Федеральный закон «О техническом регулировании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:05, реферат

Краткое описание

Из названия Закона складывается ошибочное представление, что он имеет сугубо технический характер. Это совершенно не соответствует его содержанию.
Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Содержание

Введение___________________________________________________2
1 Сфера применения настоящего Федерального закона_____________5
2 Принципы технического регулирования________________________12
3 Законодательство РФ о техническом регулировании____________16
4 Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну___________________________________________________20
Список использованных источников____________________________23

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральный закон «О техническом регулировании».doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение___________________________________________________2

1 Сфера применения настоящего Федерального закона_____________5

2 Принципы технического регулирования________________________12

3 Законодательство РФ о техническом регулировании____________16

4 Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну___________________________________________________20

Список использованных источников____________________________23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Из названия Закона складывается ошибочное представление, что он имеет сугубо технический  характер. Это совершенно не соответствует  его содержанию.

Закон имеет  огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей. С другой стороны, Закон предусматривает дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования в важной сфере деятельности.

Закон разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию. Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

Давая общую оценку содержания Закона следует сделать вывод о его революционном характере. Закон устраняет еще имевшиеся остатки методов административного управления экономикой в части регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования. Закон устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, вносит ясность в многие понятия, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.

Закон является комплексным законодательным актом  РФ и устанавливает на высшем юридическом уровне на основе Конституции РФ:

- порядок разработки, принятия, применения и исполнения  общеобязательных государственных  требований к продукции, процессам  ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- порядок осуществления  тех же процедур в отношении  необязательных требований к  указанным объектам, а также к  работам и услугам;

- систему нормативных  и рекомендательных актов, в  которых закрепляются соответствующие  требования к регулируемым объектам;

- порядок осуществления  работ по стандартизации регулируемых  объектов;

- порядок подтверждения  соответствия регулируемых объектов  обязательным или необязательным  требованиям;

- порядок организации  и осуществления государственного  контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемым объектам;

- порядок информации  и финансирования работ в регулируемой  области.

Комментируемый  Закон полностью заменяет Законы РФ " О сертификации продукции  и услуг" и " О стандартизации", которые утрачивают силу со дня введения его в действие.

В связи с  принятием Закона необходимо будет  внести изменения в ряд федеральных  законов, регулирующих вопросы, затронутые в Законе.

Важно также  отметить, что в отличие от указанных  законов, Закон является актом прямого действия и решает практически большинство вопросов, которые ранее регулировались актами федеральных органов исполнительной власти.

Изложенное  позволяет сделать вывод, что  предлагаемый комментарий Закона представляет практический интерес для широкого круга читателей: руководителей и специалистов предприятий и организаций, производителей и потребителей продукции и услуг всех отраслей промышленности и аграрно-промышленного комплекса, оптовой и розничной торговли, сферы услуг, контролирующих, судебных органов и органов прокуратуры, студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений юридического, экономического, технического профиля, а также граждан-потребителей товаров и услуг.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 1 . Сфера  применения настоящего Федерального закона гласит:

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- оценке соответствия.

Настоящий Федеральный  закон также определяет права  и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом  отношений.

2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.

3. Действие настоящего  Федерального закона не распространяется  на государственные образовательные  стандарты, положения (стандарты)  о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Пункт 1 ст. 1 имеет  принципиальное значение, поскольку  определяет главную идею Закона о  разделении объектов технического регулирования  на две категории: на которые устанавливаются общеобязательные государственные требования и те, требования к которым исполняются на добровольной основе.

Абзац 2 п. 1 ст. 1 Закона является весьма емким по своему содержанию и определяет круг регулируемых отношений, связанных с объектами, на которые устанавливаются обязательные требования.

Такими объектами являются:

- продукция  как таковая;

- процессы производства  продукции (т.е. технологические  требования ее изготовления);

- правила эксплуатации (применения, потребления) продукции;

- правила хранения  продукции;

- правила перевозки  продукции;

- правила реализации  продукции;

- правила утилизации продукции.

Таким образом, Закон регулирует порядок установления обязательных требований как к самой  продукции, так и к процессам, охватывающим все стадии ее жизненного цикла от изготовления до утилизации.

Следует обратить внимание, что в приведенном перечне  не упоминается стадия разработки (проектирования) продукции.

Означает ли это, что Закон не регулирует отношения, возникающие на этой стадии? Представляется, что ответ должен быть отрицательным, поскольку, как указано в комментируемой норме, Закон регулирует отношения, возникающие при разработке обязательных требований, а разработка этих требований, как известно, осуществляется при разработке продукции.

Под принятием  обязательных требований ко всем упомянутым объектам регулирования следует  понимать их принятие (утверждение) в  установленном Законом порядке  и юридической форме (правовом акте).

Правовая природа  отношений по разработке и принятию обязательных требований к регулируемым объектам может быть определена на основе предусмотренного Законом порядка разработки и принятия документа, содержащего эти требования.

Таким документом является технический регламент, принимаемый  согласно Закону международным договором РФ, федеральным законом или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ.

Все указанные  нормативные правовые акты разрабатываются  и принимаются в установленном  для них порядке и в соответствии с Законом РФ " Об авторском праве и смежных правах" не являются объектами авторского права.

Под применением  обязательных требований следует понимать их обязательное использование во всех объектах и случаях, для которых  они приняты.

Под исполнением  обязательных требований следует понимать их обязательное соблюдение в соответствующих объектах регулирования.

Отношения, возникающие  при применении и исполнении обязательных требований, по своей правовой природе  являются властными отношениями  между государством, устанавливающим  такие требования и субъектами права, обязанными их применять и соблюдать.

В силу этого  за нарушение упомянутых требований Законом может быть установлена  ответственность всех видов, предусмотренных  законодательством РФ.

Из всех упомянутых объектов технического регулирования требует определенного разъяснения понятие реализации продукции. Под этим понятием обычно имеют ввиду передачу на возмездной основе (в том числе обмен) права собственности на продукцию. Такая трактовка этого понятия дается в Налоговом кодексе РФ.

Передача продукции  осуществляется в соответствии с  действующим законодательством, в  том числе на основе гражданско-правовых договоров купли-продажи, поставки и других договоров, предусмотренных  Гражданским кодексом РФ (ГК). В этих договорах путем ссылки либо в иной форме должны быть указаны обязательные требования, которым должна соответствовать передаваемая продукция.

Особо важную роль имеет соблюдение обязательных требований при розничной купле-продаже товаров, в первую очередь пищевых продуктов. При этом имеются в виду обязательные требования к продукции, а также к условиям ее реализации.

До принятия Закона вопрос об обязательных требованиях  к продукции и другим объектам регулировался Законом РФ " О  стандартизации", принятым в 1993 г. Согласно этому закону обязательные требования устанавливались в государственных стандартах, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, причем не только на продукцию, как это предусмотрено Законом, но также на работы и услуги.

Несмотря на то, что упомянутый закон с 1 июля 2003 г. утрачивает силу, а действие государственных стандартов сохраняется до вступления в силу соответствующих технических регламентов, и только в части, отвечающей целям технического регулирования, ссылка на эти стандарты в законодательстве продолжается. Более того в согласно Федеральному закону от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ (дополнение в Налоговый кодекс о налогообложении при выполнении соглашений о разделе продукции) продукция (полезное ископаемое) по качеству должна соответствовать не только государственному стандарту, но также стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия - стандарту организации (предприятия). Представляется, что упомянутые стандарты (кроме стандартов организации) применению не подлежат, поскольку не предусмотрены Законом.

Абзац 3 п. 1 ст. 1 Закона определяет иную сферу регулирования - отношения, аналогичные отношениям, предусмотренным абзацем 2 п. 1, но только касающиеся требований, не являющихся обязательными и исполняемых  на добровольной основе.

Таким образом, эти требования по своей правовой природе являются рекомендациями, которые  содержатся в иных, чем предусмотрено  для обязательных требований документах.

Согласно Закону РФ " О стандартизации" обязательные и необязательные требования определялись в едином документе - государственном стандарте, что создавало определенные трудности при их применении.

Объекты регулирования  в абзацах 2 и 3 полностью совпадают, но в последнем абзаце дополнены  работами и услугами.

Важно еще раз  подчеркнуть принципиальное положение Закона о том, что на выполнение работ и оказание услуг могут приниматься только требования, исполняемые добровольно (см. комментарий к понятию продукция), а на продукцию и связанные с нею процессы - как обязательные, так и не обязательные требования.

Добровольное  исполнение рекомендуемых требований может осуществляться на основе решения  уполномоченного органа управления организации (индивидуального предпринимателя) или в соответствии с договором. Таким образом устраняется содержавшаяся в ст. 7 Закона РФ " О стандартизации" двусмысленность "об обязательности необязательных требований" государственных стандартов, включенных в договор.

Естественно указать, что несоблюдение договорных требований к продукции, работам, услугам и  другим объектам может повлечь только имущественную ответственность перед контрагентом в соответствии с гражданским законодательством и договором. В отличие от этого, несоблюдение обязательных требований может повлечь также административную и уголовную ответственность.

Информация о работе Федеральный закон «О техническом регулировании»