Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:18, курсовая работа
В Теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки.
1. ВВЕДЕНИЕ
В Теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъекты, изучением которых занимается юридическая наука. Однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминания их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.
Марксистка – ленинская теория
считает основной причиной возникновения
государства раскол общества на противоположные
классы с непримиримыми противоречиями
Второе ошибочное следствие из данной посылки заключалось в том, что все государства древнего мира должны были быть непременно рабовладельческими. Поэтому кастовая или иная стратификация необоснованно отождествлялись с рабовладением.
1 См. Ленин В.И. Государство и
революция. Полное собрание
Основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению появления государства. Как писал Ф. Энгельс, к нему «стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов и для защиты от внешних врагов»2.
На этих позициях стоит и современная теория государства.
Несмотря на то, что представители разных классов, каст оказывались в далеко не равном положении. Государство все же всегда возникало в связи с необходимостью удовлетворения общих интересов населения: защиты от внешних нападений, обеспечения общественных работ, санитарных условий и т.п.
Признание государства органом всего общества – характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, т.е. учения, исходящего из идеи, а не из установленных фактов. Если государственная власть – от Бога, значит, она должна быть равной по отношению ко всем и не иметь классового уклона. Так. По крайней мере, следует из христианской религии. Патриархальная теория происхождения государства (выдвинута еще Аристотелем) видит в государстве разросшуюся семью, опекающую подданных, как отец своих детей3. Теория, утверждающая власть государства через согласие подданных на подчинение. И теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека, отражают сугубо идеологические и психологические основы возникновения и функционирования государства.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
2 См. Маркс К.; Энгельс Ф. Соч. т. 21, стр. 168
3 См. Аристотель. Политика. М., 1911, стр. 3
Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц. Не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение. Для государства характерно наличие. По выражению Ф.Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть – аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «Материальные придатки» – тюрьмы и другие принудительные учреждения – является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства.
Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права – «Формы государства». Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Республики Беларусь, но, к сожалению, действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Так что – за работу!
2.ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются для осуществления ими организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства – это устройство государственной власти и ее организация.
Традиционно Теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Указанное понимание формы государства
сложилось не сразу. Долгое время
ее считали состоявшей из формы правления
и формы государственного устройства,
к которым в последствии
Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:
1. Историческая традиция
Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
2. Исторические осо6енности
3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
4 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд. М., 1996. С. 40
5 Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 5-6.
4. Избранное той или
иной государственной формы в
молодых странах,
Нетрудно заметить, что содержание такого понятия как "форма государства" - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать и соответственно изучать.
Вот почему форму государства можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.
Но это пока самый общий подход к пониманию формы государства* самое первое приближение. Для дальнейшего продвижения необходимо подробно рассмотреть все три блока, составляющие форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства.
Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственном организованном обществе. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию кто и как правит в этих государствах, то есть по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приёмы осуществления государственной власти. Аристотель применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления.
Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства или как ее еще называют форма национально-государственного и административно - территориального устройства.
Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей: оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и так далее.
С формой государства тесно связана третья составляющая - форма государственного (политического) режима - "совокупность способов и методов осуществления власти государством"6.
6 См. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995, С. 124
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки:
Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами. Более полное и конкретное представление о форме государства дает анализ трех ее составляющих.
7 см. Теория государства и права. Под. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., М. 1998. С. 185
3. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления - принцип организации государственной власти, выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними.
В зависимости от того: как создаются высшие органы государства и каково их строение; какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина, формы государственного правления подразделяются: монархические; республиканские.
3.1 Монархические формы правления
"Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству".8
В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя и т.п.). При этом различают монархию абсолютную, характерную, как правило, для позднего периода средневековья (власть монарха в таком государстве ничем не ограничена), и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современная форма ограниченной монархии - парламентарная монархия. Роль монарха в ней формальна; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентарной монархии - современная Великобритания. Основными признаками классической монархической формы правления являются:
8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 101.