Российское избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Предмет изучения – нормы конституционного и, прежде всего, избирательного права; доктринальные источники по теме исследования; судебная практика.
Целью исследования является комплексный анализ избирательного права Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
- рассмотреть эволюцию избирательной системы России;
- проанализировать правовую природу избирательного права, его место в правовой системе России;
- сформулировать понятие избирательной системы, проанализировать ее структуру и содержание;
- выделить стадии избирательного процесса

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История избирательного права России
1.1 Дореволюционное законодательство о выборах……………………..5
1.2 Избирательное право в советской России……………………………7
1.3 Современный этап развития избирательного законодательства……9
Глава 2. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
2.1 Понятие избирательного права и избирательной системы…………12
2.2 Основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации………………………..14
2.3 Принципы избирательного права (избирательной системы)……….15
Глава 3. Современная избирательная система Российской Федерации
3.1 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации……………………………………………………22
3.2 Источники избирательного права и избирательного процесса…….25
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

истоия Г1.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Орловский государственный  университет»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и избирательного права

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по теме:

«Российское избирательное право»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

201 группы:

Ловчикова Л. С.

Научный руководитель:

доцент Золотухина Е.К.

 

 

 

 

 

 

Орел, 2013.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. История избирательного права России

1.1 Дореволюционное законодательство о выборах……………………..5

1.2 Избирательное право в советской России……………………………7

1.3 Современный этап  развития избирательного законодательства……9

Глава 2. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации

2.1 Понятие избирательного права и избирательной системы…………12

2.2 Основные избирательные  системы современности и особенности  избирательной системы Российской  Федерации………………………..14

2.3 Принципы избирательного  права (избирательной системы)……….15

Глава 3. Современная избирательная система Российской Федерации

3.1 Особенности избирательных  систем и референдума в субъектах  Российской Федерации……………………………………………………22

3.2 Источники избирательного  права и избирательного процесса…….25

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы……………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Избирательное  право является одной из самых  молодых и динамично изменяющихся подотраслей в системе российского  права, поскольку до либерализации  общественно - политической жизни избирательные права граждан носили чисто условный характер. Не существовало подлинно демократических форм выборов; легитимность и преемственность власти обосновывались иными причинами, нежели это было принято в большинстве демократических государств. Практически вновь сформирована система правоотношений – система избирательных правоотношений.

Демократическая организация общества и государства немыслима без  осуществления народовластия, важнейшим  инструментом которого является выбор. При закрепление порядка реализации гражданами активных и пассивных избирательных прав законодатель выбирает ту или иную избирательную систему.

Этот выбор обусловлен комплексом различных социальных, экономических, политических и исторических причин, а так же возможных последствий применение определенного типа избирательной системы.

Российский опыт регулирования  избирательных процедур и их реализации своеобразен и отличается значительным разрывом между содержанием законодательной  нормы и реальной политической практикой ее осуществления.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, связанные  с избирательной системой в Российской Федерации.

Предмет изучения – нормы конституционного и, прежде всего, избирательного права; доктринальные источники по теме исследования; судебная практика.

Целью исследования является комплексный  анализ избирательного права Российской Федерации.

Достижение поставленной цели потребовало  решение следующих задач:

- рассмотреть эволюцию  избирательной системы России;

- проанализировать правовую  природу избирательного права, его место в правовой системе России;

- сформулировать понятие  избирательной системы, проанализировать  ее структуру и содержание;

- выделить стадии избирательного  процесса

В основу работы положены следующие принципы: связь с современностью; использование исторических фактов.

Глава 1. История избирательного права России.

1.1 Дореволюционное законодательство  о выборах

Сегодня практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Российское избирательное право имеет свою историю, которая включает в себя дореволюционное, советское и современное избирательное право.

В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX века, когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании представительного высшего органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 г.г, 6 августа 1905 года Николай II подписал Манифест «О выборах в Государственную Думу». Обращаясь к народу, царь пояснял: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям, призвать выборных людей от всей земли русской к деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему представляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».

Основными законодательными актами, определившими порядок выборов  в Государственную думу, были: Положение  «О выборах в Государственную  думу» (от 6 августа 1905 года), Правила  «О применении и введении в действие Учреждения Государственной думы» (от 6 августа 1905 года) и Положение «О выборах в Государственную думу» (от 6 августа 1905 года).1

По Положению 6 августа 1905 года в выборах не участвовали:

1. Лица моложе 25 лет. 

2. Лица женского  пола.

3. Обучающиеся в учебных заведениях.

4. Воинские  чины, состоящие на действительной службе.

5. «Бродячие  инородцы», иностранные подданные. 

6. Судимые  (если они не были оправданы)  за преступные деяния, влекущие  лишение или ограничение прав, либо исключение со службы, а  равно за кражу мошенничество,  укрывание похищенного, покупку краденого и т.п.

Кроме того, лишались права участвовать в выборах  лица, лишенные духовного сана или  звания «за пороки»; исключенные  из среды обществ и дворянских собраний по приговорам сословий, «к которому принадлежат»; осужденные за уклонение от военной обязанности. Статья 8 Положения «О выборах в Государственную Думу» (от 6 августа 1905 года) запрещала участие губернаторов, вице-губернаторов, градоначальников и их помощников «в пределах подведомственной им местности» в выборах. Активного и пассивного избирательного права лишались и граждане, «занимающие полицейские посты в данной губернии или городе» (в том числе, сотские и десятские среди крестьян). 17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Этим манифестом Россия получила буржуазные свободы – слова, печати, личности, совести, собраний и союзов. Также в манифесте говорилось следующее: «Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь… те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку» и «установить, как незыблемое право, чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действенного участия в надзоре за законностью действий постановленных от нас властей».

11 октября  1905 года было декларировано вручение  избирательного права рабочим.  Но им наделялись только рабочие  на предприятиях фабрично-заводской  и горной промышленности с числом не менее 50 человек.

В Положении  «О выборах в Государственную  Думу» (от 6 августа 1905 года) оговаривались  определенные ограничения для избрания непосредственно в Государственную  думу. Ими не могли стать лица, не знающие русского языка, а также  занимающие на гражданской службе должность с «определенным окладом содержания». Желающие попасть в Думу, говорилось в Положении, должны были отказаться от своего места на службе. Закон отказывал в участии в выборах лицам, не внесенным в избирательные списки или утратившими до начала выборов избирательный ценз.2

1.2 Избирательное право  в советской России

Принятая после Октябрьской  революции 1917 года Конституция РСФСР 1918 года провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Избирательному праву отведен четвертый раздел Конституции. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим возможность производительного труда. Следует отметить, что по Конституции 1918 года избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству. Также установлены официальные дни выборов, и их порядок.

Принятие Конституции  РСФСР 1925 года внесло незначительные изменения  в избирательные права. В отличие  от Конституции 1918 года не лишались избирательных прав лица, состоящие под опекой, а также монахи и служители культов, для которых это занятие не является профессией. А также упразднены главы о производстве, проверке и отмене выборов.

Конституция СССР 1936 года существенно изменила избирательную систему. Впервые в истории советских конституций, содержала отдельную главу «Избирательная система». Выборы производились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. С вступлением в силу Конституции СССР 1936г. произошли изменения в процедуре проведения выборов: ступенчатые выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.

Конституции СССР 1977 года РСФСР 1978 года также содержали главы, закрепляющие избирательные права  граждан. Приняты следующие преобразования: установлен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР – 21 год, не допускается контроль за волеизъявлением избирателей, граждане не могут быть лишены в судебном порядке избирательных прав.

В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституциями были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов, как на федеральном, так и на других уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, и в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально.

Следующий шаг по пути реформирования избирательного законодательства был сделан с принятием Закона РСФСР «О выборах народных депутатов» (от 27 октября 1989 года). В нем были закреплены: открытость и гласность осуществления избирательных процедур, выдвижение и регистрация неограниченного числа кандидатов, их равенство при проведении предвыборной агитации. Установлена ответственность кандидата за нарушение им норм избирательного законодательства. Также мы считаем необходимым выделить Закон «О выборах Президента РСФСР». В законе впервые четко закреплены источники финансирования выборов Президента РСФСР.3

Выборы, по сути, в это  время являлись механизмом сохранения и поддержания монополии одной политической партии на власть в стране в условиях постепенной демократизации общественной жизни.

Именно в этот период был заложен ряд принципов, которые  в будущем были востребованы и  закреплены в российской избирательной  системе: свободное выдвижении и обсуждение кандидатур, включение в избирательный бюллетень неограниченного числа кандидатов, гласность и открытость итогов голосования, введение сбора подписей в поддержку кандидатов и многое другое.

1.3 Современный этап  развития избирательного законодательства

Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов - согласно Указу  Президента № 1400 «О поэтапной конституционной  реформе в РФ» (от 21 сентября 1993 года).

События 3-4 октября 1993 года выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в  новый законодательный орган  страны - Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых  особенностей для нашего законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем)

Таким образом, после  принятия Конституции РФ на референдуме  в 1993 году избирательное законодательство динамично развивается, что свидетельствует о растущем значении выборов и для государства, и для общества. Развитие избирательного законодательства происходит в нескольких направлениях: увеличивается общее количество законодательных актов, существенно расширяется объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов.

Информация о работе Российское избирательное право