Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:11, контрольная работа
Важность деятельности депутатов Государственной Думы для всех граждан России и необходимость совершенствования их статуса предопределяет введение спецкурса «Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» для магистрантов первого года обучения кафедры конституционного и международного права Алтайского государственного университета. Данный спецкурс позволит магистрантам получить углубленные знания о правовом статусе депутата Государственной Думы, его роли в законотворческом процессе, сравнить статус российского парламентария с зарубежными коллегами, сформировать собственную точку зрения на происходящие в настоящее время процессы реформирования представительных учреждений в России
Введение ………………………………………………………………………стр.3
1 Понятие и содержание государственно-правового статуса депутата в
Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности…стр.5
1.1Гарантии депутатской деятельности………………………..……стр.6
1.2Принципы депутатской деятельности………………………........стр. 16
1.3 Полномочия и деятельность депутата в представительном органе и избирательном округе……………………………………………………….....стр.18
1.4Ответственность депутатов и порядок их отзыва………………..стр. 19
Заключение……………………………………………………………………стр. 29
Список использованной литературы………………………стр.31
РОСЖЕЛДОР
Сибирский
государственный университет
по дисциплине
« Государственное и
Руководитель:
Фамилия И.О. должность,
звание
Студент группы_09-УК-16__
к.ф.н., доцент
Крутько Елена Александровна ФИО _Новикова К.В.__
_________
(дата проверки)
______________________________
Оценка: __________Подпись преподавателя:______________
Содержание
Введение ………………………………………………………
1 Понятие и содержание
Российской Федерации.
1.1Гарантии депутатской
1.2Принципы депутатской
1.3 Полномочия и деятельность депутата в
представительном органе и избирательном
округе………………………………………………………...
1.4Ответственность депутатов
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………стр.31
На рубеже 20-21 вв. произошло значительное обновление российских государственно-правовых институтов. Это связано со стремлением народа России к построению демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, признающего в качестве высшей ценности человека, его права и свободы. Важнейшим элементом государственно-правовой реформы стало учреждение постоянно действующего, формируемого на основе свободных и равных выборов, профессионального парламента России.
Новый подход к организации и роли представительного органа государства потребовал изменения правового статуса депутата. Пересмотру подверглись права и обязанности народных избранников, гарантии их деятельности, условия наделения полномочиями. Однако произведенные преобразования породили новые проблемы в статусе депутатов российского парламента. В настоящее время существует практика неисполнения депутатами предвыборных обещаний, непосещения заседаний Государственной Думы, лоббирования ими интересов узких групп населения. Чрезмерностью отличаются социальные гарантии статуса парламентария и гарантии его личной неприкосновенности. Политические партии имеют практически неограниченные возможности влияния на осуществление полномочий отдельными депутатами. По данным социологов, лишь 8-10 процентов российских граждан в полной мере доверяют депутатам и положительно оценивают их деятельность. В таких условиях законодательство о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ подвержено постоянным изменениям с целью поиска оптимального характера взаимоотношений депутатов с избирателями.
Важность деятельности депутатов Государственной Думы для всех граждан России и необходимость совершенствования их статуса предопределяет введение спецкурса «Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» для магистрантов первого года обучения кафедры конституционного и международного права Алтайского государственного университета. Данный спецкурс позволит магистрантам получить углубленные знания о правовом статусе депутата Государственной Думы, его роли в законотворческом процессе, сравнить статус российского парламентария с зарубежными коллегами, сформировать собственную точку зрения на происходящие в настоящее время процессы реформирования представительных учреждений в России[8].
1 Понятие и содержание государственно-правового статуса депутата в Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности.
Депутатом
Государственной Думы является избранный в соответствии
с федеральным законом о выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации представитель народа, уполномоченный
осуществлять в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации
законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Р
Депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Статус члена Совета Федерации, статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законно «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Одно и то же лицо не может одновременно
являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
Основные элементы конституционно-правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Российской Федерации: политико-правовой характер депутатского мандата; полномочия, совокупность прав и обязанностей депутата; гарантии депутатской деятельности; ответственность депутатов. Не все перечисленные элементы конституционно-правового статуса депутата равнозначны. Однако совокупность наиболее значимых элементов позволяет определить статус регионального депутата[1].
1.1 Гарантии депутатской деятельности.
Гарантии депутатской деятельности делятся на несколько групп:
власти создавать необходимые условия для осуществления депутатом
своих полномочий.;
Депутат не может быть
уволен с основного места работы
по инициативе администрации без
согласия представительного органа
местного самоуправления. В соответствии
с нормами трудового
Гарантией деятельности
депутата считается его
Неответственность депутата – результат принципа свободы дебатов и голосования. Между тем неответственность не касается случаев, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством[4].
Депутат Государственной Думы имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.
Участие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласительной и специальной комиссии.
Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.