Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:11, реферат
Интеллектуальная собственность.
Определение интеллектуальной собственности.
Виды интеллектуальной собственности.
Российская практика реализации прав интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, научным открытиям, изобретениям и т.д.можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру. Собственностью являются не эти копии, а отражаемая в них информация.
Интеллектуальная собственность обычно подразделяется на промышленную собственность и произведения, охраняемые авторским правом.
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., предусматривает, что объектами права интеллектуальной собственности являются:
1) литературные, художественные произведения и научные труды;
2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
3) изобретения во всех областях человеческой деятельности;
4) научные открытия;
5) промышленные образцы;
6) товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения;
7) пресечение недобросовестной конкуренции.
Данный перечень конкретных видов интеллектуальной собственности не является исчерпывающим. Он может быть дополнен национальным законодательством.
Говоря об объектах интеллектуальной собственности, необходимо выделить их отличительные черты :
1) все
объекты интеллектуальной
2) результаты интеллектуальной деятельности имеют стоимостные оценки, как и прочие продукты человеческого труда. Они могут быть предметом трудовых контрактов, договоров купли-продажи, передачи прав для использования другими субъектами, т. е. не авторами, изобретателями. Субъект осуществляет присвоение упомянутых нематериальных объектов своей властью и в своих интересах; содействие третьих лиц при этом не требуется;
3) продукты
интеллектуальной деятельности
выступают носителями
4) большинство
объектов интеллектуальной
5) интеллектуальные продукты имеют нематериальный, невещественный, бестелесный характер в отличие от объектов вещных прав. Как всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации, они могут устаревать лишь морально;
6) между объектами интеллектуальной собственности существует системная связь. Например, на этапе научно-технического прогресса формируются и развиваются интеллектуальные продукты, и последующие в известной мере зависят от предыдущих. Первоначально объективное выражение получают результаты научной деятельности — теории, гипотезы, уравнения, открытия и т. д. Воплощенные в рукописи , опубликованные статьи, монографии, научные отчеты, они нередко служат основанием перехода к опытно-конструкторским работам. Результатом этого являются изобретения, промышленные образцы, математические расчеты и т. д. — объекты интеллектуальной собственности.
Изобретение
Именно изобретение, т.е. оригинальное, творческое решение какой-либо проблемы, изначально стало объектом правовой охраны в разных странах. Осознание его значения как собственности дало толчок к принятию в разных странах законов, защищающих и охраняющих этот вид собственности.
Существуют два понятия «изобретение»: правовое (патентное) и техническое. Правовое понятие, различное в разных странах, призвано возможно точнее отразить границы, в которых на данный момент времени экономически целесообразна юридическая защита новых научно-технических знаний.
Как
техническое понятие изобретени
Изобретению предоставляется правовая охрана на основе патента, если оно считается новым, т.е. не известно из уровня техники и для специалистов явным образом не следует из этого уровня (так называемый изобретательский уровень).
Общепринятая система охраны технических новшеств базируется на следующих основных принципах:
- принцип
признания за
- принцип разумного баланса интересов патентообладателя и интересов общества: ограниченность срока действия патента, соблюдение требования внесения действительного вклада в уровень техники, возможность свободного использования объекта для научного эксперимента и т.п.;
- принцип
предоставления охраны лишь
- принцип охраны прав и интересов не только патентообладателей, но и действительных создателей объектов .
Полезная модель
Полезная модель — это новое решение технической задачи, относящееся к устройству. Объект, защищаемый в качестве полезной модели, должен иметь явно выраженные пространственные формы (компоновку). Поэтому ни способы (технологические процессы), ни вещества в качестве полезных моделей не защищаются. В сущности, полезная модель — это название, применяемое к изобретениям в области механики.
В Патентном законе Российской Федерации полезная модель определена как «конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей». Охрана полезных моделей обеспечивает для среднего и мелкого предпринимательства, отдельного изобретателя механизм быстрой и дешевой защиты их конструктивных разработок.
Приведём пример полезной модели. В Республике Корея защищена конструкция зажигалки, скомбинированной с открывалкой для пивных бутылок. Практическая ее полезность, несмотря на невысокий творческий уровень разработки, не вызывает сомнения. Выпуск данной конструкции обеспечил производителю высокие прибыли, а наличие охранного документа на полезную модель защитило его монопольные права как патентообладателя.
Полезные модели охраняются в России, Японии, Германии, Италии, Южной Корее и др. Критерии патентоспособности полезных моделей в основном такие же, как и изобретений: новизна, промышленная применимость, полезность, уровень изобретательского творчества.
Полезные модели отличаются от изобретений двумя аспектами:
во-первых,
требуемый уровень
во-вторых, срок охраны гораздо короче (5 лет).
Более короткий срок охраны полезных моделей по сравнению с изобретениями обусловлен достаточно быстрым обновлением потребительского рынка в условиях конкуренции и, в связи с этим, значительно более простым механизмом их защиты. Заявка на полезную модель подвергается только формальной экспертизе, и свидетельство на полезную модель может быть получено заявителем через полгода.
Негативным последствием данной системы является меньшая надежность выдаваемой охранной грамоты и, как следствие, возможность оспаривания правомерности выдачи свидетельства. Чтобы этого не допустить, заявитель вправе ходатайствовать о проведении информационного поиска по заявке для определения уровня техники и оценки новизны полезной модели .
Механизм охраны полезных моделей в России предусматривает следующую особенность. Если после проведения информационного поиска установлен высокий творческий уровень разработки, то в период до принятия решения о выдаче соответствующего свидетельства возможно преобразование заявки на полезную модель в заявку на изобретение. Кроме того, срок действия свидетельства на полезную модель в отличие от патента может быть продлен.
Промышленные образцы
В последние
годы потребители все более
Промышленным образцом является художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Промышленные образцы относятся к сфере дизайна, но в то же время служат в качестве моделей в промышленном или кустарном производстве. Промышленный образец представляет собой решение эстетической или декоративной стороны полезного изделия. Декоративная сторона выражается в форме, структуре, цвете изделия и должна воздействовать на зрительное восприятие. Образец должен быть воспроизводимым промышленными средствами, поэтому он и называется промышленным. Если этот момент отсутствует, изделие подпадает скорее под категорию произведений искусства, защита которых обеспечивается законодательством об авторском праве.
В мировой практике различают в основном две разновидности промышленных образцов :
1. Общеполезные
(полезные) образцы, которые наряду
с удовлетворением
2. Промышленные рисунки и модели, которые прежде всего охраняют эстетическую сущность рисунков изделий (например, этикетки на спичечные коробки, бутылки с безалкогольной и винно-водочной продукцией, расцветки тканей и т.д.).
Промышленные образцы защищаются против неправомочного копирования или имитации. Как правило, срок такой защиты определен в пять, десять или пятнадцать лет (в России — до 5 лет). Документ, удостоверяющий защиту промышленного образца, называют свидетельством о регистрации или патентом.
Патент защищает владельца, как от полного копирования промышленного образца, так и от имитации, т.е. попыток внести небольшие изменения, сохранив сущность (например, использование при производстве одежды более дешевой фурнитуры и тканей).
Заявитель, согласно отечественному законодательству, может выбирать форму юридической охраны нового и оригинального дизайна изделия — по нормам авторского права, или в соответствии с Патентным законом РФ, или одновременно по авторскому и патентному праву. Это позволит в случае нарушений определить наиболее эффективную форму преследования нарушителя .Авторское право, получаемое явочным порядком, защищает объект только от копирования и эффективно обеспечивает охрану образцов, являющихся прежде всего произведениями дизайна (мебель, высококлассная модная одежда), так как какие-либо незначительные изменения резко ухудшают эстетическую привлекательность образца. Патентное законодательство предоставляет владельцу исключительные права, т.е. право «исключать» из хозяйственной деятельности своих конкурентов, но при этом требуется проведение экспертизы. Патентное право эффективно для объектов долгосрочного использования, совмещающих оригинальный дизайн с научно-техническими решениями.
Товарные знаки и знаки обслуживания
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.
Товарный знак — это символ, предназначенный в первую очередь для идентификации производителя, указывающий, кто несет ответственность за предлагаемые населению товары. Одинаковые товары могут изготавливаться разными производителями и распространяться разными продавцами и все они могут использовать свои товарные знаки. Конкурирующие товары будут различаться единственно по товарным знакам. Чтобы это работало на практике, товарные знаки должны быть не только разными, но и должны обладать высокими различительными свойствами.
История товарных знаков насчитывает тысячелетия. Примерно с 5000 года до нашей эры на глиняной посуде появляются обозначения, которые можно классифицировать как товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в период царствования императора Хонг-То, была маркирована обозначениями, которые указывали имя правящего императора и имя производителя или место производства . Практическое использование товарного знака широко началось в XIX в.
Первое практическое использование товарного знака связано с именами Уильяма Проктора и Джеймса Гембла.