Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа
Авторское право и смежные права – одна из составных частей гражданского кодека Российской Федерации, которая обеспечивает защиту прав создателей интеллектуальных произведений. Признание, уважение и защита авторских прав стимулирует развитие индивидуальной творческой активности человека, а также обеспечивает доступность произведений для широких слоев общества. Авторское право касается особых форм творчества, которые имеют отношение главным образом к средствам массовых коммуникаций. Оно регулирует практически все формы и методы массовых коммуникаций - не только печатных, но также радио- и телепередач, проката фильмов и т.д. и даже компьютерных систем хранения и использования информации.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и общая характеристика авторского права и смежных прав
2 Защита авторского права и смежных прав
3 Авторство в сети
4 Международные соглашения относительно авторских прав. Перспектива развития в мире.
4.1 Stop Online Piracy Act (SOPA)
4.2 PIPA
4.3 The Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA)
Заключение
Библиографический список
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и общая
2 Защита авторского права и смежных прав
3 Авторство в сети
4 Международные соглашения относительно авторских прав. Перспектива развития в мире.
4.1 Stop Online Piracy Act (SOPA)
4.2 PIPA
4.3 The Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA)
Заключение
Библиографический список
Введение
Авторское право и смежные права – одна из составных частей гражданского кодека Российской Федерации, которая обеспечивает защиту прав создателей интеллектуальных произведений. Признание, уважение и защита авторских прав стимулирует развитие индивидуальной творческой активности человека, а также обеспечивает доступность произведений для широких слоев общества. Авторское право касается особых форм творчества, которые имеют отношение главным образом к средствам массовых коммуникаций. Оно регулирует практически все формы и методы массовых коммуникаций - не только печатных, но также радио- и телепередач, проката фильмов и т.д. и даже компьютерных систем хранения и использования информации.
Большинство интеллектуальных произведений существуют, будучи воплощенными в материальной форме. Книги, картины, зарисовки, ноты и т.п. Однако, к примеру, стихи, музыка или артистическое исполнение, существуют, даже если они не были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или слов. Авторское право охраняет именно форму выражения идей, а не сами идеи.
Как только идеи воплощаются в произведении, возникает авторско-правовая охрана их формы - в виде расположения слов, нот, знаков и т.д. Авторское право охраняет права авторов на оригинальность произведений.
Актуальность данной темы
заключается в том, что авторское
право и смежные права
Цель данной курсовой работы
- выявить особенности правового
регулирования гражданских
Задачи курсовой работы: дать определение авторского права и смежных прав в узком и широком смысле; проанализировать защиту авторских и смежных прав; исследовать авторство в сети и международные соглашения относительно авторских прав.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области создания, использования и охраны объектов авторского права и смежных прав.
Предметом исследования являются нормативная база, Гражданский кодекс Российской Федерации, подзаконные нормативные акты и судебная практика.
В данной курсовой работе использованы
методы: общенаучный, метод анализа
и синтеза, сравнительно-правовой и
формально-юридический методы.
1 Понятие и
общая характеристика
Авторские и смежные права
- вместе составляют самостоятельный
институт гражданского права нормы,
которые регулируют отношения, возникающие
в связи с созданием и
Авторское право регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав. Это распространяется на произведения как выпущенные, так и неизданные для общественности, но не распространяется на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые.
Авторское право на произведение возникает из факта его создания. Автором работы является физическое лицо, указанное обычным способом как автор на оригинале или экземпляре произведения в отсутствие доказательств обратного. Лицо, которому принадлежит авторское право на уведомление об этом, может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоящий из латинских буквы С в круге © (символ копирайта), имя человека, которому принадлежит авторское право и года первого опубликования произведения. Этот символ также де-факто используется для обозначения субъекта, которому юридически права собственности на продукт в полном объеме или частично. Такие лица могут быть как физические, так и юридические лица (организации).
Использование символа копирайта не является обязательной. Правовая защита работ будет предоставляться независимо от того, поставлен символ на изделии или нет. Авторское право регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав. Это распространяется на произведения как выпущенные, так и неизданные для общественности, но не распространяется на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право на произведение возникает по факту его создания. Автором работы является физическим лицом, указанное обычным способом как автор на оригинале или экземпляре произведения в отсутствие доказательств иного.
Охрана интеллектуальной собственности
в области авторского права включает в
себя не только защиту права автора, но
и защиту прав других лиц, осуществляющих
индивидуальное творческое воспроизведение
произведений автора. Эти права называются
смежными правами. Смежными признают права
исполнителей, производителей фонограмм
и вещательных организаций на результаты
своей творческой работы. Исполнители
должны уважать права авторов исполняемых
произведений. Производители фонограмм
должны придерживаться прав авторов и
прав исполнителей, которые записаны на
фонограмму. Вещательные организации
должны соблюдать права авторов, исполнителей
и производителей фонограмм. Субъекты
смежных прав имеют те же права собственности,
какие обладают и субъекты авторского
права: право владеть, пользоваться (удаление
в пользу принадлежности к объекту) и распоряжаться
(продавать, передавать во временное пользование)
объектов смежных прав. Для уведомления
о своих правах исполнители и производители
фонограмм могут на всех экземплярах фонограмм
или на их упаковках использовать знак
охраны смежных прав, который состоит
из латинской буквы P в круге - (P) и имя человека,
который имеет смежных прав, с указанием
года первой публикации саундтрека. Смежных
прав связано с фактом исполнения, производства
фонограммы, производства видеозаписи,
обнародования передачи организации вещания.
Для возникновения и осуществления смежных
прав не требуется выполнения каких-либо
формальностей.. Смежные права могут передаваться
по наследству.
2 Защита авторского права и смежных прав
Под защитой авторских и смежных, прав понимается совокупность мер, направленных, на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, далеко не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Причинами этого являются и общий низкий уровень правопорядка в стране, и неосведомленность авторов о своих правах и способах их защиты, и отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую помощь, и т. д. В последние годы в России наблюдается рост нарушений авторских и смежных прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации. Грубыми нарушителями указанных прав выступают также государственные радиостанции и телеканалы, в бюджетах которых даже не заложены средства, предназначенные на выплату авторского гонорара. Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимания органы власти. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав, которыми могут воспользоваться потерпевшие, оставленные один на один с правонарушителями, приобретает особую актуальность.
Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора, по общему правилу, только он сам или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.
После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов.
Нарушителем авторских и
смежных прав является любое физическое
или юридическое лицо, которое
не выполняет требований, установленных
действующим авторским
Защита авторских и
смежных прав может осуществляться
как в юрисдикционной, так и
в неюрисдикционной форме. В рамках
юрисдикционной формы, в свою очередь,
выделяются общий и специальный
порядки защиты. По общему правилу,
защита авторских и смежных прав,
а также охраняемых законом интересов
их обладателей осуществляется в
судебном порядке. В качестве средства
защиты выступает иск, т. е. обращенное
к суду требование об отправлении
правосудия, с одной стороны, и
обращенное к ответчику материально-
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути, сводится к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента, например отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Наибольшую практическую значимость среди форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.
Способы защиты авторских и смежных прав. Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Закон об авторском праве предоставляет потерпевшим достаточно большой выбор способов защиты.
Кроме того, к нарушителям
авторских и смежных прав могут
быть применены некоторые
Как правило, потерпевший может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой Закона, либо вытекает из характера нарушенного права и совершенного нарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора среди допустимых способов защиты. Обратимся к их краткому анализу.