Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:36, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать основные положения законодательства о защите прав потребителей;
2) изучить сущность защиты прав потребителей в торговом обслуживании;
3) охарактеризовать особенности отдельных направлений защиты прав потребителей в торговом обслуживании;
4) выявить способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании;
5) рассмотреть судебную практику по теме.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Общие положения о защите прав потребителей в торговом обслуживании………………………………………………………………………6
Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей……………………………………………………………..6
Понятие и основные категории правового института защиты прав потребителей…………………………………………………................15
2. Отдельные направления защиты прав потребителей в торговом обслуживании…………………………………………………..............................25
2.1. Защита прав потребителей в предпродажном обслуживании……....25
2.2. Защита прав потребителей в послепродажном обслуживании……..35
2.3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в торговом
обслуживании………………………………………………………….50
Заключение…………………………………………………………………….62
Библиографический список…………………………………………………..66
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - «НИНХ»
Институт заочного обучения
Кафедра гражданского права и процесса
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности
высшего профессионального
030501 Юриспруденция
на тему:
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Исполнитель,
студентка гр.ЮРП92У ________________________ ( Шадапова Анастасия Владимировна )
Руководитель
к.ф.н., доцент ________________________ ( Л.Л. Леонова )
Нормоконтролер
к.ф.н., доцент ________________________ ( Л.Л. Леонова )
Новосибирск - 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Общие положения о защите прав
потребителей в торговом обслуживании………………………………………………
2. Отдельные направления защиты
прав потребителей в торговом обслуживании………………………………………………
2.1. Защита прав потребителей в предпродажном обслуживании……....25
2.2. Защита прав потребителей в послепродажном обслуживании……..35
2.3. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в торговом
обслуживании………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..66
Введение
Актуальность исследования обусловлена часто возникающими противоречиями в сфере потребительского рынка, нарушениями прав потребителей, некоторым несовершенством законодательства в данной отрасли, недостаточно эффективной правоприменительной практикой.
В современном цивилизованном демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение. Это подтверждается многочисленными международными актами о правах человека и соответствующим законодательством Российской Федерации. Права человека следует рассматривать в совокупности, складывающейся из множества аспектов жизнедеятельности личности. В процессе жизни, сталкиваясь с необходимостью удовлетворения своих насущных потребностей, люди чаще всего выступают в качестве потребителей каких-либо услуг, товаров, предлагаемых бесчисленным количеством производителей. В конечном счете, вся индустрия производства товаров и услуг своей итоговой целью ставит именно удовлетворение интересов потребителя. Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе в судебных органах.
Ориентация экономики на нужды человека, естественно, потребовала максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне. Значение защиты прав потребителей не только в усилении социальных гарантий гражданина. Такая защита объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг.
Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, названная проблема актуальна уже давно. В 1985 г. Генеральная ассамблея ООН приняла решение считать 15 марта Всемирным днем потребителей. Поскольку именно в этот день, но в 1962 г., президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе, впервые в мировой истории провозгласил четыре неотъемлемых прав граждан-потребителей: на безопасность товаров и услуг, на информацию, на выбор товаров и услуг, право быть выслушанным. С тех пор, благодаря активной деятельности, созданной вскоре после этого, Международной организации потребительских союзов (в настоящее время объединяет в своих рядах организованных потребителей из 86 стран, в том числе России, Украины, Белоруссии), перечень признаваемых в мире прав потребителей пополнился еще четырьмя: правом на удовлетворение основных потребностей; на возмещение ущерба; на потребительское образование (просвещение) и правом на здоровую окружающую среду.
Реформирование нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, потребовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне. Значение защиты прав потребителей не только в усилении социальных гарантий гражданина. Такая защита объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Вместе с тем, в последнее время в России обострились проблемы качества и безопасности потребительских товаров, особенно импортных. Многие из них не отвечают санитарным нормам, требованиям качества, безопасности применяемого сырья, материалов, компонентов, что представляет опасность для жизни и здоровья людей. Согласно статистическим данным Роспотребнадзора по Республике Бурятия, за 2011 год общее количество обращений потребителей возросло до шести тысяч человек, из которых пятьдесят один процент составляют обращения граждан по вопросам качества товаров (работ, услуг), а также качества оказанных торговлей услуг. Это подтверждает недостаточное правовое регулирование в рассматриваемой сфере правоотношений, что отражается на механизме защиты прав потребителей и на эффективности применения мер ответственности.
Целью настоящей работы является исследование защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать
основные положения
2) изучить сущность защиты прав потребителей в торговом обслуживании;
3) охарактеризовать
особенности отдельных
4) выявить способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании;
5) рассмотреть судебную практику по теме.
Объектом исследования являются общественные отношений, возникающие в сфере защиты прав потребителей.
Предметом исследования является российское гражданское законодательство, закрепляющее положения о защите прав потребителей.
Теоретической основой дипломной работы являются исследования российских авторов, посвященные анализируемой проблематике.
Методологию исследования сравнительный,
системно-структурный и
В дипломной работе использовались отдельные положения Конституции и соответствующих законов Российской Федерации, научные труды в области гражданского права, других отраслей знания. Это предопределило комплексный подход к теме исследования.
1. Общие положения о защите прав потребителей в торговом обслуживании
1.1.Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей
Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь своего развития. Формировался этот институт в процессе развития общества и зародился в период перехода от натурального хозяйства к меновому. Этот переход привел к необходимости заключать сделки, направленные на удовлетворение собственных потребностей. Именно такая цель стала движущей силой развития экономики, а, следовательно, культуры и права, как неотъемлемых элементов цивилизации.
Развитие общества и как следствие усложнение товарного оборота привели к тому, что не всегда стали совпадать интересы сторон по обмену вещами: «У тебя нет того, что мне необходимо, а у меня есть то, что нужно тебе»1. Такое положение было необходимостью ввести общепризнанный эквивалент, который не являлся товаром, но мог быть обменен на необходимую вещь. Появление денег, как эквивалента производимых товаров, заметно оживило оборот и в значительной мере изменило отношения в обращении вещей. Возникают две стороны с различными обязанностями: одна должна передать товар, другая уплатить цену. Со временем конструкция усложнилась: передача товара могла по времени не совпадать с уплатой цены. В результате продавец стал намного защищен от обмана, нежели покупатель: удостовериться в подлинности он мог почти сразу, чему способствовала торжественная форма передачи, взвешивание передаваемого эквивалента и т.д. В тоже время недостатки приобретенного покупателем товара могли стать очевидными лишь спустя какое-то время. Именно поэтому для уравнивания риска сторон стал разрабатываться институт защиты прав потребителя.
Первоначально правовым регулированием обеспечивались лишь некоторые виды сделок. Так источники древнерусского права содержат не общие правила защиты прав потребителя, а нормы, регулирующие продажу какого-нибудь конкретного вида товаров, наиболее ценных для того времени, чаще всего крупного скота лошадей.
Легко видеть, что одним из способов защиты права покупателя при продаже некачественного товара было возвращение сторон в исходное положение, другими словами, вещь признавалась непроданной. На практике вероятно речь не всегда шла о полном расторжении договора и возврате сторон в исходное положение. Применялся и иной способ защиты покупателя, при продаже некачественной вещи – снижение покупной цены и возврат части денег.
В период зарождения института защиты прав потребителя ответственность продавца наступала за недостатки проданной вещи лишь тогда, когда он утверждал, что вещь не имеет недостатков, а таковые выявлялись, или обещал определенные качества у продаваемого товара, а они отсутствовали. Причем делалось различие между, так называемыми, серьезными обещаниями и обещаниями, даваемыми в целях расхвалить товар.
В торговых операциях нередко применялись весы, меры и другие приспособления для определения количества товара. В этом случае, кроме риска приобрести некачественный товар, покупатель подвергался риску быть обманутым относительно его количественных характеристик. Усложнение сварного оборота привело к распространению указанных способов защиты при покупке других вещей, к формированию более общих норм.
В 1930-е годы в западноевропейских государствах стали создаваться так называемые «лиги покупателей», которые стали прообразом нынешних обществ потребителей. Основной целью таких организаций, как в прошлом, так и в настоящем является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг.
В прежние времена лиги покупателей составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем, что несомненно являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, и, как следствие, о прибыльной торговли. Однако только общественного давления было явно недостаточно.
В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее, и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешнего общества потребителей), основными целями которых были: формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.
Первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г.
Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей стали широко развиваться практически во всех странах Европы, к примеру, Национальный совет потребителей Великобритании (1975 г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978 г.).
В 1960 г. была создана международная организация потребительских союзов, которая осуществляет защиту прав потребителей на международном уровне. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. На сегодняшний день Россия тоже является членом данной международной организации.
Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании