Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Контрольная работа № ____
по курсу _____________ Геополитика_ _______________
на тему Понятие государственной территории
вариант № ____
Работу выполнил (ф. и. о. студента)
____ Юленкова
Анастасия Олеговна_________________
студентка __3__ курса заочного отделения ___социологического_______факультета
СГУ
группа № __325____ город ____Красный Кут____________)
дата сдачи работы в учебную
часть "______"___________ 20__ г.
Работу проверил (ф.и.о. преподавателя)
____________________________________________
оценка __________ подпись__________ дата проверки
__________
2012 г.
Содержание.
Введение.
- Понятие государственной территории.
- Состав государственной территории.
- Особо охраняемые территории. Понятие и состав
особо охраняемых территорий.
- Свободные экономические зоны. Сущность свободных экономических
зон, их роль в развитии экономики.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Тема контрольной работы - понятие
государственной территории. Территория
государства объективно представляет
пространственные пределы осуществления
государственной власти. Территория понимается
также как пространственная сфера действия
государственного суверенитета, сфера
территориальной юрисдикции государства.
Государственная граница понимается как
юридически обоснованная условная линия,
и проведенная через нее плоскость, определяющая
пределы государственной территории,
т.е. сферу территориальной юрисдикции.
Государственная территория составляет
материальную основу государства. Защита
территории - одна из главных задач государства.
Согласно Конституции "Российская Федерация
обеспечивает целостность и неприкосновенность
своей территории". При написании данной
работы были использованы труды многих
ведущих исследователей, в частности,
Бабурина С.Н., Клименко Б.М., Левина Д.Б.,
Пушмина Э.А. и других. Актуальность данной темы заключается
в том, что территория государства объективно
представляет пространственные
пределы осуществления государственной
власти. Отсюда не просто уместно, но единственно
верно говорить о территориальном императиве
как о много аспектном
постоянно действующем факторе становления
и развития государства. Именно понятие
«территория» наравне с понятиями «государственная
власть» и «народ»
в своем единстве образуют формулу существования
государства.
Целью работы является аналитический
обзор и изучение одного из наиболее важных
институтов государственного права - территория
государства. Для достижения поставленной
цели необходимо, на мой взгляд, решить
следующие задачи:
· раскрыть
содержание понятия "Государственная
территория";
· рассмотреть
понятие "Государственная граница";
· изучить
правила изменения государственных
границ;
· рассмотреть
территориальные споры.
- Понятие государственной территории.
Под территорией понимается
часть земного шара, подвластная
государству или союзу государств.
Государственная территория
- это пространство, в пределах которого
государство осуществляет свой суверенитет,
распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя
ее в административном отношении в соответствии
со своими интересами. Ст. 67 Конституции
РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет
ее составные части: территорию субъектов
федерации, территориальные и внутренние
воды, воздушное пространство над ними.
Права России распространены также на
континентальный шельф и экономическую
зону России.
Приведенные положения
составляют юридический стержень универсального
понятия территория. В данном контексте
территория представляется не только как пространственный
предел функционирования общества и некая
основа социального организма, а как политическое
пространство, пределы осуществления
власти внутри страны и пределы, вне которых
государство выступает как внешняя сила.
Территория - один из основных признаков государства,
определяющий пространство, на которое
распространяется суверенитет и власть
государства. Каждое государство заинтересовано
в ясном определении пределов своей территории,
поскольку территориальные споры с соседями
рождают много трудностей, а порой чреваты
военными конфликтами. Для государств
правовое закрепление своей территории
имеет не только международно-правовое,
но и внутреннее, государственно-правовое
значение. От этого зависят границы государственного
суверенитета, т.е. поле действия законодательства,
исполнительной и судебной власти.
2. Состав государственной территории.
Государственная территория
существует в пределах, определенных
государственными границами, роль которых
обусловливается тем, что они
обозначают пространственный предел государственной
власти.
Территорию государства
составляют сухопутные пространства,
национальные воды, земные недра, территориальные
воды (территориальное море) и лежащие
над сушей и национальными
и территориальными водами воздушные пространства.
Принадлежащие государству
сухопутные пространства могут состоять
из отдельного сухопутного массива,
части земного континента или
из частей суши, разделенных территорией
другого либо других государств. Независимо
от расположения отдельные части сухопутного пространства
относятся к нераздельной территории
данного государства. Неотъемлемую часть
государственной территории составляют
также принадлежащие данному государству,
расположенные в открытом море острова.
Сухопутная территория государства может
состоять только из островных владений.
В состав государственной
территории ряда стран (России, США, Канады,
Норвегии и Дании) входят, в частности,
все земли и острова, находящиеся
в пределах полярного сектора
данного государствам Арктике. Полярные сектора включают пространства
в пределах линий, проведенных от Северного
полюса до северных сухопутных границ
данного государства. Границы полярного
сектора Российской Федерации - это все
земли и острова, как открытые, так и могущие
быть открытыми в будущем, расположенные
в Северном Ледовитом океане, между побережьем
Российской Федерации и меридианами 32°4'45"
восточной долготы и 168°49'30" западной
долготы от Гринвича, составляют территорию
РФ. Исключение - земли и острова, признанные
иностранными территория по состоянию
на 15 апреля 1926г., т.е. восточные острова
Шпицбергенского архипелага.
В состав водных пространств
входят внутренние (национальные) воды
и воды морского пояса, примыкающие
к морскому побережью государства
и называемые территориальными водами или территориальным морем.
К внутренним (национальным)
водам относятся находящиеся
в пределах сухопутной территории данного
государства моря, озера, каналы и
реки, а также моря, ограниченные
со всех сторон сухопутной территорией
данного государства, не соединяющиеся проливом с другими
морями или океаном.
Внутренними водами государства
являются воды его морских портов и при определенных условиях - морские
бухты, губы и лиманы, берега которых принадлежат
данному государству. Так, к внутренним
водам РФ относятся: а) воды портов, ограниченные
со стороны моря линией, проходящей через
наиболее удаленные в сторону моря точки
гидротехнических и других сооружений
портов; б) воды заливов, бухт, губ, лиманов,
берега которых полностью принадлежат
РФ - до прямой линии, проведенной от берега
к берегу в месте, где со стороны моря впервые
образуются один или несколько входов
в залив, бухту и т.п., если ширина каждого
из них не превышает 24 морских миль; в)
воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей
и проливов, исторически принадлежащих
РФ. К таким заливам относятся, в частности,
принадлежащие Российской Федерации Рижский
залив и залив Петра Великого на Дальнем
Востоке.
Внутренние (национальные)
воды находятся под исключительной
властью соответствующего государства.
Оно устанавливает их правовой режим, регулирует
в своем законодательстве пользование
ими, устанавливает условия судоходства,
рыболовства и иных промыслов.
По общему правилу, судоходство
и промысел во внутренних водах разрешается
осуществлять лишь гражданам и национальным организациям данного государства.
Однако государство
на определенных условиях может разрешать
иностранным судам плавание по внутренним
водам в целях захода в морские
порты, открытые для заграничных
сношений и расположенные в устьях
или вверх по течению национальных рек. Государство
может в порядке исключения разрешить
в соответствии с международным соглашением
отдельные рейсы иностранных судов по
своим внутренним водам.
Воды рек, озер и каналов,
по которым проходит линия государственной
границы между двумя государствами, составляют
часть государственной территории каждого
из них - от линии границы до принадлежащего
ему берега. Государство осуществляет
исключительную власть в пределах своих
пограничных вод и устанавливает во внутреннем
законодательстве их правовой режим. Что
же касается условий судоходства, промысла
и эксплуатации таких вод, а также захода
судов в воды сопредельного государства,
то эти вопросы, как правило, регулируются
международными соглашениями сопредельных
государств. Обычно к пользованию пограничными
водами допускаются лишь организацией
граждане сопредельных государств.
В состав государственной
территории стран, имеющих морское
побережье, входит пояс морских вод,
простирающийся за пределы сухопутной
территории и внутренних вод на расстояние 12 морских миль. Это -территориальные
воды, или территориальное море. Соответствующий
морской пояс существует и вокруг островных
владений государства. Территориальные
воды составляют неотъемлемую часть территории
прибрежного государства и подчиняются
его суверенитету.
Хотя территориальные
воды являются частью территории государства,
их режим несколько отличается от
режима других ее частей, в частности,
от режима внутренних вод. В интересах
развития экономического сотрудничества
и международного судоходства государства на добровольной,
взаимной и равноправной основе согласились
признать право мирного прохода иностранных
невоенных судов через свои территориальные
воды.
Территорию государства
составляют также недра земли, расположенные
под поверхностью сухопутных пространств и дном
водных пространств и
простирающиеся на технически
доступную глубину. Недра земли
находятся под исключительным суверенитетом
данного государства, которое в
своем внутреннем законодательстве
регулирует условия разведки и эксплуатации естественных богатств земных
недр, условия прокладки в недрах земли
и эксплуатации различных кабельных линий,
трубопроводного транспорта и т.п. Естественные
богатства земных недр - важнейшее достояние
народов, проживающих на данной территории.
Федеральный закон о
недрах №2395 от 21 февраля 1992г. (ред. от 22.08.2004г.)
устанавливает, что недра в границах
территории России, включая подземное
пространство и содержащиеся в недрах
полезные ископаемые, энергетические
и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения,
пользования и распоряжения недрами находятся
в совместном ведении Федерации и ее субъектов.
Добытые из недр полезные ископаемые и
иные ресурсы по условиям лицензии могут
находиться в федеральной государственной
собственности, собственности субъектов
РФ, муниципальной, частной и иных формах
собственности.
Континентальный шельф
включает в себя морское дно и
недра подводных районов, находящихся
за пределами территориального моря,
на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на
расстоянии 200 миль от берега. Обычно шельф
бывает богат запасами нефти и других
неживых, а также живых ресурсов. Порядок
осуществления суверенных прав на шельфе
регулируется Федеральным законом о континентальном
шельфе Российской Федерации от 30 ноября
1996г. Интересы субъектов Федераций в эксплуатации
ресурсов континентального шельфа учитываются
в соответствии с их вкладом в разведку
и разработку этих ресурсов.
Составной частью государственной
территории является воздушное пространство, расположенное над
сухопутной территорией, внутренними
и территориальными водами государства.
Оно находится под полным и исключительным
суверенитетом государства, которое во
внутреннем законодательстве устанавливает
правовой режим своего воздушного пространства.
Государство вправе, в частности, запретить
любым иностранным воздушным аппаратам
доступ в свое воздушное пространство.
В соответствии с положениями
современного международного права, подтверждаемыми
общепринятой практикой государств, иностранные воздушные аппараты любого
рода не могут претендовать на какое-либо
право "мирного пролета" через воздушное
пространство над территориальными водами
государства. Любые такие полеты возможны
лишь с предварительного специального
разрешения данного государства, если
иное не предусмотрено международными
соглашениями, в которых оно участвует.