Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: углубление и закрепление знаний об особом правовом состоянии, называемом гражданством.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
• проанализировать и изучить теоретическую, практическую, а так же нормативно-правовую историческую литературу по теме;
• раскрыть понятие гражданства; основания, условия и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
• изучить конституционно-правовое регулирование отношений, связанных с гражданством РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая-2 версия.docx

— 72.59 Кб (Скачать файл)

Введение

Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, что бы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином.

До 1917 г. в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались «подданными». Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий» от 23 ноября 1917 г. отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование – «гражданин Российской Федерации». Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей проживающих в независимых соседних государствах и за пределами бывшего Советского Союза, принятый закон «О гражданстве Р. Ф.» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Ведь только гражданин Российской Федерации может пользоваться всеми правами и льготами, которые предоставляет ему государство. От государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

Таким образом, гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражает основы статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех и иных видов правоотношений, при реализации им своей правоспособности.

Объектом исследования является законодательные и конституционно-правовые положения о статусе личности.

Предметом исследования данной работы является конституционные положения о гражданстве.

Цель исследования: углубление и закрепление знаний об особом правовом состоянии, называемом гражданством.

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

  • проанализировать и изучить теоретическую, практическую, а так же нормативно-правовую историческую литературу по теме;
  • раскрыть понятие гражданства; основания, условия и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
  • изучить конституционно-правовое регулирование отношений, связанных с гражданством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Гражданство – неотъемлемое право личности

1.1. Понятие, основные  принципы гражданства.

Необходимым условием глубокого познания понятия гражданства и действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК от 11 (24) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и (т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждане Российской Республики. 1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства».

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. Первым правовым актом регулирующим вопросы гражданства СССР стало Положение о союзном гражданстве 1924 года, далее были приняты Положения о гражданстве СССР 1930 и 1931 годов.

В дальнейшем принятие новых Конституций СССР 1936 и 1977 годов привело к появлению законов СССР о гражданстве 1938 и 1978 годов. В разгар перестройки в 1990 году был принят последний Закон СССР о гражданстве. Одной из особенностей советского закона о гражданстве была норма, которая позволяла лишать человека гражданства вопреки его воли, исключительно по инициативе государства.

Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики. В законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность.

С 1 июня 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, принятый 31 мая 2002 г. Необходимость разработки нового Закона была обусловлена принятием Конституции РФ 1993 года и теми сложностями, которые возникли после распада Союза ССР и были связаны с определением гражданства Российской Федерации лиц, переселяющихся в Россию из других союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 № 62-ФЗ гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

«Гражданство – один из ключевых  политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ  его конституционного строя»1

Во-первых, гражданство - это связь двух субъектов: человека и государства. Иначе говоря, гражданство - это некое единство, которое возможно лишь при естественной и одновременно осознанной, разумной принадлежности друг другу человека и государства как лиц, обладающих определенным объемом прав и обязанностей (ответственности).

Во-вторых, эти связи могут быть фактические и правовые. Гражданство - это правовая связь. А это значит, что вопросы пребывания в гражданстве регулируются правом (законом, договором). Никто - ни отдельный человек, ни должностное лицо, ни государственный орган - не может договориться по вопросам гражданства фактически, если отсутствуют соответствующие нормативные правовые посылки. Для решения вопросов гражданства нужны соответствующие юридические действия.

В-третьих, по своему характеру гражданство - это устойчивая правовая связь. Устойчивость связи человека и государства заключается в их постоянном характере, длящемся от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающем расторжения отношений гражданства в одностороннем порядке. Ч. 3 ст. 6 Конституции РФ провозглашает: «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Это позволяет гражданам РФ свободно осуществлять свои права и свободы, не опасаясь лишения гражданства и утраты связи со своим государством. Это положение является одним из важнейших принципов российского гражданства, подтверждающих демократизм РФ. Этот принцип гарантирует право гражданина на свободное осуществление своих прав и свобод без боязни утратить гражданство.

Значение и ценность гражданства подчеркивается в ряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6, 61, 62, 63. По мнению Л.Д. Воеводина наиболее авторитетным является определение установленное Законом Р.Ф. «О гражданстве Российской Федерации» в соответствии с которым, «гражданство Российской Федерации это устойчивая правовая связь лица  с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности  их  взаимных  прав,   обязанностей».2

«Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством и не только внутри страны, но и за ее пределами».3 С моральной точки зрения гражданство дает человеку чувство сопричастности к стране и ее народу, чувство собственной значимости.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 15), записано:

«1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

Среди норм, регулирующие гражданство, ведущее место занимают нормы Конституции РФ. Конституция относит гражданство к числу предметов ведения Федерации (ст. 89). Основные вопросы гражданства в достаточно полном объеме регулируются Федеральным законом о гражданстве, принятом Госдумой 19.04.2002г. и вступившим в силу с 01.07.02г. До этого времени в России действовал Закон 1991г. (с изменениями и дополнениями), который не в полной мере соответствовал Конституции РФ.

Конституция и Закон о гражданстве устанавливает, прежде всего, те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:

1. Гражданство Российской  Федерации является единым. В  силу федеративного устройства  России этот принцип - один из  важнейших и закрепляется в  Конституции (ст. 6).

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской  Федерации имеет открытый и  свободный характер. Во-первых, это  выражается в том, что, согласно  Закону, в РФ каждый человек  имеет право на гражданство; в  наличии такой формы приобретения  гражданства, как прием, осуществляемый  к тому же на доступных для  человека основаниях. В соответствии  с международными документами  о правах человека, призывающими  государства стремиться к сокращению  числа лиц без гражданства, Российская  Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

4. Гражданин Российской  Федерации не может быть лишен  своего гражданства помимо его  воли и права изменить его.

Запрет в Конституции РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

Все предшествующее законодательство закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

5. Гражданин Российской  Федерации может иметь гражданство  иностранного государства (двойное  гражданство). Такая возможность  предоставляется в соответствии  с федеральным законом или  международным договором Российской  Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

Ранее такое право в Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.

6. Российское законодательство  исходит из принципа сохранения  гражданства Российской Федерации  лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает  из естественного права человека  избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы  Российской Федерации и беспрепятственно  возвращаться, что закреплено в  ст. 27 Конституции. Отрицание этой  свободы в прошлом являлось  грубым ущемлением прав и свобод  человека.

7. Гражданство Российской  Федерации основано на отрицании  автоматического его изменения  при заключении или расторжении  брака гражданином Российской  Федерации с лицом, не принадлежащим  к ее гражданству, а также при  изменении гражданства другим  супругом. Этот принцип отражает  сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с  государством, недопустимость автоматического  прекращения гражданства, без волеизъявления  лица и соблюдения установленного  порядка. Кроме того, подобная норма  исходит из признания брака  равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

Информация о работе Гражданство РФ