Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:35, контрольная работа

Краткое описание

Гражданское право и гражданское законодательство - понятия, тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собой совокупность норм права, то второе - это совокупность нормативных актов.

Содержание

Введение
1.Конституция как источник гражданского права
2.Международные договоры
3.Гражданский кодекс Российской Федерации и дополняющие его законы
4.Подзаконные акты как источники гражданского права
5.Вступление в силу гражданского законодательства и иных актов, содержащих норм гражданского права
6.Судебная практика как источник гражданского права
7.Нормы морали
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

1.Конституция как источник гражданского права

2.Международные договоры

3.Гражданский кодекс Российской Федерации и дополняющие его законы

4.Подзаконные акты как источники гражданского права

5.Вступление в силу гражданского законодательства и иных актов, содержащих норм гражданского права

6.Судебная практика как источник гражданского права

7.Нормы морали

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Гражданское право и гражданское  законодательство - понятия, тесно связанные  друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собой совокупность норм права, то второе - это совокупность нормативных актов.

Нормы гражданского права  выражены в различных правовых формах, которые в юридической науке  получили название "источники гражданского права". Существуют два основных источника гражданского права: законодательство, или нормативные акты, и обычай. Кроме того, источниками гражданского права являются международные договоры и судебная практика. В гражданско-правовой науке вопрос об источниках гражданского права до сих пор решается неоднозначно, поэтому целесообразно рассмотреть  проблему источников гражданского права  исходя из наиболее широкого подхода, то есть исследовать все упомянутые в литературе источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Конституция как источник гражданского права.

Систему гражданского законодательства предопределяют положения Конституции  РФ, согласно которой гражданское  законодательство находится в ведении  Российской Федерации (п. "о" ст.71). Соответственно на всей территории нашей  страны действует единое гражданское  законодательство. Исключением является жилищное право, которое согласно п. "к" ст.72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерацией и ее субъектов, и в  этой области при отсутствии федеральных  законов могут приниматься нормативные  акты субъектов Федерации См.: Гатин А.М. Гражданское право. Учебное пособие. - М.: А-Приор, 2009. - С. 16.. Их предмет определен Жилищным кодексом, введенным в действие с 1 марта 2005 г., который в интересах единства жилищного законодательства сохраняет основное регулирование в этой области за Российской Федерацией. Конституция РФ определяет также конкретные формы основных актов отечественного законодательства: это федеральные законы, которые принимает Государственная Дума (ст.105), указы и распоряжения Президента РФ (ст.90), постановления и распоряжения Правительства РФ (ст.115).

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Международные договоры.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Такая общая и четкая формулировка появилась в отечественном праве впервые и имеет принципиальное значение.

Общепризнанные принципы и нормы международного права  содержатся в Уставе ООН, декларациях  и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного суда. Для гражданского права особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных  договоров в области международных  экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском  праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных  договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Однако они применяются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства См.: Суханов Е.А Гражданское право. Т 1. - М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 2006. - С. 39..

В качестве примеров международных  договоров, в которых участвует  Российская Федерация, можно отметить:

* Венскую конвенцию ООН  о договорах международной купли-продажи  товаров 1980 г. (РФ присоединилась  в 1990 г),

* Бернскую конвенцию о  литературной и художественной  собственности 1886 г. (РФ присоединилась  в 1995 г),

* Римскую конвенцию об  охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных  организаций 1961 г. (РФ присоединилась  в 2002 г) и др См.: Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. - С. 23..

Международные договоры Российской Федерации применяются к гражданским  правоотношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его  применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем те, которые предусмотрены  гражданским законодательством, применяются  правила международного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Гражданский кодекс Российской Федерации и дополняющие его законы.

Основным законом гражданского права в большинстве современных  государств традиционно является Гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. Наличие такого кодекса обеспечивает единство обширного гражданского законодательства, устойчивость системы входящих в него актов, облегчает правоприменительную деятельность и свидетельствует о надлежащем уровне национального законодательства.

В течение более 30 лет  в Российской Федерации действовал ГК 1964 г. (с рядом последующих изменений), насчитывавший 569 статей. После провозглашения в 1991 г. государственного суверенитета России и принятия в 1993 г. Конституции  РФ был разработан новый ГК РФ. Он основан на принципах рыночной экономики, закрепленных в Конституции РФ, и  дает новую и более полную регламентацию  гражданско-правовых отношений по сравнению  с ранее действовавшим ГК.

Часть первая ГК содержит 4 части, первая включает общие положения, право  собственности и другие вещные права  и общую часть обязательственного права; часть вторая посвящена отдельным  видам обязательств, часть третья - нормам наследственного права и  международного частного права, часть  четвертая посвящена интеллектуальной собственности, патентному и авторскому праву.

Будучи основным законом  гражданского права, ГК определяет предмет гражданского права и его основные начала, закрепляет систему институтов гражданского права и большинство из них достаточно подробно регламентирует, что ограничивает, а в отдельных случаях и исключает необходимость принятия дополняющих Кодекс законодательных актов. В ГК содержится также указание о тех законах гражданского права, которые подлежат изданию. В новом ГК имеется развернутая система норм о предпринимательской деятельности: в части первой определен статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и государственных предприятий, а в части второй подробно урегулированы все основные предпринимательские договоры.

При подготовке нового ГК были использованы предшествующий опыт развития гражданского законодательства России, выводы и рекомендации отечественной  цивилистической науки, а также законодательная практика зарубежных государств рыночной экономики. Были приняты во внимание и важнейшие универсальные международные соглашения в области частного права, в которых участвует Российская Федерация.

В статьях ГК названо около 30 федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких  законов уже введено в действие. Некоторые новые законы были подготовлены по инициативе Президента РФ и Правительства  РФ См.: Суханов Е.А Гражданское  право. Т 1. - М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 2006. - С. 41.. Наиболее важными законами, дополняющими ГК, являются к примеру в области корпоративного права это: Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон о банкротстве, ряд законов о некоммерческих организациях.

 

 

 

 

 

 

4.Подзаконные акты как источники гражданского права.

Важную группу источников гражданского права образуют указы  Президента РФ и постановления Правительства  РФ. ГК именует их "иные правовые акты" и этот термин используется во многих последующих статьях ГК. В юридической литературе эта  группа правовых норм обозначается также  термином "подзаконные акты" См.: Гатин А.М. Гражданское право. Учебное пособие. - М.: А-Приор, 2009. - С. 18..

1. Указы Президента РФ. Согласно ст.80 Конституции РФ  Президент РФ определяет основные  направления внутренней и внешней  политики государства. Эта конституционная  норма позволяет Президенту РФ  издавать указы по широкому  кругу вопросов, прежде всего  в области регулирования предпринимательской  деятельности, а также защиты  прав граждан.

2. Постановления Правительства  РФ. Законодательная компетенция  Правительства РФ определена  в Федеральном конституционном  законе от 17 декабря 1997 г. "О  Правительстве Российской Федерации"  достаточно широко и предусматривает  регулирование в социально-экономической  сфере, управление федеральной  собственностью, обеспечение свободы  экономической деятельности. Акты  Правительства РФ нормативно-правового  характера издаются в форме  постановлений, акты по оперативным  и текущим вопросам - в форме  распоряжений.

3. Нормативные акты министерств  и иных федеральных органов.  Эти федеральные органы согласно  п.7 ст.3 ГК могут принимать акты, содержащие нормы гражданского  права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами, решениями Президента РФ и  Правительства РФ.

Иными федеральными органами являются Центральный банк РФ (Банк России), созданные в рамках новой  системы государственного управления и подчиненные непосредственно  Правительству РФ федеральные службы, прежде всего, служба по финансовым рынкам и антимонопольная служба. В случаях, установленных законами, указами  Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовое регулирование вправе осуществлять по вопросам своей компетенции и вновь созданные федеральные агентства, входящие в структуру министерств.

5.Вступление в силу гражданского законодательства и иных актов, содержащих норм гражданского права.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении  десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, в законах о введении в действие отдельных частей Гражданского кодекса РФ определен иной порядок  вступления в силу. Например, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса  Российской Федерации" часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации  введена в действие с 1 марта 2002 года.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный  характер, а также акты Правительства  Российской Федерации, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие  правовой статус федеральных органов  исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня  их первого официального опубликования. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций  или имеющие межведомственный характер подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному официальному опубликованию, кроме актов или  отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных  их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие  государственную регистрацию, а  также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих  правоотношений, применения санкций  к гражданам, должностным лицам  и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации  по истечении десяти дней после дня  их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок  вступления их в силу.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"