Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 21:44, шпаргалка
(1)Понятие и значение курса «Судоустройство». Правоохранительная деятельность, понятие, основные признаки и цели.
Судоустройство - совокупность правовых норм, определяющих задачи, полномочия и организацию суда, иных правоохранительных органов, содействующих суду в его деятельности по отправлению правосудия и выполнению самостоятельно правоохранительной функции, связанной с охраной прав и законных интересов граждан, юрид. лиц и иных организаций, а также государственных интересов на территории РБ.
(1)Понятие и значение курса «Судоустройство». Правоохранительная деятельность, понятие, основные признаки и цели.
Судоустройство - совокупность правовых норм, определяющих задачи, полномочия и организацию суда, иных правоохранительных органов, содействующих суду в его деятельности по отправлению правосудия и выполнению самостоятельно правоохранительной функции, связанной с охраной прав и законных интересов граждан, юрид. лиц и иных организаций, а также государственных интересов на территории РБ.
Предмет курса судоустройство: изучение основных этапов становления и развития судов, основных правоохранительных органов государства (прокуратура, органы уголовного преследования, адвокатура, нотариат).
Правоохранительная деятельность, понятие, основные признаки и цели.
Правоохранительная деятельность - это урегулированная законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридич. санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно - правового воспитания граждан.
Основные признаки:
К основным задачам правоохранительной деятельности относятся:
(2)
Место суда в системе
Ведущее место в осуществлении
правоохранительной деятельности занимает
суд. Это государственный орган,
призванный разрешать споры и
конфликты, возникающие в обществе
между людьми в процессе их социального
взаимодействия. Суд появился в государстве
как орган охраны права, его защиты
от нарушений, как орган судебной
власти, осуществляющий специфическую
государственную функцию –
Согласно ст. 3 «Закона о судоустройстве и статусе судей в РБ» “Суды в Республике Беларусь призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц, независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования”.
Существует 2 точки зрения: 1.суд относится к правоохранительным органам.2.суд не относится к правоохранительным органам.
Суд стоит на вершине, т.к. судебный орган, единственный из всех правоохранительных органов окончательно судит о праве, от имени гос-ва решает вопросы о виновности или невиновности лица, о применении или неприменении к нему соответствующего наказания. А следственный комитет, адвокатура, нотариат, при осуществлении своей деятельности играет вспомогательную суду роль.
(3) Судебная власть: понятие, основные свойства и их характеристика.
Судебная власть – функционирующая на основе закона и в порядке, установленном законом, система судебных учреждений – органов судебной власти – действующая в целях обеспечения верховенства права, защиты прав и свобод граждан.
В понятие судебной власти должно входить 4 положения: наличие не менее 2 субъектов правоотношений, одним из которых является суд; возможность суда применять принуждение в случае не исполнения его законных требований; подчинение суду всех субъектов правоотношений; наличие правовых норм, регулирующих действие участников правоотношений. Назначение судебной власти: защита прав граждан, учреждений, государства.
Свойства: самостоятельность и независимость (ограничена от других ветвей власти, запрещение вмешательства в его деятельность, подчинение нижестоящих судов вышестоящим), полнота и исключительность (судебная власть исключительна по своему характеру), объективность и беспристрастность, верховенство судебной власти (правосудие от имени РБ, в соответствии с конституцией и иных нпа, контролирует досудебное произ-во), легитимность (считается при доверии к ней народа), политическая нейтральность (судьи вне политики и политической борьбы).
Судебная защита является наиболее цивилизованной, совершенной, надежной и эффективной защитой субъективных прав и законных интересов граждан. Она содержит максимум гарантий прав личности и справедливого разрешения споров, связанных с правом.
(4) Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властью.
Взаимоотношения с испол. и законод-й властью происх-ят по 2 направлениям:
1.каждая из 3-х ветвей осущ-ет свои полномочия, сдерживая и уравновешивая друг друга, обеспечивая тем самым в гос-ве закон-сть, соблюдение прав и свобод субъектов правоотношений;
2.ветви власти должны сотрудничать между собой в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом(взаимодействие!)
Воздействие закон-ой власти на судебную:закон. власть формирует судеб. политику, кот. должна проводить СВ (закон-тель принял Кодекс о СУ, ужесточил требования для стан. судей); закон. власть участвует в формировании суд. корпуса (предс-ль Верх. Суда- назначается през-том с согласия Совета Республики); закон. власть принимает участие в финанс-нии для СВ, принимает НПА, формирует судебную политику.
Судебная власть влияет на закон-ую: СВ в лице Конст.Суда осуществляет контроль за конст-ностью законодательных актов; СВ опосредственно участвует в формировании профес-го корпуса закон. власти.
Испол. власть влияет на СВ: участвует в формировании суд. корпуса и финанс-я суд .власти; реализует судебные решения.
Закон. власть влияет на исполнительную: по Конст-ции РБ любое решение можно обжаловать в суде!
(5) Судебно-правовая реформа в РБ. Концепция о предмете, целях и основных направлениях реформы.
Постановление Верховного Совета РБ от 23 апреля 1992г.
Содержание: -регулировала судебную власть; -рег. конституционную основу суд.вл.; -рег.построение суд.сис-мы; - рег.предварит. расслед-ие, осуществление прокурорского надзора, деят-сть адвокатуры, ОВД;
Главные цели: 1. Создание правовой сис-мы, способной обеспечить функционирование правового гос-ва 2. Утверждение самостоятельной, независимой суд.власти, как основного гаранта прав и свобод граждан 3.воплощение в зак-ве демократических принципов организации и деят-сти правоохранит. органов.
Судебная система РБ в соот-вии с полож-ями концепции суд-прав. реформы, формируется на основании след. принципов:
1.на основании децентрализации суд.системы за счет функц-го разделения организ-ых форм суд. власти(т.е. создание спец-ых судов)
2.на основ. мах приближения суда к населению (т.е. предполагалось ввести должность "мирового судьи")
3.на основ. обеспечения компет-ти и профес-зма в суд. деят-ти (это начало было выполнено)
4.рефор-ние на основании сочетания единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел в суде 1-й инстанции
5.предус-лось предоставить населению участие в осущ-нии правосудия в качестве присяжных заседателей
6.восстановление апелляционного суда (действует в общих и хозяйственных судах РБ)
7.образ-ние спец-ых судов и специализированных судебных коллегий (в РБ еще нет!)
(6) Необходимость судебно-правовой реформы в РБ.
Судебно-правовую реформу
следует рассматривать как
- приоритет прав и свобод личности, их охрана и защита со стороны государства;
- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
- взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений;
- разграничение компетенции
законодательной,
Одной из решающих причин, определивших необходимость проведения судебно-правовой реформы, является то, что система органов юстиции, сформированная в основном в условиях политического тоталитарного государства на рубеже 30-40-х годов нашего столетия, не в состоянии выполнять функции, присущие юстиции в правовом государстве. Юстиция отстала от демократических изменений, произошедших в обществе. Свободная личность нуждается в беспристрастной и квалифицированной судебной защите от произвола, а суд остается со своим прежним назначением и местом в системе власти. В нынешнем состоянии органы системы юстиции восприимчивы к диктату преобладающей политической силы и не могут гарантировать беспристрастности, присущей юстиции в правовом государстве.
Наглядным свидетельством
кризиса и упадка действующей
системы юстиции является
Таким образом, сложившаяся
система органов юстиции не отвечает
современным требованиям и
(7) Правосудие-важнейшая функция судебной власти. Соотношение понятий «суд.власть»и«правосудие».
Правосудие – самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.
Черты правосудия: регулируемая законом деят-ть суда; по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях установленном порядке юридических дел и конфликтов; с применением в необходимых случаях мер гос принуждения к правонарушителю; в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенных или оспариваемых прав. Правосудие важнейшая и основная ф-ция судебной власти.
Виды: рассмотрение и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел, связанные с охраной прав, законных интересов граждан,учреждений; рассмотрение в судебном заседании уголовных дел, решение вопрсов о виновности или невиновности, применение наказаний к лицам, признанных виновными; рассмотрении в судебном заседании дел об административных правонарушениях; рассмотр в судебн заседении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования; конституционное судопроизвдство, осущ Конституц судом.
Понятие судебная власть и правосудие близкие, но не идентичные. Судебная власть более широкое понятие, тк кроме правосудия включает выполнение других действий, напр, прием граждан, рассмотрение жалоб и заявления граждан. Иначе говоря, суд власть охватывает всю сферу обществ отношений, связанных с организ и деят-тью судов и отправления правосудия.
(8) Нормативно – правовые основы судоустройства и организации правоохранительных органов в РБ.
Правовые источники курса:
а) всеобщая декларация прав человека 1948
б) международный пакт о гражданских и политических правах 1966
в) европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950…..
а) закон « О прокуратуре РБ»
б) закон «О КС РБ» и т.д.
(9)
Конституционные основы
Под конституционными основами судебной власти понимают закрепленные в конституции или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида деятельности.