восточной Африкой.
Площадь поверхности полуострова Аравия
— 3 млн кв. км (более четверти площади
Европы). 2. Область мирного договора —
страны, подчинившиеся мусульманам путем
договора. Немусульманское население
этих стран находится под покровительством
ислама и платит за это специальную подушную
подать (джизйа). Говоря языком современной геополитики, это своеобразная
мусульманская полупериферия мира.
3. Область войны — немусульманские
страны, не имеющие мирного договора с
Халифатом и, следовательно, находящиеся
с ним в состоянии войны.
Это мировая периферия, которая должна быть превращена в мусульманскую полупериферию.
Для того чтобы привести весь мир к исламу, мусульманам необходимо вести постоянную борьбу за веру — джихад, который может быть трех видов, джихад сердца — борьба со своими собственными недостатками; джихад языка — запрет порицаемого и разрешение одобряемого исламом; газават (набег) или фатх (завоевание, победа). В священной войне запрещено убивать женщин, детей, стариков и священников даже немусульманского вероисповедания, но население и его собственность завоеванной страны становятся военной добычей.
Таким образом, геополитика ислама реализовывалась через определенную государственную форму — Халифат, видела в центре мира арабскую нацию, сплоченную мусульманской религией, святилища которой находятся в Мекке — религиозном центре мусульман и всего будущего мира. Обитаемый мир пока еще не стал полностью мусульманским, но целью ислама является сделать его таковым посредством постоянной экспансии Халифата, усилиям всех мусульман, которые обязаны вести священную войну-джихад за реализацию этой цели.
Геополитические идеи и концепции высказывали в своих сочинениях многие арабские ученые, среди которых следует выделить великих мыслителей Аль-Фараби и Ибн-Хальдуна
Абу Наср ибн Мухаммед Аль-Фараби
—'великий арабский философ, ученый-энциклопедист,
политический мыслитель — родился на
крайнем востоке Халифата в г. Отраре, расположенном
на берегу Сырдарьи в пограничной с тюрками
области Мавераннахр. Отец Фараби был
тюрком, но служил в войсках Халифата.
Фараби получил блестяшее по тем временам
образование в багдадском университете.
Он изучал естественные, социальные,политические
науки и философию. Преподавание велось
в духе платоновских (идеализм, поиск совершенных
форм жизни и политического правления,
диалоговая форма изложения) и аристотелевских
(энциклопедизм, систематизация всех видов
знания, гностицизм, естественные причины
социально-политических явлений
Аль-Фараби оставил богатое
и разнообразное научное наследие. Наиболее
известные из его произведений — это «Комментарии
на сочинения Аристотеля», «Трактат о
классификации наук», «Геммы премудрости».
Как политический и социальный мыслитель Аль-Фараби прославился
получившими широкую известность в арабском
мире и за его пределами работами «Гражданская
политика», «О достижении счастья», «Афоризмы
государственного деятеля». В сирийский
период своей деятельности он систематизировал
свои социально-политические воззрен
Политические идеи Аль-Фараби
имели явно выраженный геополитический
подтекст. Он, как и Аристотель, объяснял
политические явления и процессы естественными,
природными причинами, постоянно связывая
политику и географию. Например, человеческое
общество в его представлении — «соединение
многих людей в одном месте проживания»1,
т. е. результат совокупного воздействия
географических и социальных факторов. При этом человеческое
общество, как всю цивилизацию в целом,
он подразделял на отдельные народы, которые
отличаются один от другого «тремя естественными
вещами: естественным нравом, естественными
чертами (характера) и третьей, основанной
на характере (людей), которая также имеет
какое-то касательство к естественным
вещам. Это язык, т. е. речь, являющаяся
средством выражения (мысли)»1. Таким образом,
Аль-Фараби положил в основу этногенеза
природные (естественные) причины: нрав,
характер и язык народов, которые, по его
мнению, формируются географическими
факторами. Кроме того, он подразделял
все общества (государства) на великие,
средние и малые. «Великое общество —
это совокупность многих народов, которые
объединяются и помогают друг другу. Среднее
— это один народ. Малое — это (общество),
представленное одним городом»2. В его
великих, средних и малых обществах мы
без труда узнаем империи, однонациональные страны и полисы. При этом и
великое, и среднее, и малое общества, с
точки зрения мыслителя, могут быть вполне
автономны, политически независимы, предоставляя
при этом максимальные возможности для совершенствования
людей в делах и мыслях («совершенные общества»),
причем наибольшим «совершенством», по
Аль-Фараби, обладала городская община.
Но и городские общины («город и общество»)
он подразделял по критерию главной цели,
поставленной их жителями. При этом «город
и общество необходимости» имеет целью
«взаимопомощь в приобретении (всего того),
что необходимо для существования и защиты
тела...» «Город и общество обмена — это
такие, (жители) которых помогают друг
другу в достижении зажиточности и богатства».
«Город и общество низости — это такие,
жители которых помогают друг другу в
получении чувственных удовольствий...»
«Город и общество честолюбия — это такие,
жители которых помогают друг другу в
том, чтобы их почитали словом и делом»,
а город и общество властолюбия представлены
«людьми, которые помогают друг другу
в достижении победы...» Наилучшим (как
и у Аристотеля) Аль-Фараби считал «коллективный
город», т. е. такой, в котором каждый житель
полностью волен делать то, что пожелает.
Его жители сами избирают себе правителей,
которые правят ими в соответствии с волей
жителей3.
Рассмотренная градация обществ
по принципу добродетельности и предпочтение
полисного общества имперскому наглядно
отражают настроения эпохи, в которую
жил автор данной концепции. Это была эпоха
распада Халифата, политической нестабильности,
когда каждый человек, лишенный государственной
опоры и защиты, искал помощи и поддержки
в семье, у соседей, в городской общине
Информация о работе Первое протогосударственное образование на территории Китая