Исполнительная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах.

Содержание

Введение 3
Роль исполнительной власти в жизни общества. 5
Система и структура органов исполнительной власти в РФ. 7
Определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти. 10
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Роль исполнительной власти в жизни общества. 5

Система и структура органов  исполнительной власти в РФ. 7

Определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти. 10

Заключение 14

Список используемой литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и структура  государственной власти юридически закрепляются в Конституции и  конституционных законах. Государственная  власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы  убеждения и принуждения. При  этом она должна быть носительницей  определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и  судебную, а также разграничения  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов  с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти  предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Законодатель не устанавливает  понятие органа исполнительной власти ограничиваясь лишь указанием на существование  единой системы государственных органов исполнительной власти  и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных  законах, законах субъектов РФ и иных нормативных   правовых актах их полномочий.

Учитывая вышеизложенное, задачами настоящего  реферата  являются:

–       определение понятия, признаков и функций исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной  власти;

–       определение системы и структуры органов исполнительной власти в РФ;

–       определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль исполнительной власти в жизни общества.

В исполнительной власти заключено  то звено государства, которое практически  организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов  и наибольшее число государственных  служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции  правового государства главной  функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой  распорядительной деятельности, которая  неизбежно затрагивает права  и интересы граждан — защищает их, а порой и нарушает. Отсюда та тщательность, с которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования, организации  и ответственности органов исполнительной власти.

Исполнительная власть, а  конкретнее — ее «силовые» министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и  общественности, стремящихся не допустить  чрезмерных ограничений свободы. Столь  же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность экономических  министерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономике  и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно  ограничить право частной собственности  и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой  степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и  государственная поддержка культуры.

Выполняя в целом безусловно полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного  рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации  их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

И тем не менее роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к  усилению. К этому побуждают общее  усложнение международной жизни  и внутренней обстановки во многих странах, потребности экономики  и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые  ей обществом требования поиска новых  путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов  деятельности.

Роль исполнительной власти особенно важна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. Постсоциалистические государства, включая Россию, совершают  этот переход, провозгласив основные цели правового государства. На исполнительную власть ложится главная тяжесть  проведения глубоких хозяйственных преобразований и создания рыночной экономики. Органы этой ветви государственной власти играют решающую роль для претворения в жизнь новых демократических законов, охраняющих права и интересы граждан.

 

 

 

 

 

Система и структура  органов исполнительной власти в  РФ.

Исполнительную власть в  РФ на федеральном уровне осуществляет Правительство РФ (ч. 1 ст. 110 Конституции  РФ), состоящее из Председателя Правительства  РФ, заместителей Председателя Правительства  РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 110 Конституции РФ).

Структура федеральных органов  исполнительной власти определяется Президентом  РФ по представлению Председателя Правительства  РФ (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ); также  по предложению Председателя Правительства  РФ Президент РФ назначает на должность  заместителей Председателя Правительства  РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 112 Конституции РФ). Председатель Правительства  распределяет обязанности между  заместителями Председателями Правительства  РФ, причем один из заместителей Председателя Правительства РФ осуществляет функции  Председателя Правительства РФ (в  частности, председательствует на заседании  Правительства РФ) во время отсутствия Председателя Правительства РФ (ст. 8 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ»).

Председатель Правительства  РФ определяет основные направления  деятельности Правительства РФ, организует работу Правительства РФ (ст. 113 Конституции  РФ). В частности, Председатель Правительства  председательствует на заседаниях Правительства  РФ, дает поручения заместителям Председателя Правительства РФ, федеральным министрам, подписывает принятые Правительством РФ постановления Правительства  РФ, а также распоряжения Правительства  РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). Правительство  РФ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральным законодательством  и указами Президента РФ (ст. 113, ч. 1 ст. 115 Конституции РФ).

Правительство РФ разрабатывает  и представляет Государственной  Думе проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год (никакой другой субъект  права законодательной инициативы не может внести в парламент этот законопроект), обеспечивает исполнение принятого федерального бюджета, после  чего отчитывается об этом перед Государственной  Думой (п. «а» ч. 1 ст., 114 Конституции  РФ). Правительство РФ управляет  федеральной государственной собственностью (п.«г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), причем на практике указанное полномочие делегировано Правительством РФ специализированному  федеральному органу исполнительной власти (Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом). Помимо этого, Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в  ряде общественно важных сфер (пп.«б», «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), вносит свой вклад в оборону страны, обеспечение  государственной безопасности, реализацию российской внешней политики, поддержание  законности, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрану общественного  порядка и борьбу с преступностью (п. «д», «е» ч. 1 ст. 114 Конституции  РФ). Правительство РФ является субъектом  права законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

В соответствии с Федеральным  конституционным законом «О Правительстве  РФ», в целях осуществления возложенных  на него функций Правительство РФ, в частности, утверждает положения  о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности их территориальных  органов, формирует мобилизационный  план российской экономики, управляет  государственным долгом РФ, в пределах своих полномочий заключает международные  договоры РФ.

Для решения оперативных  вопросов в составе Правительства  РФ формируется Президиум Правительства  РФ, в который входят Председатель Правительства РФ, назначенные им заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры (ст. 29 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ»).

Правительство РФ руководит  деятельностью федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти — федеральных служб и  федеральных агентств. При этом большинство  федеральных служб и федеральных  агентств, в свою очередь, подведомственно  тому или иному федеральному министерству. Так, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям подведомственно  Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ, а Федеральная служба по труду  и занятости подведомственна  Министерству здравоохранения и  социального развития РФ.

Президент РФ как Верховный  главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и председатель Совета Безопасности РФ напрямую руководит рядом «силовых»  федеральных органов исполнительной власти — Министерством обороны  РФ, Министерством внутренних дел  РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной  службой безопасности РФ и некоторыми другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти.

Характеризуя полномочия Президента по отношению к органам  исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что:

1) Президент вправе приостанавливать  действие актов органов исполнительной  власти субъектов Федерации в  случае противоречия этих актов  Конституции РФ и федеральным  законам, международным обязательствам  Российской Федерации или в  случае нарушения прав и свобод  человека и гражданина до решения  этого вопроса соответствующим  судом;

2) Президент может использовать  согласительные процедуры для  разрешения разногласий между  органами государственной власти  Федерации и ее субъектов, а  также между органами государственной  власти субъектов. В случае  недостижения согласованного решения  он может передать разрешение  спора на рассмотрение соответствующего  суда (ст. 85 Конституции РФ);

3) в случаях, предусмотренных  Федеральным законом, Президент  управомочен своим Указом выносить  предупреждение законодательному  органу субъекта Федерации об  устранении установленных решением  суда нарушений. Если в течение  3-х месяцев решение суда не  исполняется, Президент вносит  в государственную Думу проект  федерального закона о роспуске  данного законодательного (представительного)  органа субъекта;1

4) Президент вправе в  предусмотренных федеральным законом  случаях отрешать от должности  высшее должностное лицо (руководителя  высшего исполнительного органа  государственной власти), что влечет  за собой отставку возглавляемого  указанным лицом высшего исполнительного  органа государственной власти. Отрешению предшествует предупреждение  на основе решения суда о  незаконности изданного данным  лицом нормативного акта, неисполнение  решения суда в течение двух  месяцев. В необходимых случаях  Президент может назначить временно  исполняющего обязанности высшего  должностного лица (руководителя  высшего исполнительного органа) субъекта Федерации на период  до вступления в должность  вновь избранного.

Информация о работе Исполнительная власть в РФ