Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:32, контрольная работа
Перевозки, а значит и договоры перевозки можно классифицировать по различным основаниям. Практическое применение имеют следующие основания:
- В зависимости от вида привлекаемого транспорта различают железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские перевозки.
- В зависимости от предмета перевозки подразделяются на перевозки грузов, пассажиров и багажа.
- В зависимости от территории, по которой выполняется перевозка, различают национальные (внутриреспубликанские) и международные перевозки.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 4
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ 9
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
СОДЕРЖАНИЕ
Гражданский кодекс, ст.738, устанавливает, что перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки, который таким образом является единственным правовым основанием выполнения перевозки.
При этом договор перевозки может заключаться в чистом виде, а может включать также элементы договора транспортной экспедиции, т.е. заключаться в форме смешанного договора.
Согласно ст. 391 ГК стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, в смешанном договоре к элементам договора перевозки будут применяться правила транспортного законодательств; к элементам договора транспортной экспедиции правовые нормы, установленные для транспортно-экспедиционной деятельности.
В законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» в ст.23 установлено, что «экспедитор имеет право осуществлять перевозку груза собственным транспортном. В этом случае экспедитор заключает с клиентом договор транспортной экспедиции и договор перевозки груза». Я остановилась на этом моменте потому, что высказывается точка зрения о необходимости заключать два самостоятельных договора в этом случае. Представляется, что такая позиция не имеет никакого подтверждения в законодательстве. Договор необходимо рассматривать не только как документ, но и как соглашение сторон об установлении прав и обязанностей. И в приведенной статье речь идет о том, что сторонами должно быть достигнуто соглашение не только относительно условий договора транспортной экспедиции, но и по условиям договора перевозки. Но никоим образом из данной нормы не следует обязанность сторон заключать два самостоятельных документа. Отношения будут оформлены смешанным договором, о котором я упомянула выше.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Перевозки, а значит и договоры перевозки можно классифицировать по различным основаниям. Практическое применение имеют следующие основания:
-
В зависимости от вида
- В зависимости от предмета перевозки подразделяются на перевозки грузов, пассажиров и багажа.
-
В зависимости от территории,
по которой выполняется
Разновидностью
договора перевозки является договор
об организации перевозки грузов.
По договору об организации перевозки
грузов перевозчик обязуется в установленные
сроки принимать, а грузовладелец предъявлять
к перевозке грузы в обусловленном объеме.
В договоре об организации перевозки грузов
определяются объемы, сроки и другие условия
предоставления транспортных средств
и предъявления грузов для перевозки,
порядок расчетов, а также иные условия
организации перевозки.
Договор об организации автомобильной
перевозки грузов не исключает необходимости
заключения договора автомобильной перевозки
груза или договора фрахтования.
Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства. Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя при погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.
Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки. На морском транспорте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых сталийным временем (стадией), определяется соглашением сторон, а еще чаще — сроками, принятыми в соответствующих портах. Стороны могут установить дополнительный срок ожидания судна под грузовыми операциями — контрсталийное время (контрсталию). За простой судна в течение этого срока устанавливается и особая плата — демередж. Если грузовые операции не будут закончены и в контрсталийное время, перевозчик может отправить судно в плавание, хотя бы погрузка судна и не была завершена. При этом он сохраняет право на полное вознаграждение.
Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских перевозках — диспач). В целях предупреждения доступа к грузу и обеспечения его сохранности в процессе перевозки обособленные помещения и емкости (трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.
Внесение провозной платы (фрахта на морском транспорте) и иных платежей является важнейшей обязанностью грузоотправителя. Ее размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством. Такое исключение сделано в отношении транспорта общего пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении договора перевозки. Допускается также перевод платежной обязанности на получателя. Распределение платежных обязанностей зависит также от условий договора, заключенного между отправителем и получателем. Они могут по-разному определить момент перехода платежных обязанностей в перевозке от одной стороны к другой в зависимости от условий передачи товара (с завода, со склада отправителя, со станции отправления, со станции назначения, на складе у получателя). Кроме провозной платы, отправитель обязан оплатить дополнительно оказанные ему услуги (например, за взвешивание, за хранение груза). Они оплачиваются по соглашению сторон.
Перевозчик
наделен правом удержания груза
в целях обеспечения
Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного законодательством или соглашением сторон, а затем за плату.
При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевозчик также обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие условия работы в таком случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и пр.).
В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов. Во-первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения. Во-вторых, допускается изменение пункта назначения груза, т. е. его переадресовка. Заявление о переадресовке груза может быть подано грузоотправителем, грузополучателем, а также иными лицами, уполномоченными на то надлежащим образом. Условия переадресовки различаются, главным образом, в зависимости от вида транспорта. Так, на внутреннем водном, автомобильном, морском и воздушном транспорте переадресовка составляет субъективное право лица и, по общему правилу, не зависит от согласия перевозчика. На железнодорожном транспорте переадресовка возможна только с согласия перевозчика, а потому до получения такого согласия субъективного права на переадресовку грузоотправитель (грузополучатель) не имеет.
Перевозка в зависимости от вида транспорта может быть оформлена при переадресовке новыми перевозочными документами, составляемыми станцией (портом, пристанью) переадресовки (в частности накладной, электронной накладной) или осуществляться по тем же документам. При увеличении времени перевозки груза в связи с переадресовкой срок его доставки меняется. Лицо, по заявлению которого произведено изменение грузополучателя или пункта назначения груза, отвечает за последствия этих изменений и обязано урегулировать расчеты между отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза.
Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). На железнодорожном транспорте при всякой перевозке, а на автомобильном при международной перевозке или при централизованном вывозе грузов с железнодорожных станций, из портов (пристаней) и из аэропортов такая обязанность лежит на грузоотправителе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получатель вправе отказаться от получения груза только при том условии, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что возможность его полного или частичного использования исключена.
Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом общей формы, записями в грузосопроводительных документах.
Грузополучатель
обязан принять (вывезти) груз в установленные
сроки. При их нарушении расходы по хранение
груза сверх сроков бесплатного хранения
возлагаются, в зависимости от вида транспорта
и этапа развития перевозочного обязательства,
на грузополучателя, грузоотправителя
или (на морском транспорте) на всякое
лицо, управомоченное распоряжаться грузом.
По истечении установленных сроков хранения
груз как невостребованный подлежит реализации
в установленном порядке. Реализации подлежат
и бездокументарные грузы, т.е. грузы, прибывшие
без сопроводительных документов.