Должностные регламенты государственных служащих: содержание и адекватность потребностям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

15 августа 2001 года Президентом РФ была утверждена Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации. В документе указывается, что одной из проблем современного состояния государственной службы является отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными подразделениями аппарата органа государственной власти, а также между органами государственной власти, гражданами Российской Федерации и структурами гражданского общества. В документе отмечается, что реформирование государственной службы является приоритетным направлением в области государственного строительства и, в частности, предполагает решение таких задач, как обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих, повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов, активное использование современных информационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


1.1 Классификация государственных должностей как юридического установления должностного регламента


1.2 Должностной регламент и его роль в организационно-функциональной структуре государственной службы

ГЛАВА 2. ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ, ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

2.1 Алгоритм формирования должностного регламента

2.2. Условия эффективности использования должностного регламента в целях оптимизации государственной службы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

контр раб.docx

— 37.50 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАФЕДРА “ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ  
УПРАВЛЕНИЕ”

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:  

«Должностные регламенты государственных служащих: содержание и адекватность потребностям»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка группы «ГМУ3-3А »

Киселева Ю.В.

Руководитель проф. Богатырев Е.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА - 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ДОЛЖНОСТЬ И ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ  КАК ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

 

1.1 Классификация  государственных должностей как  юридического установления должностного  регламента

 

 

1.2 Должностной  регламент и его роль в организационно-функциональной  структуре государственной службы

 

ГЛАВА 2. ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ, ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ  РЕГЛАМЕНТОВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

2.1 Алгоритм формирования должностного  регламента

 

2.2. Условия эффективности использования  должностного регламента в целях  оптимизации государственной службы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

15 августа 2001 года Президентом  РФ была утверждена Концепция  реформирования государственной  службы Российской Федерации.  В документе указывается, что одной из проблем современного состояния государственной службы является отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными подразделениями аппарата органа государственной власти, а также между органами государственной власти, гражданами Российской Федерации и структурами гражданского общества. В документе отмечается, что реформирование государственной службы является приоритетным направлением в области государственного строительства и, в частности, предполагает решение таких задач, как обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих, повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов, активное использование современных информационных технологий. 
 
В соответствии с положениями Концепции, должностные регламенты являются одной из основ организации государственной службы, и их использование направлено на повышение эффективности исполнения государственным служащим служебных обязанностей, обеспечение его прав, определение ответственности, а также дебюрократизацию государственного аппарата и предотвращение злоупотребления полномочиями. 
В развитие положений Концепции соответствующие нормы о должностном регламенте государственных служащих были введены в Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". 1Появление в базовом федеральном законе о гражданской государственной службе подробных требований к содержанию должностных регламентов обусловлено не только стремлением к единству и упорядочиванию ведомственного регулирования прав, обязанностей и ответственности государственных служащих. В рамках реформы государственной службы ставится комплексная задача увеличения прозрачности государства для граждан – в этом аспекте система должностных регламентов государственных служащих и административных регламентов органов исполнительной власти направлена на обеспечение возможности более эффективного

общественного (и государственного) контроля за процедурами взаимодействия государственных служащих и граждан в рамках оказания государственных услуг, рассмотрения обращений и т.п.

Актуальность избранной для  исследования темы в современных  условиях очевидна. Системы должностных  регламентов, содержащих правила организации  деятельности государственных служащих и реализации государственных полномочий, является одним из самых важных направлений  административной реформы, осуществляемой в настоящее время в Российской Федерации. Особое значение, в связи  с этим, приобретают законодательные  положения, устанавливающие основные требования к форме и содержанию должностных регламентов, а также  предусматривающие их интеграцию в  существующую систему регулирования  государственной службы. 
 
Исходя из всего вышесказанного, объект может быть определен как отношения по созданию, внедрению и актуализации должностных регламентов в практике деятельности органов государственного управления. 
 
Предмет работы – совокупное понятие должностного регламента государственного служащего. 
 
Цель данной работы – рассмотреть должностной регламент как правовую и организационную основу профессиональной деятельности государственных служащих. 
 
Задачи работы могут быть сформулированы следующим образом: 
 
1) необходимо проанализировать факторы, определяющие организационно-функциональные структуры системы государственной службы; 
 
2) требуется охарактеризовать основные элементы системы государственной службы; 
 
3) следует рассмотреть проект разработки, введения в действие и реализации должностных регламентов в органах государственной гражданской службы.

 

 

 
 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СЛУЖАЩИЙ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ  И ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ КАК  ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 
1.1 Классификация государственных  должностей как юридического  установления должностного регламента

 
Государственная служба включает систему  должностей государственной службы, в том числе их распределение  по категориям и группам, квалификационные требования к государственным служащим, реестры должностей гос.службы, должностные регламенты. 
 
Должности государственной службы, предназначенные для обеспечения выполнения функций государства и государственных органов, а также для обеспечения полномочий лиц, замещающих конституционные должности и конституционные (уставные) должности, учреждаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 
 
Должности государственной службы подразделяются на должности государственной гражданской службы, должности государственной военной службы, должности государственной службы в правоохранительных органах и должности государственной службы в иных государственных органах. 
 
Должности государственной гражданской службы учреждаются для обеспечения деятельности государственных органов, а также для обеспечения полномочий лиц, замещающих конституционные должности и конституционные (уставные) должности. 
 
Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие категории: 

должности руководителей государственных  органов, их аппаратов, а также заместителей этих руководителей, кроме лиц, замещающих конституционные должности и  конституционные (уставные) должности. Перечни должностей этой категории  определяются реестрами должностей государственной службы;

должности, учреждаемые для выполнения задач и функций государственного органа;

должности, учреждаемые для непосредственного  обеспечения полномочий лиц, замещающих конституционные должности и  конституционные (уставные) должности;

должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансового, хозяйственного обеспечения  деятельности государственного органа.

 
В связи с этим разрабатываются  принципы и критерии отнесения должностей государственной гражданской службы к соответствующим категориям и  группам. 
 
На государственной гражданской службе, военной службе, государственной службе в правоохранительных и иных государственных органах сохраняются группы должностей - младшие, старшие, ведущие, главные и высшие. 
 
Представленная выше классификация должностей государственной гражданской службы является полноценной юридической основой для разработки соответствующих должностям регламентов, поскольку последние включают в себя: 
 
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности; 
 
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; 
 
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; 
 
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; 
 
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; 
 
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; 
 
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; 
 
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. 
 
Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. 
 
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

 

 

1.2 Должностной регламент  и его роль в организационно-функциональной  структуре государственной службы

 
Основное определение должностного регламента содержится в ст. 47 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской Федерации" 2: «профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа». 
 
Из данного определения следует, что: 
 
Во-первых, должностной регламент государственного служащего становится основным нормативным актом, регламентирующим его деятельность. Такой вывод можно сделать на основании того, что в должностном регламенте будут содержаться требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую должность государственной службы, его должностные права, обязанности и ответственность в зависимости от функциональных особенностей данной должности государственной службы и сферы ведения государственного органа. 
 
Во-вторых, должностной регламент является составной частью административного регламента государственного органа.

 

Введение регламентов обеспечивает восстановление персональной ответственности  лиц, принимающих решения (устранение анонимности административных процессов  и решений). Регламенты призваны ограничить поле административного усмотрения ЛПР и исполнителей путем приписывания разрешенных вариантов решения  типовых вопросов, а также процедур согласования и апелляции. 
 
Административные регламенты позволят четко закрепить выполнение отдельных функций и их элементов за конкретными подразделениями органов исполнительной власти и установить рациональные процедуры и форматы межведомственного взаимодействия. Административные регламенты должны задавать шкалу качества исполнения функций. Это крайне важно для государственных органов, у которых нет объективных рыночных измерителей результативности. 

 
Административные регламенты:

 

обеспечивают однозначность и  предсказуемость поведения исполняющих  их чиновников;

обеспечивают прозрачность правил и процедур и тем самым расширяют  возможности планирования, контроля и оценки деятельности для руководителя ведомства и исполнительной власти в целом;

фиксируют и позволяют анализировать  деятельность государственных органов  и их подразделений;

объективизируют контроль и персонифицируют ответственность в системе исполнения решений;

минимизируют расходы на поиск  информации и позволяют оперативно генерировать необходимую информацию.

Регламенты бывают:

1. АР предоставления административных  услуг гражданам и организациям (налогообложение, таможенная обработка  грузов, регистрация, лицензирование, выдача справок, свидетельств, ведение  публичных баз данных и пр.).

2. "Вертикальные" АР, формализующие  процессы исполнения плановых  и текущих заданий, а также  процессы оказания административных  услуг другим ведомствам (согласование  и консультирование).

3. "Функциональные" АР, формализующие  процессы, связанные с соблюдением  внешних регламентов, общих для  всех или значительной части  органов исполнительной власти (финансы,  кадры, командировки, проведение  конкурсов на НИР и НИОКР,  проведение закупок товаров и  услуг и др.).

Административные регламенты могут  быть эффективно реализованы лишь в  электронной форме. Это делает возможным  сбор и анализ информации в режиме реального времени, что позволяет  существенно увеличить производительность труда в государственном аппарате. Создание электронных административных регламентов (ЭАР) - это способ реализации единой программы оптимизации деловых  процессов и повышения эффективности  государственного управления, выхода на реально работающее "электронное  правительство".

 

ГЛАВА 2. ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ, ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В ОРГАНАХ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

 

2.1 Алгоритм формирования  должностного регламента

 

Должностной регламент разрабатывается  государственным гражданским служащим совместно с руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором учреждена должность (непосредственным руководителем), специалистом по вопросам государственной службы и кадров6.

Для вакантной должности должностной  регламент разрабатывается руководителем  структурного подразделения государственного органа, в котором учреждена должность (непосредственным руководителем), совместно  со специалистом по вопросам государственной  службы и кадров.

Последовательность действий при  разработке должностного регламента:

- Описание деятельности государственного  гражданского служащего на данной  должности (если должность не  вакантна).

- Формирование проекта должностного  регламента на основе описания  деятельности государственного  гражданского служащего на данной  должности.

- Сведение разделов должностного  регламента в единый документ, анализ его качества.

- Утверждение должностного регламента.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О  государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) 3 так определяет значение и содержание должностного регламента - документа (ст. 47):

1. Профессиональная служебная деятельность  гражданского служащего осуществляется  в соответствии с должностным  регламентом, утверждаемым представителем  нанимателя и являющимся составной  частью административного регламента  государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

- квалификационные требования  к уровню и характеру знаний  и навыков, предъявляемые к  гражданскому служащему, замещающему  соответствующую должность гражданской  службы, а также к образованию,  стажу гражданской службы (государственной  службы иных видов) или стажу  (опыту) работы по специальности;

- должностные обязанности, права  и ответственность гражданского  служащего за неисполнение (ненадлежащее  исполнение) должностных обязанностей  в соответствии с административным  регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного  подразделения государственного  органа и функциональными особенностями  замещаемой в нем должности  гражданской службы;

- перечень вопросов, по которым  гражданский служащий вправе  или обязан самостоятельно принимать  управленческие и иные решения;

- перечень вопросов, по которым  гражданский служащий вправе  или обязан участвовать при  подготовке проектов нормативных  правовых актов и (или) проектов  управленческих и иных решений;

- сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих  и иных решений, порядок согласования  и принятия данных решений;

- порядок служебного взаимодействия  гражданского служащего в связи  с исполнением им должностных  обязанностей с гражданскими  служащими того же государственного  органа, гражданскими служащими  иных государственных органов,  другими гражданами, а также с  организациями;

- перечень государственных услуг,  оказываемых гражданам и организациям  в соответствии с административным  регламентом государственного органа;

-показатели эффективности и  результативности профессиональной  служебной деятельности гражданского  служащего.

Должностные регламенты вводятся в  действие со дня их утверждения, если в приказе об утверждении не оговаривается  иной срок введения в действие, сообщаются гражданским служащим при оформлении на службу до заключения служебного контракта.

Информация о работе Должностные регламенты государственных служащих: содержание и адекватность потребностям